Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Тема материнской верности в произведении В. И. Белова «Малька провинилась».



 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ                                                                              Тема урока :

«Тема материнской верности в произведении В. И. Белова «Малька провинилась».

 

 

  

 Задачи урока:        

· познакомиться с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Ход урока.

 

- Здравствуйте, ребята!

 

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

 

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.

 

 

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

- Что означает слово любовь?

- Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

- Кто такой Листопадничек?

- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

 

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова

 

* Узнать о жизни … … (В. И. Белова).

* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

* Учиться??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).

 

- Я вам предлагаю познакомиться с В. И. Беловым.

Прочитайте

  В. И. Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В. И. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В. И. Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

 

  • Работа над текстом.

 

Приём «Чтение с остановками».

 

  • (Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит? »

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

 

  • ( Чтение 2 части)

- Кривоногая! Шельма! - слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

 

  • ( Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

 

  • ( Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

- Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: …

- Что же увидел он?

 

  • ( Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

 

  • ( Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

- Куда это Малька каждый день бегает?

- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

 

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

- Понравился ли рассказ?

- Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

 

 

- Обсудите, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». ( Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков! )

 

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

- При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.

 

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

 

кри-во-но-га-я

блуд-ня

ба-тяв-ка

о-ка-зы-ва-ет-ся

с не-до-у-ме-ни-ем

бес-по-мощ-но

ша-ро-мыж-ник

од-на-о-ди-не-шень-ка

ку-тё-нок

бес-со-вест-ный

 

 

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т. е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.

 

 

Чтение текста по цепочке с вопросами о прочитанном.

 

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

- Как Малька отнеслась к потере щенка?

- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

 

  • Физкультминутка.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.