Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
| №
| Тема урока
| Основное содержание темы
| Универсальные учебные действия обучающихся
| Форма контроля
| Кол-во часов
| Дата
| 1.
| Целый мир от красоты. Пейзаж: про-
странство, композиционный центр, цве-
товая гамма, линия, пятно
| Восприятие произведений живописцев
А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряко-
вой, графика М. Ахунова и резных прялок
Архангельской и Вологодской областей вто-
рой половины XIX в., запечатлевших кра-
соту окружающего человека мира.
Основные содержательные линии. Образ-
ная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего че-
рез единичное. Отражение в произведени-
ях пластических искусств общечеловече-
ских идей о нравственности и эстетике: от-
ношение к природе, человеку и обществу.
Образы природы и человека в живописи.
Продолжение знакомства с основами ху-
дожественной грамоты: композиция, цвет,
линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художе-
ственной выразительности языка живопи-
си, графики, декоративно-прикладного и
народного искусства, передающие богат-
ство, красоту и художественный образ окру-
жающего мира.
Творческое задание с использованием
средств выразительности живописи и гра-
фики.
Материалы: акварель, фломастеры, цвет-
ные карандаши и мелки, аппликация.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.
Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов
быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающие-
ся линии.
Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.
Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже.
Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок пейзажной композиции по летним впечатлениям
| (1 ч)
|
| 2.
| Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят-
но, светотень
| Восприятие символических и реалистиче-
ских изображений дерева в произведениях
выдающихся живописцев XIX в. И. Шиш-
кина, А. Саврасова и современного графи-
ка А. Мунхалова, в гобелене С. Гавина,
учебной работе.
Основные содержательные линии. Кра-
сота и разнообразие природы, человека, зда
ний, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, жи-
вотных: общие и характерные черты. Ли-
ния, штрих, пятно и художественный об-
раз. Пейзажи родной природы.
Диалог об искусстве. Роль живописных
и графических средств художественной вы-
разительности в создании поэтического об-
раза дерева.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Наброски лиственных и хвойных
деревьев».
Творческое задание с использованием гра-
фических средств выразительности (линия,
штрих, пятно, светотень).
Материалы: уголь, фломастер.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев,
графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в ис-
кусстве, в устном народном творчестве.
Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам
искусства.
Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности.
Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных
особенностей формы.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Сверять с изображениями на ней собственные наброски.
Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигура-
ции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигура-
ции
| (1 ч)
|
| 3.
| Мой край родной. Моя земля. Пейзаж:
пространство, планы, цвет, свет
| Восприятие произведений выдающихся
художников XIX—XX вв. Ф. Васильева,
И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана,
Н. Ромадина, И. Билибина и современно-
го художника А. Либерова, отобразивших
родную природу в живописных и графиче-
ских пейзажах.
Основные содержательные линии. Выда-
ющиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Пей-
зажи родной природы. Продолжение зна-
комства с основами художественной грамо-
ты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Вклад русских ху-
дожников в развитие отечественного пей-
зажа. Средства художественного языка ис-
кусства в отображении национального пей-
зажа. Понятия мой край родной, моя земля,
моя Родина. Образ дерева в композиции
пейзажа в зависимости от замысла худож-
ника.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Варианты композиционных схем
пейзажа с деревьями».
Творческое задание с использованием ху-
дожественных выразительных средств жи-
вописи и графики в многоплановом пейза-
же, в котором дерево — главный герой
композиции.
Материалы (по выбору): цветные мелки,
пастель, уголь, акварель, гуашь.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры.
Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).
Объяснять значения слов национальный пейзаж.
Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве.
Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства.
Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Пейзажная композиция «Величие и красота могучего дерева»
| (1 ч)
|
| 4.
| Цветущее дерево — символ жизни.
Декоративная композиция: мотив дере-
ва в народной росписи
| Восприятие произведений народных и со-
временных мастеров городецкой росписи.
