Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





после смерти



1. Изъятие донорских органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией, в которой находится совершеннолетний дееспособный гражданин, признанный приемлемым доноромв соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, на момент изъятия донорских органов на основании сведений, содержащихся в Регистре волеизъявлений граждан, и (или) в медицинской документации приемлемого донора, установлено, что при жизни указанный гражданин выразил в письменной или в устной форме свое несогласие на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации.

2. Право заявить в письменной форме о выраженном при жизни несогласии умершего на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации имеет супруг, а при его отсутствии - один из близких родственников умершего в следующей очередности: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки и бабушки, в случае, когда отсутствуют сведения о волеизъявлении совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, указанные в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе связанных с достойным отношением к телу умершего.

Заявить право, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, можно в срок, не позднее 2-х часов после констатации смерти гражданина.

3. При отсутствии сведений о волеизъявлении совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации и при наличии заявления супруга (а при его отсутствии одного из близких родственников умершего), предусмотренного частью 2 настоящей статьи, изъятие донорских органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается.

Статья 15. Учет мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина

1. В случае смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, признанного приемлемым донором в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, не выразившего при жизни своего несогласия на изъятие органов после смерти в целях трансплантации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона, информирование о констатации смерти гражданина супруга или близкого родственника (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушек и бабушек) осуществляется в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации.

2. Супруг, а при его отсутствии - один из указанных в части
1 настоящей статьи близких родственников умершего, имеют право заявить, в срок, не позднее 2 часов после констатации смерти гражданина, в письменной форме несогласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона. При несовпадении информации о волеизъявлении гражданина, приоритетной считается волеизъявление гражданина, зарегистрированное в Регистре волеизъявления граждан.

3. Форма и порядок оформления письменного заявления супруга, а при его отсутствии - одного из близких родственников умершего совершеннолетнего дееспособного гражданина о выражении умершим при жизни несогласия на изъятие донорских органов после смерти в целях трансплантации либо о своем несогласии на изъятие органов у умершего в целях трансплантации, в том числе перечень указываемых в заявлении сведений, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Информированное добровольное согласие одного из родителей умершего несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, на изъятие его органов в целях трансплантации

1. В случае смерти несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, который признан приемлемым донором в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, один из родителей умершего имеет право дать информированное добровольное согласие на изъятие органов у указанного лица в целях трансплантации.

2. Медицинский работник, уполномоченный руководителем медицинской организации, в которой была осуществлена констатация смерти несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, сообщает об этом в устной форме лично одному из родителей указанного лица, на основании информации о родителях, имеющейся в медицинской документации умершего, а также сообщает о праве дать информированное добровольное согласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации.

3. Порядок сообщения о констатации смерти несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, порядок дачи информированного добровольного согласия на изъятие донорских органов у умершего несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в целях трансплантации и его форма утверждаютсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. В случае если один из родителей дает информированное добровольное согласие на изъятие донорских органов у несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в целях трансплантации, медицинская организация вправе признать умершего реальным доноромв соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона и принимать меры по организации изъятия донорских органов из тела умершего в целях их трансплантации.

5. Изъятие донорских органов у умершего несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в целях трансплантации не допускается, если:

1) медицинским работником медицинской организации не сообщено родителям умершего несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, о смерти указанного лица и о праве одного из родителей дать информированное добровольное согласие на изъятие органов у умершего в целях трансплантации;

2) нарушен порядок сообщения о констатации смерти несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным;

3) умерший несовершеннолетний является сиротой или оставшимся без попечения родителей, либо у умершего совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, нет родителей;

4) ни один из извещенных о смерти несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, родителей не дал информированного добровольного согласия на изъятие органов у умершего в целях трансплантации;

5) установлен факт несовпадения мнений двух родителей по вопросу дачи информированного добровольного согласия на изъятие органов у несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, в целях трансплантации.

