Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИЛОЖЕНИЕ М



 

Пример проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

PESTEL –анализ страховой отрасли и территориального рынка (НСО)

 

Политическая среда Экономическая среда
1. Выбранный до 2024 г. президент РФ - В. В. Путин, изменения в политической системе страны не ожидаются.   2. Законопроект № 754963-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включен в осеннюю программу рассмотрения законопроектов. 3. ЦБ и РСА усиливают борьбу против мошенничества в области автострахования. 4. Происходит ухудшение отношений с США и западными странами. Количество санкций против России растёт. 5. В связи с COVID-19 РФ закрыла все внешние границы. Въезд на территорию РФ запрещён. 6. С 23. 03. 2020 г., в связи с COVID-19 российским авиакомпаниям запрещено осуществлять пассажирские авиаперевозки за пределы РФ (продажа туристических страховок приостановилась) [30]. 7. По итогам 2019 г. индекс политической стабильности равен − 0, 87(в 2018 г. − 0, 67). 8. Нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К концу 2024 г. будут отремонтированы 6744 дорожных объекта по РФ, в НСО -117 [24]. 9. Нацпроекта " Здравоохранение", цель которого заключается в увеличении продолжительности жизни людей, сокращение смертности. 10. Нацпроекта «Жилье и городская среда», цель - обеспечение доступным жильем семей со средним достатком [6, 25]. 11. В рамках правительственной программы «Цифровая экономика» планируется создать масштабный рынок страхования от киберугроз. План предполагает внедрение индустриального стандарта по обязательному аудиту информационной безопасности и требование по обязательному страхованию киберрисков для отдельных отраслей экономики [43]   1. ВВП в 2019 г. составил 110046 млрд руб. (2018 г. - 104626, 6 млрд руб. ) [5]. МВФ прогнозирует падение ВВП России на 5, 5% в 2020 г., ЦБ РФ на 4-6%, ЕК на 5%. [12, 20]. 2. Прогноз инфляции в   соответствии с прогнозом Минэкономразвития на 2020 г: 3, 7-4, 2% [21]. 3. Установленный Банком России официальный курс доллара на 22. 06. 20 г. составляет 69, 62 руб., курс евро – 77, 94 руб. По прогнозам экспертов, в 2020 г. доллар будет стоить от 68 до 75 руб., а евро - от 77 до 89 руб. [11, 19]. 4. 19. 06. 20 г. принято решение снизить ключевую ставку с 6 % до 5, 5% годовых. Эксперты прогнозируют к концу 2020 г. снижение ключевой ставки ЦБ до 4, 5 % [32]. 5. Динамика занятости в России, согласно отчетам ФСГС, показывает, что уровень безработицы в 2019 г. сокращается по сравнению с предыдущими годами [45].
  2017 г. 2018 г. 2019 г.
РФ 65, 5 % 65, 6 % 64, 9 %
НСО 64, 4 % 63, 5 % 63, 5 %

6. ВС РФ признал цены на запчасти в справочниках (РСА) необоснованно заниженными, в связи с чем происходит занижение страховых выплат в случае ДТП [42].

7. Согласно позитивному сценарию агентства «Эксперт РА», в 2020 г. страховой рынок сократится на 17 %. Объем премий составит не более 1, 23 трлн руб. [14].

8. В 2020 г. на ремонт и строительство новых дорог будет выделено 834 млрд руб. (в НСО - 5, 4 млрд руб. ).

9.  В 2020 г. на реализацию проекта «Здравоохранение» выделено 506, 3 млрд руб. (на 31% больше, чем в 2018 г. )

