Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

Талион в истории права

 

Реферат

 

                                                   Неборской Алины Сергеевны

                                                   студента 1 курса, 8 группы

                                                   специальность «Правоведение»

                                                   очная форма обучения

                                                     

                                                   _____________________________

                                                         (подпись студента)

 

                                                           

 

 

                                 Минск, 2020

                                   2020

 

 

                                 Введение

 

В древности высшим идеалом справедливости для людей являлась реализация чувства мести. Законы древних времён были очень суровыми. Враждебность древних людей по отношению друг к другу в случае необходимости не имела предела. Именно возникновение принципа талиона положило конец неограниченной враждебности, которая могла привести общество лишь к регрессу.

Принцип талиона явился регулятором социальных взаимоотношений ранних исторических эпох. Именно в нем древние люди могли реализовать своё желание мстить. Поэтому представления о талионе составляют первую и самую универсальную форму справедливости.

 

Что такое талион?

Талион – это категория юриспруденции и морали, также известная как равное возмездие. Идея талиона состоит в том, наказание должно быть равным преступлению. Эта доктрина выражается обычно афоризмом «око за око, зуб за зуб».

 

Талион в истории

    Как известно, долгое время древние люди решали вопросы главным образом с помощью насилия. Первоначальные отношения между различными человеческими группами носили крайне неспокойный характер. Они были построены на вражде до такой степени, что она не имела никаких ограничений, её причиной могла стать ссора или даже малейшее недопонимание.

    Однако, воевать бесконечно невозможно, поэтому место отношений, построенных на взаимной вражде, должно было занять то, что урегулирует соседские взаимоотношения. Поэтому, абсолютно все сферы человеческой жизни первобытного человека уравнивались примитивным принципом, названным в истории талионом, или принципом равного возмездия. Принцип талиона в оригинале звучит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб». А в дословном переводе «талион» означает наказание, по силе равное совершённому преступлению. Несомненно, принцип талиона – это важная часть формирования основных нравственных законов и отношений между людьми.

    Есть большое количество примеров раннего оформления принципа талиона. Одним из самых известных являются законы Хаммурапи. Законы Хаммурапи – это свод законов Древнего Вавилона, который был создан во время царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э. ), в честь которого они и были названы. «Если, - говорится в законах, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить» (статья 229 законов царя Хаммурапи). Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение его на основе принципа талиона, то есть равного возмездия. Но вот её окончание: «Если же он причинит смерть сыну домохозяина, должно убить сына строителя» (статья 230 законов царя Хаммурапи). Иными словами, закон допускал применение наказания, в данном случае смертной казни, к лицу, которое не имело никакого отношения к совершённому преступлению. Как ещё один пример принципа талиона в законах Хаммурапи, существовало такое правило: всякий ложный обвинитель должен нести такую же ответственность, которая грозила обвиняемому. Допустим, если ему грозила смертная казнь, ложный обвинитель должен был умереть сам.

    Принцип Талиона также был зафиксирован в других древнейших письменных источниках. К примеру, в истории европейской культуры он встречается у Гесиода, Геродота, Гомера, в Библии и других источниках. Идея равного возмездия была выражена и в европейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах. В русском праве принцип талиона ещё сохранялась в значительном объёме в Соборном уложении 1649 года: «отсечёт руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Более того, разбойников разрешалось пытать в праздники, так как они сами в праздники «бьют, мучат и огнём жгут». Большую роль принцип равного возмездия играл и в законах Петра I. В артикуле воинском 1715 года предписывалось «за богохуление прожигать язык раскалённым железом, за лжеприсягу – отсекать два пальца, за убийство паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Принцип талиона применялся и при ложных доносах.

    Если смотреть на принцип равного возмездия в узком смысле, то можно подумать, что он призван поддерживать в человеке чувство гнева и мести. Складывается впечатление, что талион является олицетворением насилия. Однако, это мнение ошибочно, поскольку он явился первым шагом человека к моральному осмыслению насилия. Более того, если сравнить предыдущий человеческий опыт с принципом талиона, то становится очевидным прогресс.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.