Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПР2. МЕТОДИКА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ



ПР2. МЕТОДИКА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Цель: совершенствовать специальные компетентности будущих учителей географии в области дидактической работы школьников с географическими картами.

Задачи: - ознакомить студентов с особенностями картографических пособий по школьному курсу географии;

- начать обучение различным приемам работы с картой на уроке географии и подготовку к обучению школьников понимать, читать и знать карту.

Методические рекомендации студентам по подготовке к занятию.

1. Активизация знаний о методике работы с географическими картами.

На географических картах в обобщенной и наглядной форме сохранены изучаемые школьниками особенности явлений и свойства территорий. В этом смысле они в качестве модели заменяют сам объект изучения, т. е. географическую оболочку Земли.

Географические карты принадлежат к пространственно-значковым моделям — они используют язык знаков и дают пространственный образ отображаемых явлений (К. А. Салищев).

 

Использование карт при изучении географии в средней школе включает ориентирование по карте на местности,

чтение одной, двух или нескольких карт,

получение по картам количественных характеристик территорий (картометрия),

применение карт в качестве основы для построения новой карты

использование карт в качестве источника для построения других карт или иных картографических произведений (например, профилей).

Система картографических знаний представлена на рис. 1.

Картографическая компетентность школьников работе с картой определяется тремя позициями: понимать карту, читать карту и знать карту.

Понимать карту - усвоить главные свойства сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты.

Основы понимания карты связаны с изучением темы «План и карта», знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географических карт, знанием их разновидностей.

При этом закладываются умения пользоваться картами.

 

Читать карту - распознавать географическую действительность по ее изображению на карте.

Чтение карты сможет осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа, устной или письменной характеристики ее.

Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты, а сложное - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение полученных из карты сведений, высказывание собственных мыслей о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных.

 

Знать карту понимать, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и формы объектов, изучаемых в курсах географии. Хорошему знанию карты должны предшествовать ее понимание, а затем и многократные упражнения в чтении. Структура географической компетентности школьников представлена на рис. 2

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каким картам к учебным курсам географии отдаются предпочтения учителей географии? Почему? Аргументируйте.

 

2. Назовите достоинства и недостатки интерактивных карт по географии. Аргументируйте избирательный характер их использования.

 

3. Карты или географические серверы могут помочь в формировании географических представлений и понятий?

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.