Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нейропсихологическая диагностика слухоречевой памяти у дошкольников с 4,5 лет



 

(2 слайд) Слухоречевая память - это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т. д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста.

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

 (3 слайд) Развитие слухоречевой памяти в онтогенезе

 Для того чтобы понять, что такое слухоречевая память, уточним, что же такое память в целом.

Память - это сложный психический процесс, основными функциями которой является сохранение, накопление и воспроизведение информации. Не одна психическая функция не сможет существовать без участия памяти, ровно, как и память, не сможет существовать без психических функций. Запоминание чего-либо происходит с помощью определенных образов, чувств, движений, мыслей, образуя, таким образом, определенные связи с объектом. Без установления подобных связей невозможно ни запоминание, ни накопление, ни воспроизведение информации. Эти связи называются ассоциациями.

(4 слайд) В онтогенезе все виды памяти формируются в определенной последовательности и в определенном возрасте. Так, по мнению П. П. Блонского, самой первой и в то же время самой долговременной является память механическая, она возникает к 6 месяцам. После этого начинает формироваться аффективная (эмоциональная) память. Примерно к двум годам можно отметить появление образной памяти, а уже к 3-4 годам возникает память логическая. Полное развитие вышеперечисленных видов памяти происходит в подростковом и юношеском возрасте. Однако некоторые факты, в частности, «комплекс оживления» младенца на появление матери говорят о том, что афферентная память возникает раньше. Вполне возможно, что формирование эмоциональной и механической памяти происходит одновременно.

 

(5 слайд) Существуют несколько классификаций памяти.

· Первая классификация выделяется по критерию продолжительности протекания процесса:

- Оперативная – запоминание информации происходит для использования в текущий деятельности;

- Кратковременная – информация быстро запоминается, воспроизводится и хранится непродолжительное время;

- Долговременная – наиболее сложный и емкий процесс.

Объем долговременной памяти, а так же время ее хранения не ограничены. Это самый важный тип памяти в жизни человека.

· Вторая классификация выделяется по форме психической активности:

 - Непроизвольная память – информация запоминается без воли человека, «сама собой»;

- Произвольная – информация запоминается тогда, когда человек ставит себе конкретную цель запомнить что-либо.

· Третья классификация выделяется по способу запоминания:

 - Механическая – информация запоминается путем многократного повторения, без осмысления и установления ассоциативных связей;

 - Смысловая – информация запоминается путем осмысления установления ассоциативных связей.

· Четвертая классификация выделяется по предмету, материалу деятельности:

- двигательная – информация запоминается путем повторения серии движений с возможностью ее дальнейшего воспроизведения;

 - эмоциональная – информация запоминается после пережитых нами сильных чувств, эмоциональных состояний;

- словесно-логическая – информация запоминается, является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы по знания и анализа, основные грамматические правила языка;

 - образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) – обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия.

(слайд 6) Слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течении возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание.

Нарушение слухоречевой памяти приводит к затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

 (слайд 7) Нейропсихология памяти как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов стала интенсивно разрабатываться лишь в 60-70-е годы XX века, хотя описания различных форм нарушений памяти при разных патологических состояниях в клинической литературе довольно многочисленны.

Были выделены два основных типа нарушений памяти, а также особый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнестической деятельности (или псевдоамнезия).

К первому типу относятся модально-неспецифические нарушения памяти. Это целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление информации любой модальности. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении разных уровней срединных неспецифических структур мозга.

Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору.

(слайд 8) К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. е. II и III функциональных блоков мозга. При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными.

(слайд 9)Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.

(слайд 10) Нарушения слухоречевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга (у правшей). Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.

 

(слайд 11) Развитие слухоречевой памяти в норме и при нарушениях

        

Когда говорят об общих способностях человека, то имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения). Чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития речемыслительных способностей ребёнка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребёнка в обществе.

К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения, что, в свою очередь, негативно сказывается на процесс подготовки к школе, а в последующем, и на сам процесс обучения в школе. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью других психических функций.

 Согласно исследованиям Д. Б. Эльконина, в старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память.

