Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДРУГОЙ



                             ОНА         

Какие правила?

                               ОН            

Запретительные меры.

                             ОНА        

   (с некоторым беспокойством) Что за меры?

                              ОН            

Ну, во-первых, мы не станем спать в одной комнате, поскольку тем, кто спит вместе, свойственно предаваться сну, а тот, кто предается сну, не в состоянии себя контролировать и быть на высоте.

                            ОНА         

Никогда не спать вместе?

                             ОН        

Да. А то, пожалуй, в один прекрасный день ты захрапишь, простудившись. Это с каждым может случиться. А я под покровом ночи тихо начну тебя ненавидеть. Так и будет. Ты начнешь храпеть, или я – неважно, и я получу доступ к твоей истинной природе, а ты – к моей, и природа эта окажется свинской.

                            ОНА         

Спать ты будешь в гостиной. А кровать будет служить только для любовных ласк.

                             ОН            

Во-вторых, мы никогда не будем есть за одним столом. Ибо те, кто вместе едят, неизбежно приходят к взаимной ненависти. Они поглощают пищу молча, и в тишине отчетливо слышны звуки их жующего рта, бурчащего живота. Мы снова получаем доступ к нашей истинной природе, и природа эта оказывается свинской.

                            ОНА         

Долой совместные завтраки, обеды и ужины, чтобы никогда не уподобляться тем, кто жрет в тишине!

                            ОН            

В-третьих, мы никогда не станем собирать наших друзей вместе.

                           ОНА         

Никогда никаких друзей?

                            ОН            

Никогда. И, если уж на то пошло, у нас не будет общих знакомых. Ты не увидишь моих друзей, а я не увижу твоих. В противном случае, ты превратишься в подружку, и наша любовь с этого момента обречена на деградацию.

                          ОНА         

Никаких общих друзей…Но…

                          ОН            

В-четвертых, ты никогда не познакомишься с моей семьей, а я с твоей. Цель всякой семьи – уничтожение любви, существующей вне ее. Стоит тебе начать разговаривать с моей матерью по телефону, стоит перейти с ней на «ты», как она сделается твоей матерью, а ты станешь моей сестрой, а не той, кем я хочу, чтобы ты стала.

                          ОНА         

Да. Семью мы к себе не пустим.

                          ОН            

И, наконец, в-пятых, категорически запрещается говорить правду. Ибо правда вскорости непременно окажется лживой и чудовищной.

                          ОНА         

Значит, надо врать?

                           ОН            

Нет. Мы не можем позволить себе такую роскошь. Лгать означает умереть вдали друг от друга.

                          ОНА         

Так что же тогда?

                            ОН            

Поскольку мы не имеем права ни говорить правду, ни лгать, придется умолкнуть.

                         ОНА

  Умолкнуть?

                          ОН           

 Да. Перестать разговаривать вообще. Это единственный способ защитить нашу любовь. Разговаривая, тебе трудно будет удержаться от мелочных упреков в мой адрес, от сюжетов бытовых и мало значительных, и вслед за ними и жизнь наша неминуемо сделается такой же мелочной и мало значительной. Ты станешь ничтожной, я стану ничтожным. И любовь наша станет ничтожной. Стало быть, умолкнем.

                        ОНА        

Но это невозможно!

                          ОН           

И все же необходимо. Иначе в один прекрасный день тебе захочется меня заменить, а мне захочется тебя заменить. Однажды, когда я уеду, и правила перестанут приниматься во внимание, ты проведешь ночь не со мной, а с другим. Против него необходимо соорудить баррикады, понимаешь? Чтобы помешать возможному вторжению чужака.

                       ОНА         

Но получается, что мы вообще никак не должны жить.

                         ОН            

Да.

                       ОНА         

Если вместе мы не имеем права ни спать, ни есть, ни разговаривать, то мы и жить не можем вместе.

                         ОН            

Единственный способ для того, чтобы всегда жить вместе, это никогда не жить вместе.

                      ОНА         

Никогда не жить вместе, чтобы жить вместе всегда…Но ведь это все равно, что умереть.

                          ОН          

 Да. И будет холодно.

                         ОНА         

И когда же надо начинать?

                          ОН            

Немедленно.

                          ОНА         

Сразу же?

                           ОН         

 Да.

                          ОНА                   

 Но почему?

                           ОН            

Потому что нам претит их уродство.

                          ОНА         

Я люблю тебя, ты знаешь?

                           ОН            

Я тоже. Люблю. Но тише…

 

Они остаются в молчании, очень долго, лицом к публике. Потом – затемнение.

 

 

3. ШУМ СРАЖЕНЬЯ (или СУПРУЖЕСКАЯ)

 

ОН и ОНА располагаются фронтально к публике. Во время произнесения текста их реплики регулярно чередуются.

                           ОНА         

Опять он разбросал свои вещи по дивану… А если принимает душ, так вокруг всегда полно воды!

                            ОН            

Эта улыбка… Она беспрестанно улыбается. Но совсем не потому, что счастлива. О, нет. Просто считает свою улыбку обворожительной. Ей кажется, что улыбка ее молодит, она таким образом кокетничает. И улыбается всем, кроме меня.

