Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е. И. Замятин



9. 02

Е. И. Замятин

1884-1937

§ Повесть «Уездное» (1913) – приносит славу

ü Принципиально новое художественное видение и новые художественные образы

ü Уезд

§ Повесть «На куличиках» (1916)

ü О войне

ü Об армии

ü У черта на куличиках

ü Дальний Восток (не похожа на «Поединок»)

§ В личности, характере не шел в ногу со всеми (наперекорность в образах, стиле и в биографии)

§ Претексты «Мы»:

ü Повесть «Астровитяне»

ü Рассказ «Ловец человеков»

ü Четыре сказки про Фиту

 

Роман «Мы»

§ Роман «Мы» закончен в 1920 в Петрограде

§ Жанр – роман антиутопия

§ Рукопись, которая не издана, запрещена культурой, но свободно ходила по рукам (цензурой); не была опубликована

§ Роман вбирает в себя реалии и идеи своего времени

§ Роман-предупреждение с исторической, нравственной и культурной точек зрения

§ З. предпринимает все возможное для того, чтобы роман увидел свет

ü Отдает рукопись Воронскому (но отрицательная рецензия)

ü Роман не понравился Горькому

ü Был издан за рубежом в английском издании в переводе

ü без предупреждения печатается в русском эмигрантском журналеà политический скандал: измена родине

ü З. перестали издавать, для него закрылись все издания

ü Письмо Сталину с просьбой покинуть отечество – ему дают разрешение (провожает Булгаков, который пишет такое же письмо Сталину, но вместо разрешения получает только работу)

§ З. знал пролеткультовские стили («Мы» Кириллова, «Радость» и т. д. ) à избавление от собственного я, мы – едины

Утопия и антиутопия

§ Утопия – художественное исследование в литературном произведении общества будущего, а также путей достижения и составляющих предлагаемого социального, политического, экономического и духовно-нравственного идеала.

Н. Г. Чернышевский «Что делать? »

§ 20 век активизирует интерес к утопии à стремление писателей заглянуть в будущее, предугадать тенденции времени в политическом, экономическом, техническом смыслах.

В. Брюсов «Республика Южного креста», «Земля»

А. Богданов (Пролеткульт) «Красная звезда»

А. И. Куприн «Тост»

И др.

Возникли после событий первой русской революции.

§ Антиутопия - глубоко закономерное явление

§ Первенство – З. «Мы»

§ Между утопией и антиутопией существует определенная глубинная связь:

ü Для классической утопии мифотворчество обязательно. Миф может быть выражен с большей или меньшей отчетностью и последовательностью, однако присутствует всегда.

ü Антиутопия – миф (другой тип связи): отношение принципиальной несовместимости. Миф, из которого вырастает образ рая на земле (как в утопии) используется с целью проверить не только его осуществимость, но его гуманность, нравственность его оснований.

§ Утопия (лат. Происхождение) à Томас Мор à «Место, которого нет»

ü Т. Мор «Утопия»

ü ТомазоКомпонелло «Город Солнца»

ü С. Л. Франк писал о феномене утопизма

§ Е. И. Замятин создал зловещий образ Благодетеля.

§ Во всех утопиях существует такой механизм государственной власти, как тайная полиция (следят за появлением какого-либо инакомыслия)

§ На видных местах висят ящики для доносов (это хорошо)

§ Перед нами жестко и иерархически структурированное государство (не представляет ничего нового и революционного – кастовое общество)

§ Литера – касты (закреплена определенная социально-производственная функция)

ü Д-503 никогда не будет заниматься тяжелым трудом, для этого есть другие литеры

ü Для того, чтобы дать литеру и номер – тестируют (как сегодня тест IQ)

§ Обожествление Благодетеля (из него творят кумира) à Д-503 участвует в конкурсе гимнов во славу Благодетеля

§ В антиутопии можно выделить ряд типологических признаков:

1. Четко очерченные границы места действий (ярко выраженныйтопос)

ü У З. Зеленая стена (прозрачная) настолько высокая, что птицы туда не залетают, но ее могут перелететь на аэро; отделяет дикий мир от цивилизации (идеальной, рациональной)

ü Настолько идеальна, что готовы захватить вселенную (для этого нужен Интеграл)

ü Отсутствует естественное начало (природа – дикое, за стеклом), но при этом дикое продолжает существовать

ü Естественные начала не потопляемы в человеке (О любит Д, Д любит I– любви нет, есть розовый талон)

2. Всегда изображено насилие над историей, которую упрощают и укрощают творцы утопии на земле

ü Запрещены вещи из прошлого (папиросы, духи)

ü 200летняя война для того, чтобы создать идеальную цивилизацию

ü Формируется новый тип сознания, новое мировоззрение (отбирают все, что характеризует человека как личность)

ü Разные способы невелировать личность

ü Нет понятия семья

3. Герою антиутопии суждено пережить это насилие как собственную драму, обладающую для героя неповторимым значением, хотя, по сути, она вполне типична, предуказана и неотвратима по всей логике существующего единого государства, членом которого герой является.

ü Драма Д-503 в том, что в нем постепенно начинает формироваться индивидуальное сознание, личность, я (начинает выпадать из привычной социальной структуры; воспринимает это как болезнь – теряет сон, душевный покой, начинает страдать)

ü Герой был обладателем коллективного, массового сознания и психология была такая же à человек перестает быть личностью, но обретает социально комфортное существование (он ни за что не отвечает, кроме своей работы; остальное все определено) – за все отвечает Благодетель (он знает как лучше, «Не нарушай и будешь счастлив»)

ü Д-503 начинает нарушать и от этого ему тревожно и некомфортно

Основная проблемаà Личность, внутренняя свобода, независимость – тяжело и не каждому по силам, большинству людей удобнее быть обладателями массового сознания (нет одиночества, но нет и ответственности).

4. Насилие над историей оказывается неотвратимо взаимосвязано и с насилием над природой в широком смысле.

ü Насилие над средой обитания (искусственная)

ü Природа – дикая, отсталая, демонстративно отделена от цивилизации

ü Способы питания: искусственно синтезированными продуктами (вещи не органического происхождения)

ü Насилие над естественной нормой человека и человека (розовые талоны) – превращает их в отношения механизмов

5. Герой антиутопии претерпевает изменения в сознании, когда в нем зарождается неверие в разумность утвержденного порядка жизни. Герой становится перед выбором:

ü Освободиться

ü Вытравить сомнения (Д-503 выбирает этот вариант – окончательная гибель индивидуальности, вытравливается фантазия – не сможет работать в этом мире, творить, созидать) à у такого государства нет будущего

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.