Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Исход. 5. Второзаконие



2. Исход

Обычно Христа называют «новым Адамом», но по-настоящему Его скорее следовало бы назвать «новым Моисеем». Очень много сходства.

«Неопалимая купина».

Важно: от избрания нельзя отказаться.

«И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? » (Исх. 4: 10–11).

Отказ фараона отпустить евреев – 10 казней египетских:

1. Наказание кровью.

2. Нашествие жаб.

3. Нашествие кровососущих насекомых.

4. Наказание пёсьими мухами.

5. Мор скота.

6. Язвы и нарывы.

7. Гром, молнии и огненный град.

8. Нашествие саранчи.

9. Необычная темнота (тьма египетская).

10. Смерть первенцев.

Важно: установление Пасхи – Исх. 12 (Песах, т. е. «прошёл мимо»), жертвенный агнец. Прообраз христианской Пасхи.

Господь следует с сынами Израилевыми в виде столпа облачного днём и столпа огненного ночью.

Чудо при переходе Чёрмного моря («Тростниковое» море, дельта Нила).

Исх. 16: Ропот израильтян из-за голода; перепела и манна.

Исх. 17: Ропот израильтян из-за жажады; Моисей даёт воду из скалы.

          Здесь же – битва с амаликитянами; Иисус Навин-военачальник.

Исх. 18: Моисей по совету Иофора, своего тестя, выбирает начальников.

Исх. 19–20: дарование Закона на горе Синай.

10 заповедей в книге Исход:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

2. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

3. Помни день субботний, чтобы святить его;

шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

4. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на  земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

5. Не убивай.

6. Не прелюбодействуй.

7. Не кради.

8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

9. Не желай дó ма ближнего твоего;

10. не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20: 2–17).

Исх. 21 и далее: гражданские законы, нормы поведения.

Исх. 25–31: повеление об устройстве святилища (ковчега завета и скинии), о священнических одеждах, жертвеннике и жертвоприношениях.

Исх. 32: История с золотым тельцом. Предложение Бога истребить народ – и ходатайство Моисея за него. Но: резня в стане израильтян.

Исх. 33–40: устройство скинии собрания.

3. Левит

По существу – сугубо практическая книга, «руководство по литургике», как сказали бы сейчас. Все тонкости и нюансы священнического обихода и священнодействий, проводящихся в скинии собрания. К «истории» не относится.

Но: интересен момент с «козлом отпущения», описанный в Лев. 16.

«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведёт он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню: и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16: 20–22).

4. Числа (Бе-Мидбар – в пустыне)

Отчасти повторяет уже известные повествования о ропоте израильтян на Моисея, о манне и перепелах, о выборе старейшин.

Лазутчики, посланные в Ханаан, подтверждают, что там «текут молоко и мёд», однако испуганы силой живущего там народа и распространяют среди израильтян слухи, порочащие землю Обетованную – кроме Иисуса Навина и Халева. (Наречение Осии Иисусом, что значит «Бог спасает». )

Бог наказывает израильтян за маловерие: все, кому было на момент Исхода 20 и более лет, не увидят земли Обетованной и умрут в пустыне. (Символическое значение 40-летнего странствования. )

Далее (гл. 21) – за очередной ропот израильтяне наказаны нашествием ядовитых змей. Моисей ходатайствует перед Богом за народ – и Бог повелевает ему сделать медного змея. «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–15).

Гл. 22–23: история с Валаамом (идиома «Валаамова ослица»).

  «Не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои? » (Числ. 23: 12).

Далее повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «блудодействовавшего с дочерями Моава» (Числ. 25: 1–3), за что Бог повелевает Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (25: 9).

 

5. Второзаконие

Главным содержанием книги является воспроизведение исторического и законодательного элемента книг Исход, Левит и Числа (с включением, местами, некоторых новых законодательных положений). Книга даёт молодому поколению, родившемуся в пустыне, ретроспективный обзор пути, пройденного сынами Израиля в стремлении достигнуть Обетованной земли и законов, полученных ими через Моисея. Ту же назидательную цель имеют и обличительно-увещательные речи Моисея, помещённые в заключение Второзакония. В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделённого вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу.

NB: При жизни Моисея Израиль не достиг земли Обетованной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.