                            ОНА         

Я больше не в силах его выносить. Видеть не могу вот таким, каждый день. Так и хочется встряхнуть его посильней. Сказать, чтобы он хоть что-то сделал. Но он не делает ничего. Абсолютно бездеятелен. Не способен ни к какому действию. Какая-то раздражающая неподвижность. И даже не замечает, что время проходит, а он всегда в стороне. В стороне от себя, от других. В стороне от мира.

                          ОН            

Не удается мне существовать в этом мире. Каждый день приходится затрачивать неимоверные усилия, чтобы не рухнуть. Чтобы удержаться. Чтобы ее выносить. Она. Я не в состоянии больше ее выносить. На самом деле, она – воплощение всего, что я ненавижу. Она в одиночку вполне может оборонять передовые позиции империализма пошлости.

                         ОНА         

В продолжение целого дня он ничего не делает, не зарабатывает денег, а я должна терпеть подобное поведение. В результате зарабатывать приходится мне! Бывает, что он даже не удостаивает ответами мои вопросы. Хочет показать, что презирает меня, а заодно и весь мой мир.

                         ОН            

Вечная проблема «коммуникативности».

                        ОНА         

Всё очень просто: он меня ревнует.

                         ОН            

Как же так могло получиться? Ведь начиналось всё хорошо. Эти наши надежды соединиться навечно…И вот тебе!

                       ОНА         

Страшно сказать, но бывают дни, когда я чувствую в себе застоявшуюся ненависть. Да, это именно то слово. Ненависть к нему. Которая в любой момент может выплеснуться. И нужно все время загонять ее обратно, заставляя себя молчать, а это мучительно.

                         ОН            

Произошло недоразумение. Не того ждали мы друг от друга, от жизни. Она, во всяком случае, хотела кого-то, кто бы помог ей увериться, будто она – принцесса… А сегодня мы уже ничего не ждем друг от друга. Пять лет сломили нас полностью.

                       ОНА          

Он не желает взрослеть. В этом все дело. Хочет остаться ребенком. В неведении! Сохраняет детские мечты. И эта интеграция в детство сообщает ему драматическую инфантильность.

                         ОН            

Быть взрослым - означает для нее работать в офисе от и до и с ужасом констатировать, что для себя не остается ни одной свободной минуты.

                        ОНА         

Мне известно, что он хотел стать писателем. Всё время что-то писал. Писал даже во время работы. Кстати, наверное, поэтому и потерял работу. Слишком серьезно к себе относился… Знаю только, что в один прекрасный день он кое-что закончил. «Книгу». И не желал со мной об этом говорить. Куда-то послал. И ужасно нервничал после этого.

                         ОН        

Она изменилась. Узнать невозможно.

                          ОНА         

Потом стали приходить ответы. От издателей. Все исключительно отрицательные. И с этого момента он сделался невозможным для совместной жизни. С момента, когда понял, что таланта у него нет.

                           ОН            

Она больше ни во что не верит. Ее молодость не нуждается в идеалах, поскольку она сама себе идеал. Считает себя красавицей. И поэтому улыбается.

                           ОНА         

А его мать. Приходит каждую субботу! Ее я тоже совершенно не переношу! И в какие-то моменты просто убить готова. Хорошо бы он ее убил. Чтобы повзрослеть, наконец! Обрести свободу. Полную. Делать всё, что я захочу, и когда захочу. Стать современной женщиной.

                            ОН            

Она думает, что быть современной – значит не иметь сердца.

                           ОНА         

Вокруг него какое-то вязкое поле… Всё, что он говорит, всё, к чему прикасается, становится тягостным. И безумно скучным!

                            ОН            

Хвастается, что она легкий человек. Путает легкость с фривольностью. Фривольность – это глупая легкость. Взять хотя бы бесчисленные часы, которые она проводит у телефона, чтобы обменяться ничтожными суждениями со своими ничтожными подружками. Или припомнить, как она смотрит на других мужчин, и как о них говорит. Не говоря уже о взглядах на жизнь, беспочвенных мечтаниях и истерической настойчивости, с которой она выдает себя за светскую женщину.

                          ОНА         

С ним невозможно разговаривать. Просто поговорить. Сразу начинаются речи, великие теории…Он прячется за абстрактными идеями, чтобы не столкнуться с реальностью, с бытом, с конкретными вещами.

                           ОН            

Она говорит только о «конкретном». Но нет ничего абстрактнее того, что она называет конкретным. Это просто ширма, за которой скрывается яростное отрицание метафизики. Она ненавидит всё возвышенное. Всё, до чего ей не дотянуться.

                          ОНА         

Ненавижу его. За то, что он с таким усердием губит свою жизнь. За то, что я боюсь загубить и свою. Из-за него.

                           ОН            

Я боюсь, что без нее погублю свою жизнь. Вдали от нее. В одиночестве.

 

Затемнение.

4. ОДИНОКАЯ

 

                                   ОН            

Мне показалось, я кого-то услышал. Какой-то шум. Показалось, что-то слышу, и я подумал: в коридоре кто-то есть. Но это был ветер. Только ветер.

                               ДРУГОЙ  

Я вам не помешаю?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.