|
|||
И́на моли́тва⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 К Тебе́, Богоизбра́ нная Отрокови́ це, Пресвята́ я Де́ во Богоро́ дице, Небесе́ и земли́ Цари́ це, припа́ дающе, вопие́ м: услы́ ши моле́ ний на́ ших глас и не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, недосто́ йных. Приими́, Всеблага́ я, от недосто́ йных раб Твои́ х, чту́ щих всечестно́ е и́ мя Твое́ и с ве́ рою покланя́ ющихся Тебе́ пред чудотво́ рным Твои́ м о́ бразом, прино́ симое ны́ не те́ плое моле́ ние на́ ше, вознеси́ е́ к Престо́ лу Сы́ на Твоего́, Христа́ Бо́ га на́ шего, да ми́ лостив бу́ дет к непра́ вдам на́ шим и не возда́ ст нам по дело́ м на́ шим, но да проба́ вит щедро́ ты Своя́. Ве́ мы, я́ ко не́ смы досто́ йни, по грехо́ м на́ шим, от Него́ поми́ ловани бы́ ти, а́ ще не Ты, Влады́ чице, умоли́ ши его́ о нас, вся бо мо́ жеши испроси́ ти у Него́, ма́ тернее бо к нему́ и́ маши дерзнове́ ние. сего́ ра́ ди к Тебе́, я́ ко всемо́ щней и всеблагой Засту́ пнице на́ шей, прибега́ ем, усе́ рдно моля́ щеся: испроси́ у ро́ ждшагося от Тебе́ Единоро́ днаго Сы́ на Бо́ жия, Христа́ Бо́ га на́ шего, всем нам в святооте́ честей Правосла́ вней ве́ ре тве́ рдое до конца́ дней на́ ших пребыва́ ние и во всех за́ поведех Госпо́ дних неуклонное хожде́ ние, да, про́ чее вре́ мя живота́ на́ шего пожи́ вше во вся́ ком благоче́ стии и чистоте́, сподо́ бимся ми́ рныя христиа́ нския кончи́ ны и до́ браго ответа на стра́ шнем Суде́ Сы́ на Твоего́ и Бо́ га на́ шего и та́ ко дости́ гнем, под кро́ вом Твоея́ по́ мощи, живота́ ве́ чнаго во Ца́ рствии Отца́ све́ тов, Ему́ же, ку́ пно со Единоро́ дным его́ Сы́ ном и Святы́ м Ду́ хом, подо́ бает Сла́ ва, честь и поклоне́ ние, ны́ не, и при́ сно, и во ве́ ки веков. Ами́ нь. Грузинская икона Божией матери. В 1622 году персидский шах Аббас I после опустошительного вторжения в православную Грузию вывез оттуда вместе с великой христианской святыней, частью Ризы Господней, особо почитаемые иконы. Через три года Русскому приказчику Стефану Лазареву, находившемуся в Персии по торговым делом, неким человеком из свиты шаха было предложено купить одну из похищенных грузинских икон – образ Пресвятой Богородицы. В то же время в Ярославле купец Григорий Лыткин, у которого служил Стефан, имел откровение о скором прибытии своего работника с драгоценным приобретением. Согласно гласу свыше, икону надлежало препроводить из Ярославля в Архангельскую землю, на реку Пинегу. Здесь, в 16-ти верстах от Холмогор, находился Черногорский монастырь (получивший свое название от горы, на которой в 1603 году был заложен храм, впоследствии именовавшийся Красногорским). Сюда и было торжественно доставлена купцом в 1629 году, в период царствования Михаила Федоровича, Грузинская икона Пресвятой Богородицы. 22 августа при большом стечении верующих она было благоговейно установлена в обители. Тогда же совершилось чудесное исцеление незрячего и глухого монаха Питирима. Последующие проявления чудотворной силы Грузинского образа Богоматери побудили митрополита Новгородского Никона (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) произвести расследование, после чего с 1650 года празднование этой иконе стало совершаться по дню ее прибытия в Красногорскую обитель – 22 августа. С того времени ежегодно Грузинская икона Божией матери с почестями приносилась в Архангельск, где в главном соборе города чтимый образ оставлялся на определенное время для освящения города и христолюбивого народа. Затем икону торжественно возвращали в Красногорский монастырь. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) чудотворный образ переносился в Вологду, Великий Устюг, Переяславль-Залесский и Сибирь. В 1654 году иеромонах Красногорского монастыря Макарий доставил в Москву для поновления иконописи образ Пресвятой Богородицы, принесенный из Персии. Он был поставлен в недавно построенном хроме во имя Святой Троицы в Никитниках близ Варваринских ворот, где кремлевскими мастерами велись иконописные работы. В то время в Москве свирепствовала чума или моровая язва. По просьбе мастера-серебреника Гавриила Евдокимова, сын которого был при смерти, в доме болящего отслужили молебен перед Грузинскою иконой Богоматери из Красногорского монастыря. Больной вскоре поправился. В благодарность за чудесное исцеление с Грузинской иконы Божией матери был сделан список, установленный в хроме во имя Святой Троицы в Никитниках. С того времени эта церковь стала именоваться также и Грузинскою. Благодатная помощь Пресвятой Богородицы продолжала осуществляться и через упомянутый список с Ее иконы. Во время эпидемии чумы 1654 года московскому купцу Стефанову, усердно молившемуся Царице Небесной, Пресвятая Дева трижды явилась во сне со словами: «Молись Богородице Грузинской, что