Статья 17. Мероприятия, осуществляемые в отношении потенциального донора

1. Признание посмертного донора потенциальным, приемлемым, реальным и актуальным доноромосуществляется на основании результатов медицинского обследования и содержащихся в медицинской документации посмертного донора и (или) в Регистре волеизъявлений граждан сведений о наличии или отсутствии волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации или указанного в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона заявления супруга, а при его отсутствии - одного из близких родственников умершего совершеннолетнего дееспособного гражданина, либо информированного добровольного согласия одного из родителей на изъятие донорских органов у несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, с оформлением протокола сопровождения посмертного донорства органов.  

2. Потенциальным донором признается посмертный донор, в отношении которого начата и проводится процедура констатации смерти (биологической смерти или смерти мозга) в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.   

3. В отношении потенциального донора в медицинской организации, в которой он находится, осуществляются:

1) медицинское обследование в целях определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к посмертному донорству органов в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний к донорству органов человека в целях трансплантации, указанным в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

2) установление пригодности для трансплантации донорских органов потенциального донора;

3) медицинское наблюдение за состоянием донорских органов и обеспечение их сохранности;

4) медицинские исследования в целях подбора потенциального реципиента.

4. Порядок проведения медицинского обследования в целях определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к посмертному донорству органов и медицинских исследований в целях подбора потенциального реципиента утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Сведения о мероприятиях, указанных в части 3 настоящей статьи, и об их результатах вносятся в протокол сопровождения посмертного донорства органов и в Регистр посмертных доноров.

Статья 18. Признание потенциального донора приемлемым донором

1. Потенциальный донор, в отношении которого констатирована смерть и установлено отсутствие медицинских противопоказаний к посмертному донорству органов, признается приемлемым донороми данные об этом незамедлительно вносятся в протокол сопровождения посмертного донорства органов и в Регистр посмертных доноров.

2. Медицинской организацией, в которой находится приемлемый донор:

1) устанавливается наличие или отсутствие волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие после смерти его органов в целях трансплантации, зарегистрированного в Регистре волеизъявлений граждан, с внесением полученных сведений в протокол сопровождения посмертного донорства органов и в Регистр посмертных доноров;

2) сообщается лицам, указанным в части 1 статьи 15 и части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, о констатации смерти гражданина, признанного приемлемым донором;

3) при необходимости проводятся дополнительные исследования, предусмотренные клиническими рекомендациями, с целью недопущения причинения вреда потенциальному реципиенту при осуществлении трансплантации органов;

4) осуществляются медицинское наблюдение за состоянием донорских органов приемлемого донора и мероприятия по обеспечению их сохранности для возможной последующей трансплантации.

3. В случае установления в результате медицинского наблюдения за состоянием донорских органов приемлемого донора невозможности их использования в целях трансплантации, процедура посмертного донорства органов прекращается, и сведения об этом вносятся в протокол сопровождения посмертного донорства органови в Регистр посмертных доноров.

Статья 19. Признание приемлемого донора реальным донором

1. Реальным донором признается приемлемый донор, в отношении которого медицинской организацией, где он находится, установлено:

1) отсутствие волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации или указанного в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона заявления супруга, а при его отсутствии - одного из близких родственников умершего совершеннолетнего дееспособного гражданина, либо наличие информированного добровольного согласия одного из родителей на изъятие донорских органов у несовершеннолетнего или совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным;

2) отсутствие медицинских противопоказаний к посмертному донорству органов;

3) сохранность донорских органов позволяет их использовать в целях возможной последующей трансплантации. Сведения о признании приемлемого донора реальным донором вносятся в протокол сопровождения посмертного донорства органов и в Регистр посмертных доноров.

2. Признание приемлемого донора реальным донором является основанием для изъятия донорских органов из его тела.

3. Медицинское наблюдение за состоянием донорских органов и мероприятия по обеспечению их сохранности осуществляются в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, до момента их изъятия у реального донорас внесением информации о проводимых мероприятиях в протокол сопровождения посмертного донорства органов.

