Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы по ИЗЛ 19 века \ 1 половина 4 страница



Часто применяется в поэме прием контраста: красота роскошной южной природы, духовное величие простых людей героической Испании и Албании противопоставляются лицемерию и бездуховности английского буржуазно-аристократического общества. Это достигается постоянно вводимыми намеками на образ жизни английских обывателей, ироническими замечаниями в адрес английских политиканов. Разителен также контраст между моральным обликом «знати благородной» и простых людей Испании. Первые оказываются предателями отечества, вторые - ее спасителями.

Жанр лиро-эпической поэмы, введенный Байроном в литературу, значительно расширял возможности художественного изображения жизни. Это прежде всего выразилось в более углубленном показе духовного мира людей, в изображении могучих страстей и переживаний героев, в лирических размышлениях о судьбах человечества и народов.

В первой песне поэмы рассказывается о том, как Чайльд Гарольд путешествует по Португалии и Испании. Описание этого путешествия строится на типично романтическом контрасте. Гарольд поражен великолепием прекрасных морских ландшафтов, благоухающих лимонных рощ и садов, величественных горных кряжей. [150]

Но он видит, что этот цветущий край не знает мира и покоя: в Испании бушует война; армия французских захватчиков вторглась в нее с севера, английское правительство под тем «благовидным» предлогом, что оно желает восстановить «законную» феодальную монархию, свергнутую Наполеоном, высадило в Кадиксе десант. Байрон рисует захватнические войны в их истинном, неприглядном свете, он лишает их ореола фальшивой героики.

Давая в первой песне зарисовки быта, нравов, черт характера жителей Сарагоссы, Севильи, Мадрида и т. д., Байрон вместе с тем показывает массовый героизм народа Испании, поднимавшегося на борьбу за свою независимость: девушка из Сарагоссы, оставив кастаньеты, бесстрашно следует за возлюбленным в битвах и перевязывает его раны, а когда ее любимый погибает, она сама ведет в бой соотечественников:

Любимый ранен - слез она не льет,

Пал капитан - она ведет дружину,

Свои бегут - она кричит: «Вперед! »

И натиск новый смел врагов лавину!

Кто облегчит сраженному кончину?

Кто отомстит, коль лучший воин пал?

Кто мужеством одушевит мужчину?

Все, все она!..

(Пер. В. Леечка)

Простой крестьянин оставил мирный труд, чтобы сменить серп на меч; горожане обучаются военному делу, чтобы дать отпор врагу, и т. д. Поэт славит мужество народа, призывает его вспомнить героический дух предков, стать грозой для иноземных захватчиков.

Байрон одним из первых европейских писателей убедительно показал, что народ в состоянии сам постоять за свои права.

Во второй песне «Чайльд Гарольда» Гарольд посещает Грецию, народ которой тогда еще не имел возможности выступить с оружием в руках против своих поработителей - турок. Байрон проницательно предсказывал народу Греции, что свободу свою он сможет завоевать лишь собственными силами. Он предупреждал патриотов, что никакой иноземный союзник не поможет им освободиться от турецкого ига, если они сами не возьмутся за оружие. [151]

Во время своего путешествия Гарольд посетил также и Албанию. Описывая суровую природу этой страны, Байрон создал волнующий образ албанского патриота, в котором жив «героический дух Искандера» - героя албанского народа, возглавившего национально-освободительное движение против турок.

Внимательно прочитав первые две песни поэмы, нельзя не заметить, что образ Гарольда как бы постоянно заслоняется и отодвигается на задний план другим героем поэмы - собирательным образом народа тех стран, по которым путешествует Чайльд Гарольд, - образами испанских партизан (гверильясов), албанских патриотов, свободолюбивых греков. Создание Байроном этих образов явилось идейным и художественным новаторством для того времени; английский поэт сумел подчеркнуть огромное значение народно-освободительных движений для судеб европейского общества начала 10-х годов XIX в. В этом сказалось художественное и философское обобщение опыта народных движений за целую историческую эпоху, начиная с Войны за независимость в Северной Америке (1775-1783) и Французской революции 1789-1794 гг. вплоть да начала 10-х годов XIX в.