Основные содержательные линии. Пред-
ставления о богатстве и разнообразии худо-
жественной культуры (на примере культу-
ры народов России). Истоки декоративно-
прикладного искусства и его роль в жизни
человека. Ознакомление с произведения-
ми народных художественных промыслов
в России (с учётом местных условий). Ис-
кусство вокруг нас сегодня. Продолжение
знакомства с основами художественной
грамо ты: композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Диалог об искусстве. Образы цветущей
природы в творчестве народного мастера и
художника. Общее и различное в выявле-
нии приёмов городецкой живописи и дру-
гих школ народного мастерства.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Образцы декоративных разживок
для цветов».
Творческое задание с применением по-
следовательности и приёмов городецкой ро-
списи кистью.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.
Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.
Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.
Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами».
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Декоративная композиция в городецком стиле «Роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами»
| (1 ч)
|
| 5.
| Птица — символ света, счастья и до-
бра. Декоративная композиция: равнове-
сие красочных пятен, узорные декоратив-
ные разживки, симметрия, ритм, единство
колорита
| Восприятие образа птицы-света в творче-
стве городецких мастеров конца XIX—
XX вв.
Основные содержательные линии. Пред-
ставление о роли изобразительных (пласти-
ческих) искусств в повседневной жизни че-
ловека, в организации его материального
окружения. Ознакомление с произведени-
ями народных художественных промыслов
в России (с учётом местных условий). Про-
должение знакомства с основами художе-
ственной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Разнообразие ком-
позиционных мотивов городецкой росписи,
восходящих к древней традиции росписи
прялок. Парные фигуры в едином сюже-
те — две женские фигуры, две птицы, два
всадника на коне «у древа».
Работа по художественно-дидактическим
таблицам «Образцы декоративных разжи-
вок для птиц».
Творческое задание с использованием
приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли-
ния, «разживки белилами», выявляющие
ритм оперения) в декоративном изображе-
нии птиц.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного
донца.
Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».
Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| Декоративная композиция «Птица света»
| (1 ч)
|
| 6.
| Конь — символ солнца, плодородия и
добра. Декоративная композиция: линия,
силуэт с вариациями городецких разжи-
вок
| Восприятие образов вороного коня и всад-
ника в изделиях городецких мастеров и
произведениях художника-графика Т. Мав-
риной. Традиционный образ-символ коня
в народном искусстве. Неразрывная связь
природы и образов народного творчества.
Основные содержательные линии. Исто-
ки декоративно-прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о син-
тетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, ору-
дий труда, костюма; музыка, песни, хоро-
воды; былины, сказания, сказки). Ознаком-
ление с произведениями народных художе-
ственных промыслов в России (с учётом
местных условий). Продолжение знаком-
ства с основами художественной грамоты:
композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Глубина поэтическо-
го изображения коня и всадника на коне,
их синтетичность в фольклоре (конь-время,
конь-свет, конь-птица, конь-богатырская
сила), связанные с возрождением солнеч-
ного тепла, света, жизни. Живописная ма-
нера кистевой росписи в творчестве горо-
децких мастеров.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Образцы декоративных разживок
для коня».
Творческое задание с использованием
средств выразительного языка народного
декоративно-прикладного искусства.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Различать, как образ-символ коня представлен в раз-
ных видах устного народного творчества в декоратив-
но-прикладном и народном искусстве.
Рассказывать, почему в народном искусстве мастера
постоянно обращаются к образу коня, приводить при-
меры из разных видов народного творчества.
Участвовать в обсуждении художественных средств
в создании выразительного образа коня-символа в на-
родном искусстве и называть их.
Работать по художественно-творческой таблице. Ов-
ладевать живописными приёмами изображения коня.
Осваивать приёмы белильных разживок для коня.
Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис-
пользованием приёмов городецкой росписи и декора-
тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри-
сунка.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Декоративная композиция «Конь» в городецком стиле.
| (1 ч)
|
| 7.
| Связь поколений в традициях Город-
ца. Декоративная композиция с вариа-
циями городецких мотивов: ритм, сим-
метрия, динамика, статика
| Восприятие произведений мастеров раз-
ных поколений, современных мастеров,
продолжающих и развивающих традиции
старейших мастеров городецкой росписи
И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и
детских творческих работ.
