|
|||
«Тема материнской верности в произведении В. И. Белова «Малька провинилась».Стр 1 из 2Следующая ⇒
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока : «Тема материнской верности в произведении В. И. Белова «Малька провинилась».
Задачи урока: · познакомиться с произведением В. И. Белова «Малька провинилась». Ход урока.
- Здравствуйте, ребята!
Проснулась я сегодня рано, За окном лежит снежок. Поспешила к вам скорее Провести у вас урок! Прежде, чем начать работать, Мы друг другу улыбнёмся. С настроеньем преотличным Мы в работу окунёмся!
- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.
- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»). - Что означает слово любовь? - Между кем может возникнуть любовь? - Любовь бывает разная: любовь между мужчиной и женщиной; любовь родителей к детям; любовь детей к родителям; любовь к своим родственникам и друзьям; любовь к животным. - С каким произведением из этого раздела вы познакомились? - Кто такой Листопадничек? - Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете). - О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. - Способны ли животные любить своих детей так, как люди? - На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ. - Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась». - Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова? - Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова
* Узнать о жизни … … (В. И. Белова). * Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»). * Учиться??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).
- Я вам предлагаю познакомиться с В. И. Беловым. Прочитайте В. И. Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В. И. Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни. В. И. Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась». - Как вы думаете, кто такая Малька? - Почему ей дали такую кличку? - В чём она могла провиниться? - Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.
Приём «Чтение с остановками».
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит? » - Как вы думаете, кого ругала хозяйка?
- Кривоногая! Шельма! - слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно? Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: - Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную! - За что ругала хозяйка Мальку?
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос. - Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны… - Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала: - Ладно, пускай живут. Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна. Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: … - Что же увидел он?
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. - Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
Спросил у Лидии: - Куда это Малька каждый день бегает? - Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата? - Понравился ли рассказ? - Кто нам рассказывает этот текст? - Как вы догадались? - Где происходят события, описанные в рассказе? - Почему вы так думаете? - Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
- Обсудите, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». ( Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков! )
- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст. - При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-я блуд-ня ба-тяв-ка о-ка-зы-ва-ет-ся с не-до-у-ме-ни-ем бес-по-мощ-но ша-ро-мыж-ник од-на-о-ди-не-шень-ка ку-тё-нок бес-со-вест-ный
Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний. Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец». Бессовестный - не имеющий совести, т. е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый. Кутенок - щенок, собачонка. Шаромыжник - жулик.
Чтение текста по цепочке с вопросами о прочитанном.
- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая) - Почему Лидия была недовольна рождением щенков? - Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение) - Как Малька отнеслась к потере щенка? - Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).
|
|||
|