Следует отметить, что в третьей и четвертой песнях поэмы все яснее сказывается неудовлетворенность Байрона своим героем; ему не нравится его роль пассивного наблюдателя, поэтому образ Гарольда вовсе исчезает в четвертой песне, уступая место лирическому герою поэмы. Кроме того, личный опыт Гарольда слишком узок. Он не может постичь смысл и масштабность происходящих событий.

Третья песнь была завершена уже после изгнания Байрона из Англии (1817). В ней нашла свое выражение духовная драма великого английского поэта Кроме того, в ней отразились и его личные жизненные неудачи. Третья песнь начинается и кончается обращением к маленькой дочери Байрона Аде, которую ему уже не суждено было увидеть. Полные глубокого трагизма строки как бы вводят нас в обшую минорную тональность произведения. Описывая путешествия Гарольда по Бельгии, Байрон предается тягостному раздумью о будущем человечества. Вопреки официальной точке зрения, он расценивает победу союзников над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 г. как одну из трагедий мировой истории. Жертвы, принесенные нациями для того, [152]чтобы сокрушить деспотию Наполеона, были, по его мнению, напрасны: Ватерлоо не только не облегчило положение народов Европы, но привело к восстановлению Бурбонов во Франции.

 22 вопрос. Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»).

«Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих романов время действия его было отнесено в далекое прошлое Англии, спустя сто лет после норманнского завоевания. Более того, события относятся к 1194 г., когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена. В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические, национальные и социальные. Ричард ведет борьбу за престол, отнятый у него его братом принцем Джоном. Саксы, завоеванные норманнами, не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не может простить им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. В стране не сложилась единая нация, государственная система, национальный язык и культура. Судьба вымышленного персонажа доблестного рыцаря Айвенго зависит от участи английского короля Ричарда, который под именем Черного рыцаря появляется среди своих подчиненных и стремится узнать об их настроениях.

Главную привлекательность романа составляют динамика действия, колорит средневековья, выраженный не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов, но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость демократического короля, находящегося на равных то в обществе монаха, то среди разбойников во главе с Робин Гудом, то на рыцарском поединке. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная неотделима от судьбы [209] государства, монарха. Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования. Повествователь, не вмешивающийся в происходящее, но комментирующий его, на какое-то время приостанавливает ход событий, но потом как бы наверстывает упущенное, быстро приближаясь к счастливой развязке. Король в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго - типично романтический, вполне соответствующий трактовке монарха, который ему покровительствует. Верный своему поэтическому кредо, Скотт уважает право каждого народа на свою историю, культуру, обычаи. Поэтому в романе с такой достоверностью и убедительностью одинаково полно и многосторонне показаны норманн Буагильбер и еврей Исаак, сакс Седрик и король Ричард, гонимые и угнетенные, угнетатели и завоеватели. Одно из главных достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими героями.

Проблема становления сильного государства всегда интересовала В. Скотта. XV век во Франции - это период зрелого феодализма, когда силы феодальной анархии могли оказать пагубное влияние на формирование централизованного государства. Главный политический конфликт эпохи, как всегда у В. Скотта, верно обозначен в романе «Квентин Дорвард» (1823). Это конфликт между Людовиком XI, которого поддерживают города, торговцы и ремесленники, и Карлом Смелым герцогом Бургундским, опирающимся на старые феодальные привилегии. Частная жизнь здесь еще в большей степени, чем в «Айвенго», подчинена общественной. На первый план выступают исторические персонажи. Среди них Людовик XI, характер которого очень динамично раскрывается на протяжении всего романа. Главный акцент в этом произведении падает на характеры, а не на события. Последние играют вспомогательную роль, высвечивая отдельные стороны натуры того или иного персонажа. Особый интерес представляет стиль романа. Использование архаизмов подчеркивает колорит средневековья; различные социальные группы и народности, изображенные писателем, также создают живую, многоликую картину эпохи. Полно и богато [210] представлен внутренний мир персонажа, оттеняя и подчеркивая определенные черты характера, натуры, темперамента. Например, коварство, лицемерие, хитрость и политический опыт Людовика противопоставлены рыцарской отваге, прямолинейности, неосторожности и политической недальновидности Карла Смелого. Их окружают люди, соответственно разделяющие их вкусы и привычки и также принадлежащие к различным политическим группировкам. Реалии быта, например приметы большого торгового города Льежа, детали костюма дядюшки Пьера (переодетого короля), полнее, чем в предыдущих романах, раскрывают события, связанные с доминирующими политическими силами эпохи. Эти нраво- и бытописательские эпизоды функциональны и подчеркивают динамику сюжета произведения.