4. В случаях, требующих проведения судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов у реального донора в целях трансплантации должно быть дано судебно-медицинским экспертом с последующим письменным уведомлением им об этом прокурора в срок не позднее трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на изъятие донорских органов в порядке, установленном законодательством об охране здоровья.

5. При наличии установленных настоящим Федеральным закономоснований, не позволяющих признать приемлемого донора реальным донором и осуществить изъятие донорских органов из тела умершего, процедура посмертного донорства органов прекращается, и сведения об этом вносятся в протокол сопровождения посмертного донора и в Регистр посмертных доноров.

Статья 20. Изъятие, хранение и транспортировка донорских органов в целях трансплантации

1. Донорские органы могут быть изъяты в целях трансплантации только после констатации смерти человека (биологической смерти или смерти мозга) и оформления протокола установления смерти человека (протокола установления диагноза смерти мозга человека) в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, и при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Врачи, участвующие в констатации смерти человека, не могут участвовать в процессе изъятия донорских органов и (или) в последующей трансплантации органов, а также представлять интересы реципиентов.

3. Бригады врачей-хирургов медицинских организаций, указанных в пункте 5 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут осуществлять изъятие и хранение донорских органов в целях трансплантации в медицинской организации, в штате которой состоят врачи-хирурги, а также в другой медицинской организации по месту нахождения реального донора.

4. Изъятие каждого донорского органа у реального донора оформляется актом об изъятии донорского органа при посмертном донорстве органов. В случае повреждения донорского органа при его изъятии или при его хранении и транспортировке и невозможности его использования в целях трансплантации, данные об этом отражаются в указанном акте и в Регистре посмертных доноров.

5. При изъятии донорских органов должны быть обеспечены все меры по достойному отношению к телу умершему человеку и сохранению внешнего вида его тела.

6. Правила организации и проведения изъятия донорских органов у реального донорапри посмертном донорстве органов, их хранения и транспортировки, форма акта об изъятии донорского органа при посмертном донорстве органов и порядок его оформления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 21. Признание реального донора актуальным донором

Реальный донор, от которого трансплантирован реципиенту хотя бы один донорский орган, признается актуальным донором, о чем необходимые сведения вносятся в протокол сопровождения посмертного донорства органови Регистр посмертных доноров.

Глава 4. Прижизненное донорство органов

Статья 22. Условия прижизненного донорства органов

1. Изъятие в целях трансплантации донорских органов у прижизненного донорадопускается у совершеннолетних дееспособных граждан при условии, если прижизненный донори потенциальный реципиент находятся в биологической родственной связи независимо от степени родства, и прижизненным донором дано информированное добровольное согласие на изъятие его донорского органа в целях трансплантации в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона.

2. В целях осуществления прижизненного донорства органов в целях их трансплантации биологическая родственная связь устанавливается на основании представленных прижизненным донороми потенциальным реципиентом документов, подтверждающих родственную связь между ними и заверенных нотариально, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта родственных отношений, об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Сведения об указанных документах вносятся в Регистр прижизненных доноров.

3. При прижизненном донорстве органов допускается изъятие одного из парных органов или части органа, указанных в части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Решение врачебной комиссии о возможности изъятия и использования донорского органа прижизненного донора в целях трансплантации

1. Прижизненное донорство органов осуществляется при наличии решения врачебной комиссии медицинской организации, осуществляющей трансплантацию органов, о возможности изъятия и использования донорского органа прижизненного донорав целях трансплантации, принятого по результатам медицинского обследования донора и потенциального реципиента, проведенного медицинскими работниками, не участвующими в лечении потенциального реципиента, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Решение врачебной комиссии о возможности изъятия и использования донорского органа прижизненного донора в целях трансплантации должно содержать заключение о том, что здоровью прижизненного донорав результате изъятия его донорского органа в целях трансплантации не будет причинен вред, влекущий необратимое расстройство здоровья, стойкую утрату трудоспособности, инвалидность, и об отсутствии медицинских противопоказаний к прижизненному донорству органов. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию прижизненного донора.