Основные содержательные линии. Искус-
ство вокруг нас сегодня. Ознакомление
с произведениями народных художествен-
ных промыслов в России (с учётом мест-
ных условий). Продолжение знакомства
с основами художественной грамоты: ком-
позиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности приё-
мов композиции в панно как произведении
декоративного назначения. Художествен-
ная ценность обыденных предметов из де-
рева, украшенных городецкой росписью.
Творческое задание с использованием
средств выразительного языка народного
декоративно-прикладного искусства, с при-
менением традиционных приёмов декора-
тивных разделок для объединения разных
цветовых сочетаний.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения народного искусства,
выражать своё отношение к развитию традиций горо-
децкой росписи в творчестве современных мастеров.
Называть традиционные мотивы городецкой росписи
в современных изделиях.
Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче-
ской ценности изделий с городецкой росписью, преем-
ственности живописных традиций в творчестве масте-
ров современного художественного промысла «Городец-
кая роспись».
Выполнять декоративную композицию по мотивам го-
родецкой росписи для украшения изделий разнообраз-
ных по форме и назначению (декоративной тарелки,
панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы-
ражать в творческой работе своё отношение к искус-
ству городецкой росписи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Декоративная композиция по мотивам го-
родецкой росписи для украшения изделий разнообраз-
ных по форме и назначению (декоративной тарелки,
панно, разделочной доски, подставки для специй)
| (1 ч)
|
| 8.
| Знатна Русская земля мастерами и
талантами. Портрет: пропорции лица че-
ловека
| Восприятие произведений выдающихся
портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма-
ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со-
временных художников Г. Васько, П. Пав-
лова, запечатлевших в своих работах обра-
зы творческих людей.
Основные содержательные линии. Образ
современника. Образ человека в традици-
онной культуре. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Жанр портрета.
Продолжение знакомства с основами худо-
жественной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство портре-
та. Выявление характерных признаков об-
раза портретируемого и его принадлежно-
сти к творческой профессии.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Композиционные схемы изобра-
жения лица человека в разных ракурсах».
Творческое задание с использованием
средств выразительности живописи и гра-
фики, соблюдением пропорции лица чело-
века.
Материалы: акварель, гуашь, пастель,
фломастеры.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать портреты, выполненные живописцами
и графиками. Рассказывать, по каким признакам мож-
но определить, что на портрете изображён художник
или народный мастер.
Участвовать в обсуждении образов художников и на-
родных мастеров в произведениях живописи и графи-
ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко-
стюме, в предметном окружении; выбирать положение
головы и передавать её поворот, движения фигуры.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Читать пропорции лица человека во фронтальном по-
ложении и вполоборота.
Выполнять портрет народного мастера или художни-
ка в момент создания им художественного произведе-
ния. Выражать в творческой работе своё отношение
к изображаемому герою.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| Рисунок «Портрет народного мастера или художни-
ка в момент создания им художественного произведе-
ния»
| (1 ч)
|
| 9.
| Вольный ветер — дыхание земли. Пей-
заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет
| Восприятие пейзажей живописцев XIX—
XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Тка-
чёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и гра-
фика В. Фаворского, в которых едва ли не
главное место занимает изображение неба.
Основные содержательные линии. Жанр
пейзажа. Пейзажи родной природы. Про-
должение знакомства с основами художе-
ственной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, ритм.
Диалог об искусстве. Приёмы передачи
бесконечности и глубины небесных просто-
ров, стремительности продвижения облаков
по небу. Статика и динамика в компози-
ции пейзажа.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Варианты графического решения
облачных масс».
Творческое задание с использованием
средств выразительного языка графики
(точка, линия, штрих, светотеневое пятно).
Материалы: простой карандаш, цветные
карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и
разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных
стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.
Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно
расположенными формами облаков в живописных работах).
Работать по художественно-дидактической таблице.
Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок по памяти или по представлению «Изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром».
| (1 ч)
|
| 10.
| Движение — жизни течение. Набро-
ски с натуры, по памяти и представле-
нию: подвижность красочных пятен, ли-
ний
| Восприятие произведений отечественных
мастеров живописи XX в. А. Дейнеки,
М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашнико-
ва, графики А. Пахомова, В. Курчевского,
М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма-
стера И. Маркичева из Палеха.
Основные содержательные линии. Обра-
зы природы и человека в живописи. Раз-
ница в изображении природы в разное вре-
мя года, суток, различную погоду. Выбор
средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соот-
ветствии с поставленными задачами. Про-
должение знакомства с основами художе-
ственной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Искусство как уни-
версальный способ отображения изменчи-
вости в природе и человеческой жизни. Жи-
вописные средства художественной выра-
зительности, передающие статичность и
динамичность композиции произведений раз-
ных видов искусства.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Живописные наброски на пере-
дачу динамики».
Творческое задание с использованием
средств выразительности языка живописи
и графики.
Материалы: акварель, гуашь, фломасте-
ры, цветные карандаши.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать,
какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения.
Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.
Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их
композициях.
Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.
Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении
| (1 ч)
|
| 11.
| Осенние метаморфозы. Пейзаж: ко-
лорит, композиция
| Восприятие произведений живописцев
С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Тка-
чёва, графика И. Воробьёва, учебной рабо-
ты и поэтического произведения, посвящён-
ных разным состояниям осени.
Основные содержательные линии. На-
блюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных
состояний. Использование различных худо-
жественных материалов и средств для соз-
дания выразительных образов природы.
Жанр пейзажа. Продолжение знакомства
с основами художественной грамоты: ком-
позиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художе-
ственной выразительности в представлен-
ных произведениях.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Колористические приёмы отобра-
жения изменений в осенней природе».
Творческое задание с использованием
языка живописи для передачи движения
в композициях.
Материалы (по выбору): акварель, гуашь,
обрывная бумажная мозаика, фломастеры.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Наблюдать изменчивые состояния осенней природы.
Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произве-
дения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.
Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи
в картине движения, яркости и мажорности пейзажей.
Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо-
тива осеннего пейзажа.
Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в
осенней природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Упражнение «Колористические приёмы отобра-
жения изменений в осенней природе»
| (1 ч)
|
|
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
| 12.
| Родословное дерево — древо жиз-
ни, историческая память, связь поколе-
ний. Групповой портрет: пропорции лица
человека, композиция
| Восприятие произведений живописцев
XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского,
И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших
в своём творчестве разные моменты из жиз-
ни семьи.
Основные содержательные линии. Образ
современника. Жанр портрета. Тема люб-
ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже-
ние знакомства с основами художественной
грамоты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Уважительное отно-
шение к своей родословной. Красота и гар-
мония общения с людьми старшего поко-
ления. Средства художественной вырази-
тельности в групповом семейном портрете.
Творческое задание с учётом композици-
онных особенностей группового портрета,
особенностей пропорций лица человека,
с использованием средств акварельной жи-
вописи.
Материалы: кисть, акварель, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.
Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет.
Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.
Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица.
Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Групповой портрет «Я горжусь своей родословной»
| (1 ч)
|
| 13.
| Двенадцать братьев друг за другом
бродят... Декоративно-сюжетная компо-
зиция: приём уподобления, силуэт
| Восприятие сказки С. Маршака «Двенад-
цать месяцев» и произведений живописца
К. Васильева и художника-графика В. Ал-
феевского.
Основные содержательные линии. Чело-
век, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Образ
человека в традиционной культуре. Про-
должение знакомства с основами художе-
ственной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Книжная графика.
Выразительные средства в создании худо-
жественного образа в иллюстрации к сказ-
ке. Приём уподобления, характерный для
народного восприятия красоты каждого вре-
мени года.