Влияние В. Скотта-романиста на английскую и мировую литературу трудно переоценить. Он не только открыл исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой воспользовались как его современники (Булвер-Литтон, У. Г. Эйнсуорт), так и последующие поколения писателей (Э. Гаскелл, сестры Бронте, Д. Элиот и др. ).

15 вопрос. Первый период творчества (1807-1809). Сборник стихотворений «Часы досуга» (1807) является первым литературным опытом Байрона. В этом сборнике молодой поэт находится еще под обаянием любимых образов английской поэзии XVIII века. То он подражает элегиям Грея (стихотворение «Строки, написанные под вязом на кладбище в Гарроу»), то поэзии Бернса («Хочу ребенком быть я вольным... »); но особенно сильно чувствуется в ранних произведениях Байрона влияние дидактической поэзии классицистов (стихотворение «На смерть мистера Фокса» и другие). Вместе с тем в некоторых ранних стихотворениях уже начинает сказываться поэтическая индивидуальность будущего творца «Каина» и «Прометея». Об этом свидетельствует проявляющаяся иногда страстность тона, глубокий лиризм некоторых строк. Автор «Часов досуга» презрительно отзывается о «светской черни», о «чванливой знатности» и богатстве. Лирический герой сборника хочет бежать от лицемерия и фальши респектабельного общества в горы родной Шотландии. В общении с природой старается он найти исцеление от душевных ран, нанесенных бессердечным миром знатных лицемеров.
Стихи Байрона были замечены публикой. Однако литературный критик из «Эдинбургского обозрения», влиятельного либерального журнала, дал на них отрицательную рецензию. Поэт ответил на нее убийственной сатирой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), которую принято считать первым зрелым произведением Байрона, правда, не вполне свободным от подражания классицистической поэтике. Эта сатира явилась также первым литературным и политическим манифестом революционного английского романтизма. Байрон подверг в ней злому осмеянию все признанные литературные авторитеты. Он беспощадно высмеял реакционных романтиков - Саути, Вордсворта, Кольриджа, автора многочисленных мистико-авантюрных романов Льюиса и других. Однако Байрон выступал не только с критикой современной ему английской литературы; он с похвалой отзывался о Шеридане (создателе замечательной сатирико-бытовой комедии), о поэтах-демократах Роджерсе и Кемпбелле (за их верность гражданским идеалам Просвещения XVIII века), а также о поэте-реалисте Краббе.
Байрон требовал от литераторов стать «ближе к жизни», откинуть антиобщественные, религиозно-мистические настроения, которые прикрывают лишь «голый эгоизм и произвол». Байрон призывал творчески использовать народную поэзию, говорить на языке, понятном простым людям:

Ахейскую цевницу золотую
Оставьте вы - и вспомните родную!

Второй период творчества (1809-1818). Второй период творчества Байрона начинается с опубликования двух первых песен лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Поэма эта создавалась в течение нескольких лет. Однако мы рассмотрим сразу все ее четыре песни, написанные в разное время, поскольку и тематически, и по своим жанровым признакам они составляют одно неразрывное целое.