3. Форма протокола решения врачебной комиссии о возможности изъятия и использования донорского органа прижизненного донорав целях трансплантации и порядок принятия указанного решения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24. Информированное добровольное согласие на изъятие донорского органа при прижизненном донорстве органов в целях трансплантации

1. Прижизненное донорство органов осуществляется только при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного гражданинана изъятие его донорского органа в целях трансплантации.

2. Совершеннолетнему дееспособному гражданинупредоставляется в доступной форме полная информация о состоянии его здоровья на основании проведенного медицинского обследования, цели, методе и возможных последствиях, в том числе угрожающих жизни, изъятия донорского органа в целях трансплантации, и о решении врачебной комиссии, указанном в статье 23 настоящего Федерального закона.

3. Информированное добровольное согласие на изъятие донорского органа при прижизненном донорстве органовв целях трансплантации дается совершеннолетним дееспособным гражданиномв присутствии представленного им совершеннолетнего дееспособного свидетеля. В качестве указанного свидетеля не может выступать потенциальный реципиент либо супруг или родственники этого реципиента.

4. В информированном добровольном согласии прижизненного донора на изъятие его донорского органа в целях трансплантации указываются сведения об отсутствии принуждения прижизненного донорак предоставлению донорского органа, об отсутствии финансового вознаграждения, а также персональные данные свидетеля (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства).

5. Информированное добровольное согласие на изъятие донорского органа при прижизненном донорстве органовв целях трансплантации оформляется в письменной форме, подписывается совершеннолетним дееспособным гражданином, дающим указанное согласие, свидетелем, врачом, предоставившим донору органов информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, и содержится в медицинской документации прижизненного донора.

6. Порядок дачи и форма информированного добровольного согласия на изъятие донорского органа при прижизненном донорстве органов в целях трансплантации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Сведения о прижизненном донореи данном им информированном добровольном согласии на изъятие его донорского органа при прижизненном донорстве органов в целях трансплантации после его оформления вносятся в Регистр прижизненных доноров.

Статья 25. Права прижизненного донора

1. Прижизненный донор, давший информированное добровольное согласие на изъятие его донорского органа в целях трансплантации, вправе:

1) получить от медицинской организации полную информацию о возможных осложнениях (последствиях) для его здоровья в связи с изъятием донорского органа;

2) задавать любые вопросы, связанные с предстоящим изъятием донорского органа, и получать на них ответы;

3) отказаться в любой момент от предоставления своего донорского органа в целях трансплантации.

2. Прижизненный донор, у которого изъят донорский орган в целях трансплантации, имеет право на:

1) диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в связи с прижизненным донорством органовв рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) диспансерное наблюдение, порядок проведения которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Сведения о диспансерном наблюдении прижизненного донора вносятся в Регистр прижизненных доноров.

Статья 26. Изъятие донорского органа при прижизненном донорстве органов

1. Изъятие донорского органа у прижизненного донорав целях трансплантации оформляется актом об изъятии донорского органа при прижизненном донорстве органов.

2. Сведения об изъятом донорском органе вносятся в Регистр прижизненных доноров.

3. Правила организации и проведения изъятия донорского органа у прижизненного донора в целях трансплантации, форма акта об изъятии донорского органа при прижизненном донорстве органов и порядок его заполнения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Глава 5. Трансплантация органов

Статья 27. Решение врачебной комиссии о необходимости трансплантации органов

1. Необходимость трансплантации органов потенциальному реципиенту устанавливается врачебной комиссией медицинской организации, осуществляющей трансплантацию органов. В случае если потенциальный реципиент является лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным, в состав врачебной комиссии медицинской организации включается врач-психиатр.

2. Решение врачебной комиссии о необходимости трансплантации органов потенциальному реципиенту принимается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, на основании результатов медицинского обследования потенциального реципиента, проведенного с целью установления медицинских показаний или медицинских противопоказаний к трансплантации органов. Решение врачебной комиссии о необходимости трансплантации органов потенциальному реципиенту оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию реципиента.