Работа по художественно-дидактическим
таблицам «Рисунки старинной русской
одежды», «Гармонические сочетания цве-
тов».
Творческое задание на размещение фи-
гур с использованием условного, обобщён-
ного силуэта.
Материалы: простой карандаш, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака.
Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето,
осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.
Объяснять значение понятий книжная графика,
иллюстрация, эскиз.
Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль.
Работать по художественно-дидактическим таблицам.
Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на
палитре.
Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»
| (1 ч)
|
| 14.
| Год не неделя — двенадцать месяцев
впереди. Иллюстрация к сказке: компо-
зиция, цвет
| Восприятие произведений художников,
создавших сказочные сюжеты — И. Били-
бина, В. Алфеевского, мастеров лаковой
миниатюрной живописи из Палеха и Хо-
луя, гравюры XVI в.
Основные содержательные линии. Ска-
зочные образы в народной культуре и де-
коративно-прикладном искусстве. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Про-
должение знакомства с основами художе-
ственной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Цветовая гармония
как средство художественной выразитель-
ности, особенности старинной русской одеж-
ды героев сказочных сюжетов.
Работа по художественно-дидактической
таблице. Значение цветового круга в опре-
делении гармонического сочетания цветов:
родственные и контрастные цвета.
Творческое задание с использованием жи-
вописных и графических средств вырази-
тельности.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.
Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности — роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок.
Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов
и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи,
подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле.
Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение
к содержанию, выбранным персонажам сказки.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока
| (1 ч)
|
| 15.
| Новогоднее настроение. Колорит:
гармоническое сочетание родственных
цветов
| Восприятие произведений художников
А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаев-
ской, посвящённых празднованию Нового
года.
Основные содержательные линии. Чело-
век, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Выбор
средств художественной выразительности
для создания живописного образа в соот-
ветствии с поставленными задачами. Эмо-
циональные возможности цвета. Продолже-
ние знакомства с основами художественной
грамоты: композиция, цвет, линия, форма,
ритм.
Диалог об искусстве. Роль цвета в произ-
ведениях изобразительного искусства, по-
свящённых подготовке к новогоднему
празднику и встрече Нового года.
Работа по художественно-дидактической
таблице. Значение цветового круга в опре-
делении гармонического сочетания цветов:
родственные и контрастные цвета.
Творческое задание с поиском художе-
ственных приёмов для создания вариантов
основы праздничной новогодней открытки.
Материалы: акварель, гуашь, восковые
мелки.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть,
какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2—3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по-сырому» и художественный приём «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов — родственных и родственно-контрастных
в соответствии со своим настроением.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Эскиз праздничной новогодней открытки
| (1 ч)
|
| 16.
| Твои новогодние поздравления. Про-
ектирование открытки: цвет, форма,
ритм, симметрия
| Восприятие поздравительных новогодних
и рождественских открыток разных лет.
Основные содержательные линии. Искус-
ство вокруг нас сегодня. Элементарные при-
ёмы работы с различными материалами для
создания выразительного образа. Представ-
ление о возможности использования навы-
ков конструирования и моделирования
в жизни человека. Продолжение знаком-
ства с основами художественной грамоты:
композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. История авторской
открытки. Содержание и выразительные
художественные средства новогодней от-
крытки.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Новогодняя открытка». Конструк-
ция современных новогодних открыток.
Творческое задание с использованием ма-
териалов предыдущего урока и включени-
ем в проект открытки поздравительной над-
писи для создания праздничного новогод-
него настроения.
Материалы (по выбору): альбомная бума-
га, поролоновая губка, гуашь, акварель,
фломастеры, гелиевая ручка.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций
новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму.
Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения.
Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Оформить выставку и пригласить на неё родителей
| Коллективный проект «Новогодняя открытка»
| (1 ч)
|
| 17.
| Зимние фантазии. Наброски и зари-
совки: цвет, пятно, силуэт, линия
| Восприятие живописных произведений
А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и
графических работ П. Петрова, посвящён-
ных зимней природе; стихотворений рус-
ских поэтов.