на Глинищях у мельниц и будешь сохранен». Церковь во имя Святой Троицы в Никитниках называлась еще и церковью великомученика Никиты (по одному из приделов) на Глинищях, у мельниц. Купец не стал вывозить семью из Москвы, как намеревался, а принялся горячо молиться в Троицком хроме. Эпидемия не коснулась ни его самого, ни его семейства. Общецерковное празднование Грузинской иконе Божией матери было установлено по благословению Патриарха Никона в 1654 году. В 1698 году смотритель московской типографии Феодор Поликарпов составил вторую редакцию службы. После освобождения Москвы от наполеоновских войск, 1 декабря 1812 года чудотворная Грузинская икона Божией матери вместе с другими чудотворными иконами Пресвятой Богородицы – Владимирской, Иверской и «Утоли моя печали» участвовала в торжественном крестном ходе вокруг Кремля. В 1904 году в Троицкой церкви был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией матери. В настоящее время этот образ расположен в храме Святой Троицы в Никитниках (ул. Разина). Чудесные исцеления, ниспосылаемые Пресвятой Богородицей чрез чудотворную Ее икону, документально засвидетельствованы в конце XIX века. Так, например, 17 июня 1887 года после смертельной болезни выздоровела по молитве к чудотворному образу жена священника села Шуйского Вологодской губернии Лидия Церковницкая. Имеются исторические свидетельства о еще четырех Грузинских иконах Пресвятой Богородицы. Об иконе Грузинской Богоматери, находившейся в Московском Алексеевском женском монастыре, церковные свидетельства сообщают, что она не является списком с икон из Красногорского монастыря и хрома Троицы в Никитниках, а принесена из Грузии. В ту же смертоносную эпидемию чумы 1654 года заболела одна из инокинь Алексеевской обители. Во время продолжительных молитв, обращенных к Небесной Целительнице, болящая вдруг вспомнила о слышанном ею чудесном выздоровлении от иконы Богоматери, что в храме Троицы у Варваринских ворот. Но некого было послать туда. Через некоторое время в обитель пришел незнакомый монах и, обратившись к больной инокине, сказал: «Не печальтесь о том, что не можете доставить Грузинскую икону Богоматери; у вас есть точно такая же, принесенная из Грузии. Вы найдете ее в пещере и увидите милость Божию». Иносказательный смысл этих слов прояснился после того, как в монастырской ризнице, устроенной наподобие пещеры, было обнаружена неизвестная дотоле икона Богоматери. После совершения молебна чудотворный образ пронесли по келлиям страдавших от моровой язвы насельниц обители. Все они получили исцеление. С того времени эпидемия в Москве стала прекращаться. По молитвенному предстательству Грузинской иконы Пресвятой Богородицы из Алексеевского монастыря получила чудесное исцеление в 1662 году слепая княжна Марфа Прозоровская, обретшая зрение по молитвам своих родителей после семи лет тяжелого недуга. К северо-западу от Казани, в 18 верстах от города Свияжска, с середины XVII века существовала Раифская Богородицкая общежительная пустынь, получившая свое название от одного из ее хромов – во имя преподобных отец, избиенных в Синае и Раифе. Предание сообщает, что во время строительства обители митрополит Казанский Лаврентий, по откровению свыше, направил лучших местных иконописцев на Пинегу, в весьма отдаленный от Казани Красногорский монастырь, для снятия верного списка с чудотворного образа Пресвятой Богородицы, принесенного из Персии. В 1661 году искусно выполненная копия Грузинской иконы Божией матери была доставлена из Архангельских пределов в новоустроенную пустынь и стала очень почитаемой среди местного населения. Впоследствии этот образ был установлен в соборном хроме в честь Пресвятой Богородицы. В XVIII веке благочестивым крестьянам села Ключарева Корчевского уезда Тверской губернии было подарена ключником Московского Архангельского собора Грузинская икона Богоматери. Она особенно прославилась среди местного населения, когда в конце 60-х годов XIX столетия урожаю ржи грозила гибель: на обширной площади только что взошедшие посевы поедал неизвестный червь. Никакие способы борьбы с ним не помогали. Тогда крестьяне молитвенно обратились за помощью к чтимому ими Грузинскому образу Пресвятой Богородицы. После крестного хода с иконой, совершенного вокруг полей, неожиданно разразился небывалый ливневый дождь. Потоки воды вымыли из земли червей, которых склевали налетевшие во множестве птицы. Известны также другие чтимые списки с Грузинской иконы Божией матери, находившиеся в Покровском храме на Воронцовом поле и в Крестовоздвиженском храме в городе Туле. Литература: Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., [б. г. ], с. 542. * * * 39 дави́ р – прорицалище; так называлось святое святых. 40 возмезди́ – воздай
|
|||
|