3. Информация о принятом врачебной комиссией решении о необходимости трансплантации органов и о планируемом методе лечения предоставляется в доступной форме потенциальному реципиенту либо законному представителю потенциального реципиента, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", или лицом, признанным в установленном законом порядке недееспособным.

4. При принятии врачебной комиссией медицинской организации решения о необходимости трансплантации органов потенциальному реципиенту, медицинская организация, в которой предполагается провести трансплантацию органов, вносит сведения о потенциальном реципиентев лист ожидания донорских органов в течение одного рабочего дня после получения этой медицинской организацией информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного пациента либо одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным (если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие), на внесение указанных сведений в лист ожидания донорских органов.

5. Правила направления потенциальных реципиентов в медицинскую организацию, осуществляющую трансплантацию органов, для установления медицинских показаний или медицинских противопоказаний к трансплантации органов, форма протокола решения врачебной комиссии, порядок ведения, внесения сведений о потенциальномреципиенте в лист ожидания донорских органов, форма листа ожидания донорских органов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Оказание медицинской помощи потенциальному реципиенту и наблюдение за ним в период ожидания трансплантации органов осуществляется в медицинской организации, в которой реципиенту предполагается выполнить трансплантацию донорского органа.

Статья 28. Распределение донорских органов при посмертном донорстве органов

1. Распределение изъятых донорских органов при посмертном донорстве органов в целях трансплантации потенциальным реципиентам осуществляется с использованием информационной системы, являющейся частью Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов.

2. Распределение донорских органов при посмертном донорстве органов осуществляется с учетом следующих критериев:

1) показатели состояния здоровья потенциальных реципиентов, определяющие возможность и длительность ожидания донорских органов;

2) медицинские показания, определяющие очередность трансплантации органов;

3) иммунологическая и антропометрическая совместимость пары донор-реципиент;

4) транспортная доступность медицинской организации, осуществляющей трансплантацию органов, для транспортировки донорского органа из медицинской организации, где осуществлялось изъятие органов в целях трансплантации, с обеспечением временных параметров сохранности этих донорских органов.

3. Порядок распределения донорских органов при посмертном донорстве органов утверждаютсяуполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 29. Принятие решения о проведении трансплантации с использованием донорского органа

1. При определении совместимых донора органов и потенциального реципиента по результатам распределения донорских органов при посмертном донорстве органов оповещение об этом незамедлительно посредством использования информационной системы, указанной в части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, направляется в:

1) медицинскую организацию, осуществляющую трансплантацию органов, в лист ожидания которой включен потенциальный реципиент;

2) медицинскую организацию, в которой находится реальный донор, донорские органы которого подлежат изъятию в целях трансплантации потенциальному реципиенту (потенциальным реципиентам);

3) Центр координации.

2. Решение о возможности проведения трансплантации с использованием донорского органа, распределенного потенциальному реципиенту, либо о невозможности проведения трансплантации органа принимается консилиумом врачей медицинской организации, которая осуществляет трансплантацию органов и в лист ожидания донорских органов которой включен потенциальный реципиент, в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Информация о принятом консилиумом врачей решении вносится в Регистр посмертных доноров и Регистр реципиентов, после чего об указанном решении посредством использования информационной системы, указанной в части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, оповещаются медицинская организация, в которой находится реальный донор, донорский орган которого подлежит изъятию либо изъят в целях трансплантации, и Центр координации.

4. При принятии консилиумом врачей решения о возможности проведения трансплантации органов медицинская организация, в лист ожидания которой включен потенциальный реципиент и в адрес которой поступило оповещение о предоставлении ему донорского органа, сообщает потенциальному реципиенту о предоставлении ему донорского органа. В случае дачи реципиентом (его законным представителем) информированного добровольного согласия на трансплантацию органа медицинская организация вносит сведения об этом в Регистр посмертных доноров и в Регистр реципиентов. Медицинская организация, в которой находится реальный донор, совместно с уполномоченноймедицинской организацией и Центром координации обеспечивают изъятие донорских органов или их изъятие и транспортировку (при условии нахождения реального донора в другой медицинской организации).

