|
|||
ПР2. МЕТОДИКА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИСтр 1 из 2Следующая ⇒ ПР2. МЕТОДИКА И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Цель: совершенствовать специальные компетентности будущих учителей географии в области дидактической работы школьников с географическими картами. Задачи: - ознакомить студентов с особенностями картографических пособий по школьному курсу географии; - начать обучение различным приемам работы с картой на уроке географии и подготовку к обучению школьников понимать, читать и знать карту. Методические рекомендации студентам по подготовке к занятию. 1. Активизация знаний о методике работы с географическими картами. На географических картах в обобщенной и наглядной форме сохранены изучаемые школьниками особенности явлений и свойства территорий. В этом смысле они в качестве модели заменяют сам объект изучения, т. е. географическую оболочку Земли. Географические карты принадлежат к пространственно-значковым моделям — они используют язык знаков и дают пространственный образ отображаемых явлений (К. А. Салищев).
Использование карт при изучении географии в средней школе включает ориентирование по карте на местности, чтение одной, двух или нескольких карт, получение по картам количественных характеристик территорий (картометрия), применение карт в качестве основы для построения новой карты использование карт в качестве источника для построения других карт или иных картографических произведений (например, профилей). Система картографических знаний представлена на рис. 1. Картографическая компетентность школьников работе с картой определяется тремя позициями: понимать карту, читать карту и знать карту. Понимать карту - усвоить главные свойства сложного произведения науки и техники, какими являются в наше время карты. Основы понимания карты связаны с изучением темы «План и карта», знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географических карт, знанием их разновидностей. При этом закладываются умения пользоваться картами.
Читать карту - распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Чтение карты сможет осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа, устной или письменной характеристики ее. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты, а сложное - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение полученных из карты сведений, высказывание собственных мыслей о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных.
Знать карту понимать, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и формы объектов, изучаемых в курсах географии. Хорошему знанию карты должны предшествовать ее понимание, а затем и многократные упражнения в чтении. Структура географической компетентности школьников представлена на рис. 2
Вопросы для обсуждения: 1. Каким картам к учебным курсам географии отдаются предпочтения учителей географии? Почему? Аргументируйте.
2. Назовите достоинства и недостатки интерактивных карт по географии. Аргументируйте избирательный характер их использования.
3. Карты или географические серверы могут помочь в формировании географических представлений и понятий?
|
|||
|