 

21 вопрос. Ранние произведения. «Эндимион». Уже первые стихотворения Китса поражают своей жизнерадостностью и глубоким чувством гуманности. Яркие краски, красота материального мира у него всегда выступают на первый план. Тут нет места «божественному» и «потустороннему»; поэзия Китса может быть лучше всего охарактеризована его же собственными словами, как «поэзия земли». Именно стихийный материализм и радикализм воззрений Китса, отчетливо выразившиеся уже в первых произведениях поэта, вызвали бешеную ненависть со стороны реакционной печати, ибо жизнеутверждающие мотивы поэзии Китса, его призыв наслаждаться красотами природы, радостями бытия имеют глубоко прогрессивное значение, если принять во внимание, что это было время, когда реакционные романтики поднимали на щит мистику, иррационализм, проповедовали религиозно-ханжескую, пуританскую мораль. В условиях торжества идеологической реакции не только такие стихотворения, как сонет «Памяти Костюшко», сонет «На выход Ли-Гента из тюрьмы» или сонет «О мире», где осуждаются кровопролитные и жестокие войны, но даже и такие невинные на первый взгляд произведения, как сонет «Кузнечик и Сверчок», звучали прямым вызовом церкви, ее проповеди смирения, осуждения земных радостей:

Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли, когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве,
Поэзия земли не знает смерти...

Светом и искрящимся оптимизмом исполнено и первое крупное произведение Китса - поэма «Эндимион».
В основе сюжета этой поэмы лежит миф о любви богини Дианы к прекрасному юноше Эндимиону. Китс обращается в своей поэме к пластическим, прекрасным формам и образам древнегреческого искусства. Следует заметить, что, противопоставляя мистицизму и культу средневековья, насаждаемому реакционными романтиками, великое греческое искусство, Китс и Шелли продолжали традиции революционного классицизма времен французской революции. Это противопоставление имело для той эпохи глубоко прогрессивный смысл, так как лучшие образцы греческого искусства, к которым обращались великие английские поэты, исполнены жизнеутверждающей силы и света.
На первых порах Китс смог противопоставить искусству реакционного романтизма лишь идею наслаждения бытием и красотой (вспомним, что Томас Мур начал с того же):

То, что прекрасно, есть навеки радость.

Впоследствии Китс приходит к изображению борьбы за свободу человечества (поэма «Гиперион»).
Главной темой «Эндимиона» является прославление великой силы любви - любви «истинной, чистой и высокой». Богиня Диана готова покинуть жилище бессмертных богов, Олимп, и стать простой смертной девушкой, для того чтобы не разлучаться со своим возлюбленным. В целом поэма «Эндимион» является протестом против пуританского ханжества английской буржуазии.
«Эндимион» - это мечта о золотом веке. В поэме дается идеализированная картина древней Греции, мастерски описываются ее пейзажи, празднества. В поэме чувствуется влияние Спенсера и других поэтов елизаветинской поры.
В 1819 году под влиянием радикального и рабочего движения во взглядах Китса происходит коренной перелом. Он теряет веру в либеральные, реформистские идеи Ли-Гента и все больше сближается с революционными романтиками (Шелли). От увлечения античностью и творчеством поэтов Ренессанса Китс приходит к признанию приоритета глубоко народной «поэзии действительности» гениального Бернса. Фантастику первых стихов Китса сменяют реальные картины шотландской и английской природы и деревенского быта. Особенно характерно для новой поэтической манеры письма Китса его стихотворение «Осень»:

Пора туманов, зрелости полей,
Ты с поздним солнцем шепчешься тайком,
Как наши лозы сделать тяжелей
На скатах кровли, крытой тростником,
Как переполнить сладостью плоды,
Чтобы они, созрев, сгибали ствол,
Распарить тыкву в ширину гряды,
Заставить вновь и вновь цвести сады,
Где носятся рои бессчетных пчел, -
Пускай им кажется, что целый год
Продлится лето, не иссякнет мед!..