5. Сведения об изъятом донорском органе и передаче его в медицинскую организацию в целях трансплантации потенциальному реципиенту вносятся в Регистр посмертных доноров и Регистр реципиентов.

6. В случае принятия консилиумом врачей решения о невозможности проведения потенциальному реципиенту трансплантации донорского органа, предоставленного ему согласно распределению донорских органов при посмертном донорстве органов, а также в случае отказа потенциального реципиента (его законного представителя) от проведения трансплантации органа, сведения об этом незамедлительно направляютсямедицинской организацией, где было принято это решение, и получен отказ потенциального реципиента, в медицинскую организацию, в которой находится реальный донор, а также в Регистр посмертных доноров, Регистр реципиентов и в Центр координации для последующего распределения данного донорского органа в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.

7. Трансплантация органов осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по хирургии (трансплантации органов).

8. Трансплантация органов осуществляется в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Статья 30. Информированное добровольное согласие на трансплантацию органов

1. Трансплантация органов осуществляется при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного потенциального реципиента, одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего потенциального реципиента либо законного представителя потенциального реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие.

2. Потенциальному реципиенту либо иным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется в доступной форме полная информация о цели, методе и возможных последствиях, в том числе угрожающих жизни реципиента, трансплантации органов, о предполагаемых результатах трансплантации органов и о принятом в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона консилиумом врачей решении о возможности проведения трансплантации органов.

3. Информированное добровольное согласие на трансплантацию органов потенциального реципиента либо иных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, оформляется в письменной форме, подписывается потенциальным реципиентом ( его законным представителем ), лечащим врачом и содержится в медицинской документации реципиента.

4. Порядок дачи информированного добровольного согласия на трансплантацию органа и форма информированного добровольного согласия на трансплантацию органа утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Осуществление трансплантации органов без согласия потенциального реципиента допускается, когда трансплантация органов необходима для устранения угрозы жизни реципиента, в случае если его состояние не позволяет выразить свою волю либо при отсутствии его законного представителя.

6. Решение о трансплантации органов, принятое без согласия потенциального реципиента либо его законного представителя в случаях, установленных частью 5 настоящей статьи, принимается консилиумом врачей. Данное решение может приниматься только в отношении тех лиц, у которых врачебной комиссией установлена необходимость трансплантации органов в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Отказ от трансплантации органов

1. Потенциальный реципиент, его родитель или иной законный представитель потенциального несовершеннолетнего реципиента или законный представитель потенциального реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, имеет право отказаться от трансплантации органа на любом этапе подготовки потенциального реципиента к трансплантации органа.

2. При отказе лиц, из числа указанных в части 1 настоящей статьи, от трансплантации органов им в доступной форме должны быть даны разъяснения о возможных последствиях отказа.

3. При отказе потенциального реципиента, иных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от трансплантации органов оформляется отказ от медицинского вмешательства в письменной форме в порядке, установленном законодательством об охране здоровья.

Статья 32. Утилизация невостребованных донорских органов

Невостребованные (независимо от причин невостребованности) донорские органы, изъятые при посмертном или прижизненном донорстве органов в целях трансплантации, не могут быть использованы в иных целях и подлежат обязательной утилизации в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья для утилизации медицинских отходов.

Статья 33. Права актуального реципиента

1. Потенциальный реципиент, которому проведена трансплантация органов, признается актуальным реципиентом, и сведения об этом вносятся в его медицинскую документацию и в Регистр реципиентов.

2. Актуальный реципиент имеет право:

1) на диспансерное наблюдение, порядок проведения которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) на обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона " Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Сведения о диспансерном наблюдении актуального реципиента вносятся в Регистр реципиентов.