Социум Технологии
1. Численность населения в РФ – 146, 8 млн чел. Численность НСО – 1, 6 млн чел. В 2019 г. численность родившихся составила 1, 48 млн чел, в 2018 г. – 1, 21млн чел. В 2019 г. численность умерших составила 1, 79 млн чел, в 2018 г. – 1, 38 млн чел. [10] 2. По качеству жизни населения Россия занимает по итогам 2019 г. 59 место в мире (в 2018 г. – 90 место). Новосибирск занимает 24 место в России. [34, 44] 3. По данным исследования, до 2021 г. Россия не будет сталкиваться с дефицитом трудовых ресурсов, однако к 2030 г. дефицит квалифицированных кадров достигнет 2, 8 млн чел., что составит 7, 4% от общего числа специалистов. Потери российской экономики к 2030 г. исследователи прогнозируют на уровне $297, 1 млрд. 4. Наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов страхового дела. В РФ в 316 учебных заведениях представлено направление подготовки «Страховое дело (по отраслям)», из них два в Новосибирске - ФГБОУ ВО «НГУЭУ», СПК НИЯУ МИФИ. 5. Денежные доходы в расчете на душу населения, по России в целом в 2019 г. - 32609 руб. /мес., (2018 г. – 31422 руб. /мес. ) в Новосибирске -25461 руб. /мес. (2018 г. – 25407 руб. /мес. ) [46]. 6. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2019 г. – 13, 2% (в 2018 г. – 13, 2%), в Новосибирске в 2019 г. – 16, 4% (в 2018 г. – 16, 5%). 7. Услуги страхования предпочитают люди со средним достатком и выше. 8. 9. Население России стало более активно выезжает за рубеж на отдых (количество выезжающих заграницу в 2019 г. увеличилось на 7, 9% по сравнению в предыдущим годом). [39]. 10. Наиболее частые страховые случаи за границей: 49% — простудные заболевания, вызванные перегревом или охлаждением, 22% — травмы, 20% — пищевые отравления, 3% аллергия на коже, 2%- укусы насекомых, змей, 2%-инсульты, инфаркты, 2%- зубная боль [41]. 11.  В 2019 г. в РФ на каждую 1000 чел. населения зафиксировано 788, 9 заболеваний (в 2018 – 782, 1). Основные виды заболеваний: 1) болезни органов дыхания - 353, 5; 2) травмы, отравления - 88, 2; 3) осложнение беременности, родов - 67, 2 и др. В 2020 г. распространённое заболевание- короновирусная инфекция (COVUD-19) 12. По итогам 2019 г. в Новосибирске на тысячу жителей приходится 445 автомобилей (в 2018 г. - 243 шт. / тыс. чел. ) [26]. 13. По данным ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ с начала 2020 г. в РФ зарегистрировано 39192 ДТП (в 2019 г. -164418); в НСО зарегистрировано 588 ДТП (в 2019 г. -1982) [31]. 14. Население РФ негативно относится к «навязыванию» приобретения страховки при оформлении кредита, ипотеки, покупки автомобиля и др. 15. Население РФ меньше доверяет иностранным компаниям, чем отечественным. 16. Первое место в иерархии ценностей занимают материальное благополучие и психологических комфорт. 17. Популярные страховые продукты среди населения РФ в 2019 г. - страхование жизни, страхование имущества (2018 г. - автострахование, страхование жизни). 18. 19. 20. Население зарубежных стран активно использует услуги страхования, считая это неотъемлемой часть своей жизни. Помимо этого, в развитых зарубежных странах страховая деятельность жестко контролируются и регулируются государством, обязующего приобретать страховку на своё имущество. 1. Цифровая экономика внедряется в страховой бизнес, обостряются проблемы по поводу защиты персональных данных. 2. P2P-компания, у таких организаций нет офисов и посредников, а клиенты отдают деньги за полисы в общий фонд, средства из которого извлекаются при наступлении страховых случаев. В конце года часть денег возвращается страхователям, а часть забирает себе P2P-компания. 3. Разрабатываются и проводятся тренинги по улучшению оказания страховых услуг (общение с клиентами, доступность и понятность донесения информации до потребителя). 4. Активно развиваются области деятельности, непосредственно связанные со страхованием: - внедрение на мировой и отечественный рынок беспилотных автомобилей (Российское Правительство разработало и внедрило план развития беспилотного транспорта в РФ, 2018 - 2035 г. ); - инновации в области строительства недвижимости (многоэтажные дома из дерева, печать дома из мусора на 3D-принтере, дом из соломы и др) - на мировом рынке данные инновации активно внедряются, отечественный рынок пока к этому не готов. 5. Развиваются новые экстремальные виды спорта: флайборд, футбэг, хэдис, слэмбол и др. В зарубежных странах они пользуются большей популярностью, чем в РФ  
Экология Правовая среда
1. Вероятность возникновения техногенных катастроф в РФ возросла. НСО относится к районам с наиболее высокой степенью техногенной опасности. 2. Вероятность возникновения природных ЧС на территории РФ остается на высоком уровне. Ежегодно происходят наводнения, масштабные пожары, землетрясения. Площадь сейсмоопасных районов составляет 25–30% от общей площади РФ. 3. Основными источника загрязнения атмосферного воздуха в НСО являются: автомобильный транспорт (58, 0%); предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные ЖКХ (29, 7 %); промышленные предприятия и производства (12, 3 %). 4. 5. В сибирском регионе РФ суровые климатические условия, в зимнее время наблюдается сложность перемещения на автодорогах, что приводит к увеличению количества автомобильных аварий. В летний период наблюдаются паводки и лесные пожары, что приводит к уничтожению имущества, ухудшается дыхание из-за смога 1. Урегулированием финансовых конфликтов между страховыми компаниями и гражданами РФ занимается финансовый омбудсмен. 2. Ужесточение требований со стороны государства к страховым компаниям (увеличение размера уставного капитала). 3. ВСС ужесточил требования к эффективности страхнадзора 4. С 01. 09. 2020 г. отменяется коэффициент по региону регистрации. 5. В 01. 10. 2020 г. - расширение границ тарифного коридора полисов ОСАГО на 30% в большую и меньшую сторону. 6. Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью: Служба Банка России по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Российский союз автостраховщиков (РСА)    