В этом произведении поражает подлинно бернсовская простота, глубокая человечность чувства. Китс чувствует себя скромным учеником гениального поэта Шотландии, он преклоняется перед его величественным образом. Особенно привлекает Китса неисчерпаемый оптимизм Бернса, бунтарский дух его поэзии, направленной против ханжества пуританской морали и аскетизма, против «фаланг накопителей и наживателей» (Китс).

 

27 вопрос. Лирика Гюго. На протяжении всего почти 70-летнего творческого пути Гюго был одновременно не только драматургом и романистом, но и крупнейшим поэтом-лириком.
Мотивы лирики Гюго очень многообразны. Каждый его поэтический сборник («Восточные мотивы», 1829; «Осенние листья», 1834; «Внутренние голоса», 1837; «Возмездие», 1853; «Созерцание», 1856; «Страшный год», 1871; наконец, четырехтомная «Легенда веков», созданная в период с 1859 по 1876 год, и другие) имеет свое лицо, свою тематику и проблематику, свои неповторимые образы.
В своем поэтическом творчестве Гюго — трибун и обличитель («Возмездие», «Страшный год»), мудрец, созерцающий природу («Осенние листья», «Созерцание»), нежный влюбленный, веселый дедушка, поющий детскую песенку («Искусство быть дедом»). Один из ранних сборников Гюго — «Восточные мотивы» — был создан в разгар его борьбы с отживающим искусством классицизма. В противовес классицистам, строго регламентировавшим поэзию обязательными правилами, Гюго выдвигает прямо противоположное к ней требование. «Поэт свободен, — объявляет он в предисловии, — пусть он сам выбирает свой путь, никто не вправе ограничивать его фантазию».
Сборник «Восточные мотивы» поразил читателей своим смелым новаторством в области стиля, размера, ритмики стиха. Стихотворение «Джинны» — один из наиболее ярких примеров этого новаторства:

Порт сонный,
Ночной.
Плененный
Стеной;
Безмолвны,
Спят волны, —
И полный
Покой.

Странный ропот
Взвился вдруг.
Ночи шепот,
Мрака звук,
Точно пенье
И моленье
Душ, в кипенье
Вечных мук.

В сборниках «Осенние листья», позднее — «Созерцание» и других Гюго часто обращается к образу поэта. Поэт, как его представляет Гюго, — мечтатель, созерцатель, в то же время пламенный апостол и учитель людей. Только полемический задор 20-х годов мог продиктовать Гюго слова о том, что поэт может верить «во что он хочет или не верить ни во что». На самом деле Гюго не мыслит себе поэта вне его миссии учителя и глашатая истины; поэта Гюго сравнивает с вихрем, который прав тогда, когда он страшен. Поэзия Гюго дидактична не менее, чем его проза. Стилистически его стремление эмоционально подчинить себе читателя выражается как тяготение к подчеркнутым эффектам, торжественности стиха. Гюго часто обращается к образу природы, которую воспроизводит в ее космическом величии и царственном великолепии.
Гюго постоянно прибегает к контрастным сравнениям и образам. Звезды, лучи, яркий свет, золото, сверкание, сияние, блеск — и рядом тьма, ночь, тень, мрак, сумрак, мрачные бездны, смутные дали, «пропасти без просвета» и т. д.
На события франко-прусской войны и Парижской коммуны Гюго отозвался рядом стихотворных произведений в сборнике «Грозный год». Разгром Парижа пруссаками в 1870 году вызывает у поэта глубокое возмущение. Скорбью и безграничной любовью к своей героической родине полны лучшие стихи сборника «Грозный год». С гордостью восклицает поэт, обращаясь к Парижу и к своему народу, выдержавшему атаку врагов:

О мой народ! О блеск безмерной доброты!
Париж прекрасный мой! Весь окровавлен ты.
Напрасно победить тебя старались орды!
Я вижу день, когда опять, державно-гордый
И с молнийным челом, ты явишься, как вождь!
(«Погребение». )