Глава 6. Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов

Статья 34. Формирование и ведение Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов

1. В целях обеспечения организации донорства органов человека и их трансплантации, включая формирование единой базы данных о нуждающихся в трансплантации органов реципиентов на основании листов ожидания донорских органов, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается и ведется с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов (далее - Федеральный регистр), состоящий из следующих регистров, являющихся его неотъемлемыми частями:

Регистр волеизъявлений граждан, включающий сведения о согласии/несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации;

Регистр посмертных доноров, включающий сведения о посмертных донорахи донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;

Регистр прижизненных доноров, включающий сведения о прижизненных донорахи донорских органах, изъятых у них в целях трансплантации;

Регистр реципиентов, содержащий сведения о реципиентах, в том числе трансплантация органов, которым осуществлена за пределами Российской Федерации и получающих в связи с этим медицинскую помощь в Российской Федерации, и донорских органах, предоставленных им в целях трансплантации.

2. Сведения о донорах органов и реципиентах представляются в Федеральный регистр на основе данных медицинской документации с присвоением индивидуального кода донора органов, реципиента.

3. Сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, относятся к информации ограниченного доступа. Ведение Федерального регистра и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляется с обеспечением конфиденциальности и безопасности персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ " О персональных данных". Лица, допустившие нарушение конфиденциальности сведений, содержащихся в Федеральном регистре, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Сведения, направляемые в Федеральный регистр, передаются в него на безвозмездной основе.

5. Сведения о донорах органов и реципиентах, содержащиеся в Федеральном регистре, должны быть доступными на каждом этапе донорства органов человека и их трансплантации для лиц, имеющих право на получение этих сведений в пределах своих должностных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, предоставляются лицам, имеющим право на получение этих сведений в соответствии с настоящим Федеральным законом, безвозмездно.

7. Совершеннолетний дееспособный гражданин вправе запрашивать и получать сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, о наличии или отсутствии в нем данных о его волеизъявлении, о согласии/несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации.

8. Правила формирования и ведения Федерального регистра, включая порядок и сроки представления в него сведений, связанных с донорством органов человека и их трансплантацией, перечень этих сведений, порядок доступа к этим сведениям и их использования, в том числе предоставления содержащихся сведений лицам, имеющим право на получение этих сведений, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 35. Регистр волеизъявлений граждан

Регистр волеизъявлений граждан о несогласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации создается на основе следующих сведений;

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

6) адрес места жительства;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования;

8) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования;

9) код идентификации волеизъявления о несогласии;

10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Регистр посмертных доноров

Регистр посмертных доноров содержит следующие сведения о посмертных донорах и органах, изъятых у них в целях трансплантации:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

6) адрес места жительства;

7) серия и номер полиса обязательного медицинского страхования;

8) страховой номер индивидуального лицевого счета донора в системе обязательного пенсионного страхования;

9) индивидуальный код донора;

10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Регистр прижизненных доноров

1. Ведение Регистра прижизненных доноров осуществляется в целях учета результата проведения трансплантации органов с использованием донорских органов, изъятых у прижизненного донора, данных диспансерного наблюдения за состоянием здоровья прижизненных доноров.

2. Регистр прижизненных доноровсодержит следующие сведения о прижизненном донореи донорских органах, изъятых у него в целях трансплантации:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

6) адрес места жительства;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования;

8) страховой номер индивидуального лицевого счета донорав системе обязательного пенсионного страхования;

9) индивидуальный код донора;

10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Статья 38. Регистр реципиентов

1. Ведение Регистра реципиентов осуществляется в целях учета потенциальных и актуальных реципиентов и обеспечения распределения органов для трансплантации между реципиентами, определения потребности их в медицинской помощи до и после трансплантации органов.

2. Регистр реципиентов содержит следующие сведения о реципиенте и донорских органах, предоставленных ему в целях трансплантации:

1) сведения, содержащие персональные данные реципиента, такие как: фамилия, имя, отчество (при наличии); пол; дата рождения; место рождения; серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов; адрес места жительства; номер полиса обязательного медицинского страхования; страховой номер индивидуального лицевого счета донора в системе обязательного пенсионного страхования, указанные в статье 39 настоящего Федерального закона переносятся из Листов ожидания донорских органов в Регистр реципиентов;

2) индивидуальный код реципиента;

3) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Статья 39. Листы ожидания донорских органов

1. Медицинская организация, осуществляющая трансплантацию органов, ведет листы ожидания донорских органов, содержащие систематизированныесведения о реципиентах, которым предполагается в данной медицинской организации осуществить трансплантацию органов.