Характеристика факторов национального ромба М. Портера для страховой отрасли РФ

 

Факторы национального ромба Содержание фактора
Факторы производства (70 баллов) Трудовые ресурсы: высококвалифицированных трудовых ресурсов в отрасли недостаточно высококвалифицированных специалистов с высшим образованием по направлению «Страховое дело (по отраслям)». В РФ в 262 ВУЗах представлено направление подготовки «Страховое дело (по отраслям)» а также в 54 ССУЗах. Два учебных заведения находятся в г. Новосибирске - ФГБОУ ВО «НГУЭУ», СПК НИЯУ МИФИ. Технология –наблюдается медленный технологический рост отрасли. В настоящее время не происходит разработка и внедрение новых страховых продуктов, как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Разрабатываются и проводятся онлайн - тренинги по улучшению оказания страховых услуг (общение с клиентами, доступность и понятность донесения информации до потребителя). Бизнес- процессы отечественных и зарубежных страховых компаний совпадают
Стратегия фирм, их структура и характер конкуренции между ними (70 баллов) На внутреннем рынке высокий уровень конкуренции (по данным ЦБ РФ, в реестре субъектов страхового дела по итогам 2019 г. зарегистрированы 175 страховых и перестраховочных компании). Появление новых игроков маловероятно, в связи с высокими первоначальными затратами. На рынке преобладают форма организации – Акционерное общество и линейно-функциональная структура управления
Параметры внутреннего спроса (60 баллов) Совокупный объем страхового рынка составил 1, 07 трлн рублей (по итогам 2019 г. спрос вырос на 4, 4% в сравнении с 2018 г. ) Лидирующий страховой продукт – страховании жизни (страховая премия по итогу 2019 г. – 91, 9 млрд. руб. ) Страны-лидеры на рынке страховых услуг – США, Япония, Германия (доля на мировом рынке: 31, 7%; 30, 7 %; 6, 5 % соответственно). Страховые продукты отечественных компаний соответствуют потребностям зарубежного потребителя. Российские компании при реализации стратегии географической экспансии могут столкнуться с трудностями завоевания определённого сегмента потребителей, т. к. на зарубежном рынке присутствуют компании - лидеры
Родственные и поддерживающие отрасли (30 баллов) К поддерживающим отраслям страховой отрасли относятся: 1) банковская сфера - достижение отечественными банковскими институтами приемлемого уровня международной конкурентоспособности не представляется возможным без четкого соотношения их возможностей и стратегических целей. В настоящее время российская банковская сфера не конкурентоспособна на международном рынке, т. к. большинство российских банковских организаций, сконцентрировано на решении текущих проблем и тактических задач [28]; 2) строительная отрасль – низкая конкурентоспособность, которая обусловлена замедленным темпом внедрения новых технологий. По данным Комитета по промышленной политике и конкурентоспособности РСПП строительство не относится к отраслям, которые потенциально обладают сравнительными преимуществами на внешнем рынке. В строительной отрасли доля российских компаний, осуществляющих технологические инновации- 3%, при среднем уровне в промышленности более 10%; 3) автомобилестроение – низкая конкурентоспособность. На международном рынке присутствуют компании гиганты, поставляющие на российский рынок автомобили высокого качества, по цене, выше чем российский автопром, но с учетом всех современных тенденций моды и потребностей потребителей; 4) здравоохранение – конкурентоспособность повышается. Отечественная система здравоохранения уступает зарубежной системе в техническом оснащении медицинских учреждений. В плане кадровой подготовки, российские специалисты не уступают зарубежным.  РФ отстает от мирового рынка по новым технологиям и техническому оснащению в данных отраслях

