Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ. 1. Книга Иисуса Навина. 2. Книга Судей Израилевых



II. ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ

1. Книга Иисуса Навина

Описывает историю еврейского народа от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина.

Книга рассказывает о вторжении израильтян в Ханаан под предводительством Иисуса Навина, о завоевании части Ханаана и о разделении её между коленами. Она заканчивается повествованием о последних днях и смерти великого предводителя. Вся книга состоит из двадцати четырех глав и распадается на две главные части и добавление.

Повествование включает:

 1) события, последовавшие за смертью Моисея, вторжение в страну и её покорение;

2) разделение страны;

3) действия реубенитов и пр.

Книга составляет сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют еврейское военное право в древности.

По оценке Брокгауза-Ефрона, критика указывает некоторые анахронизмы в книге, но в общем та «носит на себе печать современности и исторической правды».

Важные моменты:

Гл. 3 – чудо при переправе через Иордан

Гл. 5 – явление Вождя воинства Господня

Гл. 6 – падение Иерихона

2. Книга Судей Израилевых

В книге излагается история евреев от последних лет жизни Иисуса Навина до смерти судьи Самсона.

Выдающиеся Судьи: Варак и Девора, Гедеон, Самсон, Илий и пророк Самуил.

После Иисуса Навина начальники колен израильских должны были изгнать хананеев из той земли, обладание которой было им обещано. Они сделали это, но лишь отчасти, оставив некоторые народы жить рядом и вступали с ними в союзы, что было запрещено Богом. При этом, происходило уклонение израильтян в верования соседних народов, «служение Ваалам и Астартам». За это Бог определил народам Ханаана быть для Израильтян «петлею». Когда Израильский народ отступал от Бога, начинал служить богам соседних народов, он подвергался завоеваниям этими народами и попадал к ним в порабощении до тех пор, пока не обращались к Богу с просьбой об избавлении. Когда же последнее происходило, то Бог воздвигал из среды народа судью, человека, который возглавлял освободительную войну, и тогда Израиль снова становился свободным до следующего падения в грех идолопоклонства. Таким образом, при отпадении народа от Бога его постигали несчастья, а обращение к Богу приносило мир и благоденствие.

Из книги Судей можно видеть постоянное попечение и Промысл Божий о Своем народе, Его милосердие и долготерпение.

3. Руфь – вставная «буколическая» повесть, не историческая.

4. 1-я книга Царств

Рождение Самуила, его отрочество, служение при Илии. «Галлюцинации» Самуила: Самуил – пророк.

Гл. 4: поражение Израиля от филистимлян и захват ковчега Завета.

Гл. 5: чудо в храме Дагона. Филистимляне решают возвратить ковчег.

Гл. 8: старостьСамуила, его сыновья – судьи Израиля. Народ просит поставить над ним царя – против воли Бога.

Гл. 9: Саул избран на царство Богом

1 Цар. 10: 1 – помазание Саула на царство

Гл. 11: первая победа Саула – над аммонитянами

Гл. 15: размолвка с Самуилом из-за добычи (надо было уничтожить)

Гл. 16: Господь сообщает Самуилу, что он «усмотрел» царя Давида. Давид становится оруженосцем Саула, мучимого злым духом.

Гл. 17: победа Давида над Голиафом.

Важно: Давид о пастырстве. «И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его» (1 Цар. 17: 34–35).

Гл. 18: ревность Саула к Давиду. Дружба Давида и Ионафана. Давид становится зятем Саула.

Гл. 19: Саул замышляет убить Давида. Бегство Давида. (Ст. 23–24: Саул Пророчествует)

Гл. 21: Ахимелех даёт Давиду хлебы предложения (! )

Гл. 24: сцена в пещере

Гл. 26: сцена в стане Саула (копьё и кувшин)

Гл. 28: Саул у аэндорской волшебницы

Гл. 31: поражение израильтян и самоубийство Саула

 

 

5. 2-я книга Царств

Гл. 1: плач Давида о Сауле и Ионафане

Гл. 2: Давид помазан на царство. Начало междоусобицы

Гл. 5: Давид воцаряется над всем Израилем

Гл. 6: перенесение ковчега Завета в Иерусалим из Кириаф-Иарима. Смерть Озы. Пляска Давида и его пикировка с Мелхолой

Гл. 7: пророк Нафан сообщает волю Господа о постройке Храма

Гл. 11: история с Урией и Вирсавией

Гл. 12: Нафан обличает Давида. Раскаяние Давида. Пс. 50.      Победа над аммонитянами

Гл. 14 – 18: заговор и гибель Авессалома

6. 3-я книга Царств

Гл. 1: Давид делает царём Соломона, сына Вирсавии

Гл. 2: смерть Давида

Гл. 3: явление Бога Соломону ночью Соломон просит мудрости.

Гл. 5: Соломон объявляет о решении построить Храм

Гл. 6–8: Храм построен через семь лет

Гл. 11: Под влиянием жён и наложниц Соломон отпадает от истинного Бога, начинает поклоняться Астарте, Милхому и др.

Бог за это обещает разделить колена Израиля. Смерть Соломона, ему наследует Ровоам.

Гл 12: разделение царства на Израиль и Иудею

Гл. 17: пророк Илия (Элияху: Яхве – мой Бог). Ахав и Иезавель. Засуха по слову Господню. Вороны питают Илию, а затем история вдовы из Сарепты Сидонской и воскрешения её сына.

Гл. 18: Илия вызывает на соревнование 450 жрецов Ваала. После убийства проигравших жрецов начинается дождь.

Гл. 19: призвание Елисея.

Гл. 21: история с виноградником Навуфея. После неправедного обвинения и убийства Навуфея Ахав раскаивается.

7. 4-я книга Царств

Гл. 2: Вознесение Илии на небо. Дух на Елисее – вдвое.

Гл. 5: Исцеление Неемана от проказы

Гл. 6: Сирийцы, «побеждённые добром» (! )

Гл. 17: Ассирийский плен Израиля. Конец Северного царства. Образование этноса самарян

Гл. 18–19: Богобоязненный царь Езекия. Вырубленные рощи, истребление Медного змия. Избавление Иерусалима от полчищ Сеннахирима по молитве Езекии. Пророк Исайя

Гл. 20: смертельная болезнь Езекии. Господь по молитве его «прибавляет» ему 15 лет жизни.

Гл. 21: Манассия – идолопоклонник и т. п.

Гл. 22: Иосия – богобоязненный царь. В Храме найдена книга закона

Гл. 23: гибель Иосии от египтян. Сын Иосии Иоаким – данник фараона Нехао.

Гл. 24–25: падение Иудеи перед Навуходоносором. Начало вавилонского плена.

8. Книги Паралипоменон – «пропущенное»

Книги Паралипоменон излагает историю Израиля со времени царя Давида до падения Иудейского царства в правление царя Седекии. Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования этих книг.

Книги можно подразделить на три основные части:

- Введение (перечисляются родословные) (1 Пар. 1–9);

- Израиль под властью Давида и Соломона (1 Пар. 10 – 2 Пар. 9);

- Иудейское царство со времени его образования вплоть до его падения (2Пар. 10 – 36).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.