2. Ведение листов ожидания донорских органов осуществляется в электронной форме на основе принципов единства технологии их ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения непрерывности актуализации содержащихся в них сведений, своевременного представления информации, информативности и сопоставимости этих сведений со сведениями, содержащимися в Федеральном регистре.

3. Листы ожидания донорских органов составляются по видам ожидаемых реципиентами донорских органов, с учетом медицинских показаний, определяющих очередность трансплантации органов, возможности использования донорских органов прижизненного или посмертного донора органов.

4. Потенциальный реципиент не может быть включен более чем один раз в соответствующий лист ожидания донорских органов по определенному донорскому органу различными медицинскими организациями, осуществляющими трансплантацию органов.

По результатам подбора совместимых донора органов и потенциального реципиента и начале подготовки к проведению трансплантации донорского органа данные, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 38 настоящего Федерального закона передаются из листа ожидания реципиента в Регистр реципиентов.

5. Лист ожидания донорских органов содержит следующие сведения о реципиенте:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов;

6) адрес места жительства (места пребывания), контактные телефоны реципиента, родителей (законного представителя), иного лица, указанного реципиентом;

7) номер полиса обязательного медицинского страхования;

8) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования;

9) индивидуальный код потенциального реципиента;

10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

Глава 7. Контроль за осуществлением медицинской деятельности, связанной с донорством органов и их трансплантацией. Финансовое обеспечение донорства органов человека и их трансплантации

Статья 40. Контроль за медицинской деятельностью, связанной с донорством органов человека и их трансплантацией

Контроль за медицинской деятельностью, связанной с донорством органов человека и их трансплантацией, осуществляется при проведении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Статья 41. Финансовое обеспечение донорства органов человека и их трансплантации

1. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие донорства органов человека и их трансплантации, включая организацию информирования граждан о социальной значимости донорства органов человека и их трансплантации, правовом регулировании отношений, связанных с донорством органов человека и их трансплантацией, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации, и трансплантации органов осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Глава 8. Ответственность при осуществлении донорства органов человека и их трансплантации

Статья 42. Ответственность при осуществлении донорства органов человека и их трансплантации

1. Принуждение любым лицом гражданина к изъятию его органов в целях трансплантации влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Купля-продажа донорских органов человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Несообщение или сокрытие сведений, которые подлежат внесению в Федеральный регистр на основании настоящего Федерального закона, влекут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, виновные в несвоевременном внесении сведений в Федеральный регистр, незаконном ограничении доступа к сведениям, содержащимся в Федеральном регистре, или нарушении режима защиты информации, содержащейся в Федеральном регистре, несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Ответственность за причинение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью донора органов или реципиента

1. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью донора органов или реципиента вследствие нарушения условий и порядка донорства органов человека и их трансплантации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возмещается медицинскими организациями в объем и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Возмещение медицинской организацией вреда, причиненного жизни и (или) здоровью донора органов или реципиента, не освобождает медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с донорством органов в целях трансплантации, либо трансплантацию органов, от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 44. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (их отдельных положений) Российской Федерации

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

1) Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4180-I " О трансплантации органов и (или) тканей человека" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 62);

2) Федеральный закон от 20 июня 2000 года № 91-ФЗ " О внесении дополнений в Закон Российской Федерации " О трансплантации органов и (или) тканей человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2738);

3) статью 3 Федерального закона от 16 октября 2006 года № 160-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 43, ст. 4412);

4) Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 15-ФЗ " О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации " О трансплантации органов и (или) тканей человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 836);

5) Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 279-ФЗ " О внесении изменений в Закон Российской Федерации " О трансплантации органов и (или) тканей человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49 ст. 6040).

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021, за исключением части 8 статьи 29, которая вступает в силу с 1 января 2022 года.

Президент

Российской Федерации



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.