 

 

 

Рисунок 6 – Модель национального ромба М. Портера для страховой отрасли РФ

 

Таблица 4 – Данные для построения карт стратегических групп для оценки конкуренции

Критерии оценки НФ «Совкомбанк Страхование» (АО) ПАО СК «Росгострах» Группа компаний «АльфаСтрахование» СПАО «РЕСО-Гарантия» САО «ВСК» СПАО «Ингосстрах» АО «ГСК «Югория» АО «СОГАЗ»
Доля рынка, % 3, 9 28, 8 15, 6 15, 3 12, 3 7, 5 2, 7 2, 1
Географический масштаб деятельности Международный Национальный Национальный Международный Национальный Национальный Национальный Международный
Степень диверсификации Высокая Высокая Высокая Высокая Средняя Высокая Высокая Высокая
Уровень финансовой устойчивости Высокий Умерено высокий Высокий Высокий Высокий Максимально высокий Умерено высокий Максимально высокий
Скорость произведения страховых выплат Средняя Медленная Средняя Средняя Медленная Медленная Средняя Средняя
Репутация Средняя Низкая Средняя Средняя Средняя Средняя Высокая Средняя
Уровень обслуживания клиентов Средний Низкий Низкий Средний Средний Средний Высокий низкий
Эффективность сайта Высокая Высокая Высокая Частичная Частичная Высокая Частичная Высокая
Акции и спецпредложения Минимальное разнообразие Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют Минимальное разнообразие Большое Минимальное разнообразие Отсутствуют

 

Рисунок 7 - Карта стратегических групп по критериям «Скорость произведения страховых выплат - Уровень финансовой устойчивости»

(1– НФ «Совкомбанк Страхование» (АО); 2 – ПАО СК «Росгосстрах»; 3 – Группа компаний «АльфаСтрахование»; 4 – СПАО «РЕСО – Гарантия»; 5 – САО «ВСК»; 6– СПАО «Ингосстрах»; 7 – АО «ГСК «Югория»; 8 – АО «СОГАЗ»)


 

Рисунок Л. 1 - Карта стратегических групп по критериям «Репутация компании – Скорость произведения страховых выплат»

(1– НФ «Совкомбанк Страхование» (АО); 2 – ПАО СК «Росгосстрах»; 3 – Группа компаний «АльфаСтрахование»; 4 – СПАО «РЕСО – Гарантия»; 5 – САО «ВСК», 6– СПАО «Ингосстрах»; 7 – АО «ГСК «Югория»; 8 – АО «СОГАЗ»)

 

 

Рисунок Л. 2 - Карта стратегических групп по критериям «Уровень обслуживания – Степень диверсификации
страховых продуктов»

(1– НФ «Совкомбанк Страхование» (АО); 2 – ПАО СК «Росгосстрах»; 3 – Группа компаний «АльфаСтрахование»; 4 – СПАО «РЕСО – Гарантия»; 5 – САО «ВСК»; 6– СПАО «Ингосстрах»; 7 – АО «ГСК «Югория»; 8 – АО «СОГАЗ)


