|
|||
Из введенияСтр 1 из 4Следующая ⇒ В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи и др. Особенно остро стоит проблема развития речевой активности у детей с общим недоразвитием речи. Для того чтобы ребенок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми, стеснительными, нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми, не умеют устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, у них снижается познавательная активность, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. Это происходит потому, что ребёнок с речевыми дефектами становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевую активность. Изучением речевой активности занимались многие исследователи. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин считали что, общение является первым видом социальной активности, благодаря которому ребёнок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Б. Г. Ананьев, А. А. Алхазишвили, М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, Р. М. Фрумкина, рассматривали речевую активность как условие речевого общения. А. А. Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность. Однако анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить недостаток, который свидетельствует о том, что в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно создаются педагогические условия развития речевой активности дошкольников, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Этот недостаток определил противоречие между задачей развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточно выявленными педагогическими условиями для ее решения. Цель заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности условий развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Объект: развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предмет: условия развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза: развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если будет разработан комплекс занятий, в ходе которых используются речевые ситуации, способствующие развитию умения применять уже имеющиеся речевые средства в речевой деятельности; будут отобраны и активно использоваться в занятии методы и приёмы, подготавливающие детей к речевому общению.
|
|||
|