|
|||
Е. И. ЗамятинСтр 1 из 2Следующая ⇒ 9. 02 Е. И. Замятин 1884-1937 § Повесть «Уездное» (1913) – приносит славу ü Принципиально новое художественное видение и новые художественные образы ü Уезд § Повесть «На куличиках» (1916) ü О войне ü Об армии ü У черта на куличиках ü Дальний Восток (не похожа на «Поединок») § В личности, характере не шел в ногу со всеми (наперекорность в образах, стиле и в биографии) § Претексты «Мы»: ü Повесть «Астровитяне» ü Рассказ «Ловец человеков» ü Четыре сказки про Фиту
Роман «Мы» § Роман «Мы» закончен в 1920 в Петрограде § Жанр – роман антиутопия § Рукопись, которая не издана, запрещена культурой, но свободно ходила по рукам (цензурой); не была опубликована § Роман вбирает в себя реалии и идеи своего времени § Роман-предупреждение с исторической, нравственной и культурной точек зрения § З. предпринимает все возможное для того, чтобы роман увидел свет ü Отдает рукопись Воронскому (но отрицательная рецензия) ü Роман не понравился Горькому ü Был издан за рубежом в английском издании в переводе ü без предупреждения печатается в русском эмигрантском журналеà политический скандал: измена родине ü З. перестали издавать, для него закрылись все издания ü Письмо Сталину с просьбой покинуть отечество – ему дают разрешение (провожает Булгаков, который пишет такое же письмо Сталину, но вместо разрешения получает только работу) § З. знал пролеткультовские стили («Мы» Кириллова, «Радость» и т. д. ) à избавление от собственного я, мы – едины Утопия и антиутопия § Утопия – художественное исследование в литературном произведении общества будущего, а также путей достижения и составляющих предлагаемого социального, политического, экономического и духовно-нравственного идеала. Н. Г. Чернышевский «Что делать? » § 20 век активизирует интерес к утопии à стремление писателей заглянуть в будущее, предугадать тенденции времени в политическом, экономическом, техническом смыслах. В. Брюсов «Республика Южного креста», «Земля» А. Богданов (Пролеткульт) «Красная звезда» А. И. Куприн «Тост» И др. Возникли после событий первой русской революции. § Антиутопия - глубоко закономерное явление § Первенство – З. «Мы» § Между утопией и антиутопией существует определенная глубинная связь: ü Для классической утопии мифотворчество обязательно. Миф может быть выражен с большей или меньшей отчетностью и последовательностью, однако присутствует всегда. ü Антиутопия – миф (другой тип связи): отношение принципиальной несовместимости. Миф, из которого вырастает образ рая на земле (как в утопии) используется с целью проверить не только его осуществимость, но его гуманность, нравственность его оснований. § Утопия (лат. Происхождение) à Томас Мор à «Место, которого нет» ü Т. Мор «Утопия» ü ТомазоКомпонелло «Город Солнца» ü С. Л. Франк писал о феномене утопизма § Е. И. Замятин создал зловещий образ Благодетеля. § Во всех утопиях существует такой механизм государственной власти, как тайная полиция (следят за появлением какого-либо инакомыслия) § На видных местах висят ящики для доносов (это хорошо) § Перед нами жестко и иерархически структурированное государство (не представляет ничего нового и революционного – кастовое общество) § Литера – касты (закреплена определенная социально-производственная функция) ü Д-503 никогда не будет заниматься тяжелым трудом, для этого есть другие литеры ü Для того, чтобы дать литеру и номер – тестируют (как сегодня тест IQ) § Обожествление Благодетеля (из него творят кумира) à Д-503 участвует в конкурсе гимнов во славу Благодетеля § В антиутопии можно выделить ряд типологических признаков: 1. Четко очерченные границы места действий (ярко выраженныйтопос) ü У З. Зеленая стена (прозрачная) настолько высокая, что птицы туда не залетают, но ее могут перелететь на аэро; отделяет дикий мир от цивилизации (идеальной, рациональной) ü Настолько идеальна, что готовы захватить вселенную (для этого нужен Интеграл) ü Отсутствует естественное начало (природа – дикое, за стеклом), но при этом дикое продолжает существовать ü Естественные начала не потопляемы в человеке (О любит Д, Д любит I– любви нет, есть розовый талон) 2. Всегда изображено насилие над историей, которую упрощают и укрощают творцы утопии на земле ü Запрещены вещи из прошлого (папиросы, духи) ü 200летняя война для того, чтобы создать идеальную цивилизацию ü Формируется новый тип сознания, новое мировоззрение (отбирают все, что характеризует человека как личность) ü Разные способы невелировать личность ü Нет понятия семья 3. Герою антиутопии суждено пережить это насилие как собственную драму, обладающую для героя неповторимым значением, хотя, по сути, она вполне типична, предуказана и неотвратима по всей логике существующего единого государства, членом которого герой является. ü Драма Д-503 в том, что в нем постепенно начинает формироваться индивидуальное сознание, личность, я (начинает выпадать из привычной социальной структуры; воспринимает это как болезнь – теряет сон, душевный покой, начинает страдать) ü Герой был обладателем коллективного, массового сознания и психология была такая же à человек перестает быть личностью, но обретает социально комфортное существование (он ни за что не отвечает, кроме своей работы; остальное все определено) – за все отвечает Благодетель (он знает как лучше, «Не нарушай и будешь счастлив») ü Д-503 начинает нарушать и от этого ему тревожно и некомфортно Основная проблемаà Личность, внутренняя свобода, независимость – тяжело и не каждому по силам, большинству людей удобнее быть обладателями массового сознания (нет одиночества, но нет и ответственности). 4. Насилие над историей оказывается неотвратимо взаимосвязано и с насилием над природой в широком смысле. ü Насилие над средой обитания (искусственная) ü Природа – дикая, отсталая, демонстративно отделена от цивилизации ü Способы питания: искусственно синтезированными продуктами (вещи не органического происхождения) ü Насилие над естественной нормой человека и человека (розовые талоны) – превращает их в отношения механизмов 5. Герой антиутопии претерпевает изменения в сознании, когда в нем зарождается неверие в разумность утвержденного порядка жизни. Герой становится перед выбором: ü Освободиться ü Вытравить сомнения (Д-503 выбирает этот вариант – окончательная гибель индивидуальности, вытравливается фантазия – не сможет работать в этом мире, творить, созидать) à у такого государства нет будущего
|
|||
|