Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Влияние отношения учителя к ученику



3. Влияние отношения учителя к ученику

Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации). [4]

4. Влияние семьи

Психотравмирующим фактором признается отношение к ребёнку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации. [4][1]

5. Комплексное влияние причин

В рамках данного подхода предполагается учёт всех ранее обозначенных четырёх факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е. В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́ льшая продуктивность психокоррекции нарушений. [1]

Дубровина И. В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять её протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются [3]:

· Низкий уровень функциональной готовности к школе - «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др. );

· Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.

· Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.

· Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).

· Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.

· Несформированность внутренней позиции школьника.

Сферы проявления ПШД у детей[править | править код]

Педагогический диагноз психогенной школьной дезадаптации обычно связан с неуспеваемостью, вплоть до стойкой формы, и с нарушениями школьной дисциплины, включая отказы ребёнка ходить в школу. [4][1] Г. В. Бурменская в качестве основных сфер проявления ПШД отмечает [4]:

1. пространственно – временные отношения в жизни ребёнка, например организация режима дня;

2. личностно – смысловые характеристики общения и деятельности, которые могут проявляться в изменениях отношений со сверстниками, с сиблингами, с родителями, с педагогами;

3. особенности учебно – познавательной деятельности детей.

Процесс развития ПШД[править | править код]

Для описания процесса развития психогенной школьной дезадаптации Каган Е. В. [1] приводит следующую схему. По его мнению, в процессе ПШД преобладают астенические нарушения, которые сначала проявляются в области обучения и весьма легко компенсируются во вне-учебных занятиях. На этом этапе появляются реакции психологической защиты, в случае если они не разрешают возникших трудностей, ситуация усугубляется расширением поля реакции на внешкольное поведение. Далее утомляемость, головные боли, нарушения сна, аппетита (сомато – вегетативные проявления) могут становиться регулярными, а при слабости определённых мозговых структур ещё и переходить в форму системных неврозов с возможными нарушениями пищеварения, дыхания, а после сердечно-сосудистой системы и др.

Профилактика и коррекция ПШД[править | править код]

Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в процессе обучения и развития ребёнка. [3] Комплексное понимание причин, источников ПШД, способствует эффективному подходу к её профилактике и коррекции. Особенности и методы преодоления психогенной школьной дезадаптации базируются на представлениях, разрабатываемых в рамках психогигиены и психотерапии. В большей степени психокоррекционная и профилактическая работа должна способствовать познанию ребёнком собственных возможностей и оптимизации условий жизни ребёнка, процесса его обучения и воспитания. В условиях, как профилактики, так и коррекции должны учитываться три главных компонента работы и связи между ними: школа – ребёнок – семья. Итоговой целью работы в целом является как разрешение уже возникших школьных трудностей, так и профилактика социальной дезадаптации в последующей жизни. [1]

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.