Теме Парижской коммуны 1871 года Гюго посвящает ряд стихов этого сборника («Концерт кошачий был... », «За баррикадою на мостовой старинной... », «Суд над революцией» и другие).
Сочувствие Гюго к разгромленным коммунарам было искренне и глубоко. Он преклоняется перед героями Коммуны, которые мужественно умирали без тени трепета перед лицом врагов. Однако идеи, за которые умирали коммунары, для Гюго остаются недоступными. Вот почему стихотворения, где он пытается поставить проблему революции, получаются у него крайне абстрактными и расплывчатыми. «Революция» — это свет, который «пожирает мглу», это «пришествие зари» и т. п.; конкретного же исторического образа революции 1871 года в стихах Гюго нет. Метод борьбы коммунаров — революционный террор, к которому прибегали они, — вызывает у Гюго решительное осуждение.

 

25 вопрос. К этому периоду творчества Гюго относится интересный теоретический документ — предисловие к драме «Кромвель» (1827), которое справедливо считается «манифестом» прогрессивного романтизма.
Одним из главных вопросов, поставленных Гюго в «Предисловии», был вопрос о происхождении жанров. Он берет основные, установленные еще Аристотелем жанры — лирику, эпос и драму, — и хочет проследить их возникновение. В отличие от классиков, имея своим предшественником в разработке теоретических проблем Жермену де Сталь, Гюго вводит исторический принцип в свое исследование. Он считает, что история жанров должна рассматриваться в строгой связи с историей человеческого общества. Историю развития человечества и его культуры он понимает ошибочно; у него своя собственная историческая концепция, далекая от подлинной научности, но важно то, что Гюго, направляя свою работу против классицизма, исторический подход к литературе считает обязательным. По его мнению, человечество прошло три эпохи, и каждой из них соответствовал определенный жанр. Первый этап — это первобытная эпоха, когда человек впервые стал отделять себя от вселенной, стал противопоставлять свое «я» миру; первое чувство, которое в нем вызвало созерцание вселенной, был восторг перед творением бога, создавшего мир таким прекрасным. Поэзия первобытной эпохи — это лирика, а величайшее произведение ее — Библия.
Второй период в истории человечества Гюго называет античной эпохой. В это время человек переходит к созданию об« щества. Широкая деятельность общественного человека находит отражение в эпосе, величайшим представителем которого является Гомер. Третий (новый) период в истории человечества, утверждает Гюго, наступает с принятием христианства. Христианство заставило человека понять свою двойственную природу, божественное и звериное начала, заложенные в нем. Данная эпоха создала третий жанр — драму, а самым ярким представителем ее явился Шекспир.
Развивая далее свою мысль, Гюго так определяет эти три жанра: «Лирика воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма рисует жизнь. Характер первобытной поэзии — наивность, античной — простота, новой — истина».
Отнюдь не случайно, что новые положения об искусстве изложены в предисловии к драме «Кромвель» — к первой драме, написанной Гюго в новой манере.
Утверждая, что «герои драмы — это люди», Гюго и избирает одну из характерных фигур английской истории XVII века — Оливера Кромвеля.
Кромвель привлекает Гюго своими кричащими противоречиями, а таковые — неизбежный удел всякого живого человека, по мнению автора.
Гюго задался целью «рядом с полководцем и государственным деятелем... обрисовать теолога, педанта, плохого поэта, духовидца, шута, отца, мужа, человека Протея, — одним словом, двойного Кромвеля».
Итак, Гюго защищает очень важное положение о необходимости правдивого изображения жизни в искусстве. Но его понимание «истины» в искусстве все же своеобразно. Драма, говорит Гюго, должна быть зеркалом жизни, но не обычным, не с плоской поверхностью, а зеркалом сосредоточивающим, которое не ослабляло, а собирало бы и сгущало световые лучи, «из отблеска делало бы свет, из света пламя».
Отсюда яркая особенность творческого метода Гюго. Искусство должно изображать предметы не в их обычных масштабах, а сгущая, усиливая основные черты; поэт изображает прежде всего явления исключительные; он должен подчеркивать крайности, полюсы: добро и зло, уродство и красоту, смешное и трагическое. Контраст и гротеск становятся одним из эстетических требований Гюго. Само слово гротеск было введено в обращение Гюго, под ним он понимал крайнее усиление каких-нибудь качеств, предельное их сгущение. Контраст и гротеск — два основных приема, которыми он особенно часто пользуется при создании своих образов.