 

С началом школьного обучения возрастает роль высших форм аналитико-синтетической деятельности, связанных со смысловой переработкой вербального материала. Большие требования предъявляются к функционированию слухоречевой памяти. Вербальная память и способность к смысловой переработке материала основаны на деятельности мышления и связаны с развитием языка.

Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи с недостаточно сформированной памятью пути компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать и выделять главные мысли.

Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Так, нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала с дисфункцией правого полушария.

(слайд 12) Дети с нормальным речевым развитием при преднамеренном запоминании воспроизводят 80- 90% информации, дети с речевыми нарушениями 60- 70%, а в отдельных случаях и менее 50%. Значительное отставание отмечается в развитии долговременной памяти. Для качественного запоминания материала ребёнку с нормальным речевым развитием требуется 1-2 повторения материала, ребёнку с речевой патологией 3-4, а порой 5-6 подкреплений. Качество запоминания материала у детей с речевой патологией значительно снижено. Нарушение памяти у таких детей имеют вторичный характер, так как первичное нарушение речи может вызвать недоразвитие или нарушение процесса памяти, что проявляется в сужении объема запоминаемого речевого материала.

(слайд 13) При стёртой дизартрии речи наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание в виду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы, следовательно, может специфично протекать процесс слухоречевой памяти.

Нарушение слухоречевой памяти приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребёнок не может сосредоточится на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл: что требуется выполнить и как это сделать? Если дать такому ребёнку задание: «Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете, и налей в неё чай», то сразу обнаружится, что ребёнок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию и как он её выполнит. Нередко дети улавливают только суть ( «налить чай») или начало задания («…возьми чашку…»), детали же пропускает. А это значит – ребёнок невнимательный, не вслушивается, не вдумывается, что и влечёт за собой цепочку неуспехов и неудач: он не понимает условия задачи по математике или задания к упражнению вследствие того, что не услышал всего текста инструкции; при письме допускает пропуски и перестановки букв, не дописывает до конца слова, предложения и пр. И это не потому, что он « неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции.

Возможности памяти детей с тяжелыми нарушениями речи наиболее полно раскрываются в процессе целенаправленного обучения, активного формирования у них способа логического запоминания. Для развития произвольной слухоречевой памяти требуется ряд условий.

 

(слайд 14) Специфические особенности памяти детей с ЗПР: снижение объема памяти и скорости запоминания, непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме, механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме, преобладание наглядной памяти над словесной, снижение произвольной памяти, нарушение механической памяти. Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных школьников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности. На современном этапе развития младшего школьного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов школьных учреждений.

 

(слайд 15) Методики диагностики слухоречевой памяти

Нейропсихологическая диагностика слухоречевой памяти у дошкольников с 4, 5 лет

Задание состоит в повторении звукового ряда из 3—5 гласных звуков (исключение согласных обусловлено сложностью их артикулирования и, следовательно, вероятностью артефактов). Звуковой ряд из 4 звуков предусматривает 4 попытки его повторения; ряд из 5 звуков — 5 попыток. Стимульный материал воспроизводится обследующим четко, с максимальной разборчивостью.
При необходимости тонкой диагностики состояния слухоречевой памяти проводится специальная проба — запоминание слов. Для детей 2—3 лет — 2—3 слова; для детей 3—4 лет — 4—5 слов; для детей 5-6 лет — 5-7 слов.
Учитывается способность запоминать не только сами звуки, но и их последовательность.

Звуковой ряд из 4 звуков: «И», «А», «О», «У»; из 5 звуков: «А», «И», «У», «Э», «О»;
Словесный ряд: из 4 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР»; из 5 слов: «НОС», «КОТ», «ЛЕС», «ПАР», «СТОЛ».
Примечание: Проведение пробы возможно только при отсутствии у ребенка выраженных нарушений артикуляционного праксиса.

(слайд 16) Диагностическое значение теста

Несформированность слухоречевой памяти, обусловлена незрелостью или поражением практически любой из речевых областей левого полушария мозга, поскольку в этот период функциональная дефицитарность любой из них приводит к ослаблению способности удерживать речевую информацию на слух.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.