ПРИЛОЖЕНИЕ М

Анализ конкурентных сил на основе модели «5 сил конкуренции» М. Портера

Конкурентная сила Содержание Влияние

Потребители

Молодежь (18-25 лет) Страховой полис приобретается один раз в год. Ценят быстроту оформления полиса, наличие парковочных мест около офиса, возможность оформления полиса online, быстрые сроки выплат, если наступает страховой случай, скидки. Интересует чаще всего ипотечное и автострахование
Семьи с детьми, средний достаток Страховой полис приобретается один раз в год. Важна диверсификация страховых продуктов, перечень услуг, включённый в страховку. Ценят скидки и спец. предложения. При выборе компании опираются на отзывы друзей. Чаще всего страховые полиса приобретаются комплексно, на всю семью, на разные виды страховых продуктов
Пенсионеры (старше 60 лет) Страховой полис приобретается один раз в год. Важна доступность донесения информации и уточнение всех нюансов страховки. Страхуют имущество – дачные дома, жизнь – антиклещ
Состоятельные люди (имеющие во владении большое количество движимого и недвижимого имущества) Характерны высокие финансовые возможности. Страховые полиса приобретаются ежегодно, как правило, комплексно, на несколько видов имущества. Важна диверсификация страховых продуктов, наличие программ лояльности, быстрота оформления страховых полисов, большие страховые суммы (на имущество), быстрые сроки выплат, если наступает страховой случай
Крупные компании (имеющие большой автопарк, большой штат сотрудников) Страхование происходит один раз в год. Важна надёжность компании, её устойчивое финансовое положение, обширный список услуг, включенный в страховку, большие страховые суммы, быстрые сроки выплат, если наступает страховой случай

Конкуренты

Группа компаний «АльфаСтрахование» Претендуют на те же целевые группы потребителей, что и исследуемый объект. Преимущества: наличие программы лояльности для корпоративных клиентов, активная политика в области филантропии, диверсифицированный набор страховых продуктов, наличие мобильного приложения страховой компании. Недостатки: низкий уровень обслуживания клиентов (доступность донесения информации до страхователя, объяснение всех нюансов страховки)
СПАО «РЕСО – Гарантия» Претендуют на те же целевые группы потребителей, что и исследуемый объект. Преимущества: наличие филиалов компании в разных районах города, большой штат страховых агентов, намечена тенденция увеличения страховых премий на 15% ежегодно. Наличие программы лояльности для сотрудников. Реализуется стратегия географической экспансии на территории ближних стран зарубежья. Недостатки: сложность при оформлении онлайн- полиса-сбой сайта, отсутствует разбивка полисов ОСАГО на разные периоды действия (три месяца, полгода)
Угроза появления новых конкурентов   СПАО «Ингосстрах» Претендуют на те же целевые группы потребителей, что и исследуемый объект. Преимущества: многочисленные акции и спецпредложения, наличие мобильного приложения страховой компании, наличие персонального менеджера для VIP-клиентов. Недостатки: длительный период произведения страховых выплат.
     

Продолжение Приложения М

  АО «СОГАЗ» Претендуют на те же целевые группы потребителей, что и исследуемый объект. Преимущества: максимально высокий уровень финансовой устойчивости и надежности компании, сотрудничество с ведущими компания в разных областях деятельности (ПАО «Газпром», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Ростелеком» и др. ). Реализуется стратегия географической экспансии (выход компании на китайский рынок страховых услуг). Недостатки: высокая ценовая политика
Субституты   Отсутствуют

Поставщики

Электронная техника ПАО «М. видео. » Сотрудничество носит периодический характер. Причина выбора поставщика – отзывы о компании, приемлемые цены, наличие особых условий сотрудничества
Помещения ИП Дорошенко Ю. Ф. – арендодатель НФ «Либерти Страхование» (АО). Оказывает значительное влияние на организацию, а, следовательно, самостоятельно устанавливает стоимость арендной платы. Офис компании расположен в центре города, занимает около 250 кв. м., более выгодных условий по аренде помещений нет.
Канцелярские принадлежности, бытовая химия, офисная мебель Интернет-магазин «Офисная планета». Сотрудничество осуществляется постоянно. Большие объемы поставок. Причина выбора поставщика – наличие программы лояльности, специальные условия сотрудничества
Электроэнергия, ЖКХ АО «Новосибирскэнергосбыт», МУП г. Новосибирска «ЖКХ».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.