 

26 вопрос. «Эрнани» и «Марион де Лорм». Теоретические положения, которые Изложены в предисловии к «Кромвелю», Гюго стремится реализовать в своем творчестве. Первыми произведениями, построенными по этим новым принципам, явились его драмы, вокруг которых началась ожесточенная борьба в театре, — «Эрнани» и «Марион де Лорм». Обе драмы были написаны в 1829 году, перед самой революцией. «Эрнани», поставленная впервые на сцене в 1830 году, в самый год революции, сыграла очень серьезную роль в борьбе с классицизмом.
В «Эрнани» немало условного, искусственных романтических ситуаций, и все же в эпоху Гюго драма «Эрнани» действительно была большим новаторством: она отвергла полную условностей и натяжек высокопарную драму классицистов.
Действие драмы происходит в Испании. Главным героем ее является Эрнани, разбойник, влюбленный в донью Соль — знатную девушку, которая находится на воспитании у испанского вельможи де Сильва. Де Сильва также влюблен в донью Соль. Третий соперник, претендент на руку доньи Соль, — испанский король Дон Карлос.
Из трех соперников самым благородным оказывается разбойник. Он, давший слово де Сильва по первому его требованию пожертвовать жизнью в благодарность за спасение, сдерживает это слово в ту минуту, когда жизнь ему особенно дорога, — на свадьбе Эрнани и доньи Соль.
Героиней второй драмы Гюго является знаменитая куртизанка времен Людовика XIII и кардинала Ришелье, Марион де Лорм. Драма не могла быть поставлена на сцене. В ней слишком отрицательно изображены и безвольный король Людовик XIII, и Ришелье, деспот-кардинал, фактически правивший Францией. Как и в «Эрнани», носителями подлинного благородства и нравственной красоты в этой драме являются простые люди — куртизанка Марион де Лорм, отвергнутая обществом, и ее возлюбленный Дидье. Обе драмы появились в напряженной обстановке предреволюционного периода. Дни бурбоновской монархии были сочтены.
Идейное новаторство, с которым выступил в драмах Гюго, не было случайным и являлось прямым откликом на предреволюционную ситуацию.
В обеих драмах, особенно в «Марион де Лорм», крайне отрицательно выведены представители монархической власти. В жалком, безвольном и бесцветном Людовике XIII явно подчеркнута ограниченность и признаки вырождения. Современникам Гюго нетрудно было заметить сходство этого образа с правящим королем Карлом X.
В обеих драмах Гюго действуют или преследуемые отщепенцы, или люди незнатного происхождения, и они оказываются более благородными, чем аристократы: Марион де Лорм, презираемая обществом, способна к сильной страсти и самопожертвованию; Эрнани — простой разбойник — благороднее испанского вельможи де Сильва, ибо де Сильва все же не устоял против искушения отомстить Эрнани, Эрнани же остался верен своему слову и отдал жизнь.
Гюго ввел в свои драмы ряд художественных новшеств. Решительно были отменены единства. Действие развертывается очень живо, переносится из одного места в другое. Все прежние требования «высокого стиля» отменялись. Гюго не считается с поэтикой классицизма, смело отвергает все то, что было обязательным до сих пор для поэта. Он решительно отказывается от напыщенного, манерного и чопорного языка, характерного для литературы классицизма.
Этот поход Гюго против аристократического искусства классицизма сразу же поставил его во враждебные отношения с официальным искусством. Около «Эрнани» завязывается борьба. Во время представлений пьесы дело чуть не доходит до драки. Но победителями все же оказались романтики. Постановка «Эрнани» была торжеством романтической драмы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.