Основные содержательные линии. Обра-
зы природы и человека в живописи. Кра-
сота и разнообразие природы, человека, зда-
ний, предметов, выраженные средствами
рисунка. Пейзажи разных географических
широт. Продолжение знакомства с основа-
ми художественной грамоты: композиция,
цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Художественные
приёмы, которыми художники передают
причудливость заснеженных деревьев и за-
индевевших веток. Разнообразие колорита
зимнего пейзажа.
Творческое задание с использованием жи-
вописных и графических средств вырази-
тельности в передаче красоты зимы.
Материалы (по выбору): фломастеры,
цветные мелки, акварель.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины.
Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве.
Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их.
Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти
| (1 ч)
|
| 18.
| Зимние картины. Сюжетная компози-
ция: линия горизонта, композиционный
центр, пространственные планы, ритм,
динамика
| Восприятие произведений изобразитель-
ного искусства современных художников
В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и
музыки.
Основные содержательные линии. Обра-
зы природы и человека в живописи. Кра-
сота и разнообразие природы, человека, зда-
ний, предметов, выраженные средствами
живописи. Продолжение знакомства с ос-
новами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности зимне-
го времени года в жизни природы и чело-
века, выразительные средства живописцев
и графиков в создании художественного об-
раза русской зимы.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Схемы фигуры человека в разно-
образных движениях».
Творческое задание с использованием вы-
разительных средств живописи, набросков
предыдущего урока.
Материалы (по выбору): белая и цветная
гуашь, акварель.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди,
животные, растения.
Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять
роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников.
Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра.
Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.
Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа
| Тематическая композиция «Зима в городе»
| (1 ч)
|
| 19.
| Ожившие вещи. Натюрморт: форма,
объём предметов, их конструктивные
особенности, композиция
| Восприятие предметного мира в произ-
ведениях живописцев XX в. К. Петрова-
Водкина, П. Кончаловского, И. Машкова,
А. Васильева, В. Эльконина и современных
графиков М. Андреева, М. Ромадина.
Основные содержательные линии. Человек, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Жанр
натюрморта. Продолжение знакомства с ос-
новами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве. Старинные и совре-
менные предметы в жизни человека и ис-
кусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюр-
морте. Выявление красоты старинных ве-
щей в натюрморте.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Изображение симметричных со-
судов».
Творческое задание с использованием гра-
фических средств выразительности, с учё-
том пропорций и конструктивных особен-
ностей формы предметов.
Материалы: простой карандаш, фло-
мастеры, шариковая ручка, цветные мел-
ки.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир
увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах.
Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности,
месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.
Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность.
Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики.
Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их.
Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры.
Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному на-
тюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| Конструктивная композиция «Вещи из старого дома»
| (1 ч)
|
| 20.
| Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт: условность
формы и цвета, чёрная линия, штрихи
в обобщении формы предмета
| Восприятие реалистических и декоратив-
ных натюрмортов профессиональных ху-
дожников И. Машкова, Е. Романовой и
учебных работ.
Основные содержательные линии. Жанр
натюрморта. Продолжение знакомства с ос-
новами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, объём.
Диалог об искусстве. Художественные
приёмы обобщения в декоративном натюр-
морте: условность формы и цвета предме-
та, чёрная линия, штрихи в обобщении фор-
мы предмета.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Композиционно-колористические
варианты декоративных натюрмортов».
Творческое задание с использованием гра-
фических средств выразительности и при-
ёмов симметричного изображения предме-
тов по основным парным ориентирам.
Материалы: простой карандаш, флома-
стеры, шариковая ручка, цветные мелки.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их.
Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть при-
ёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.
Участвовать в обсуждении средств выразительности
в декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника.
Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы.
Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы
| (1 ч)
|
| 21.
| Русское поле. Бородино. Портрет.
Батальный жанр
| Восприятие произведений портретного и
батального жанров в искусстве.
Основные содержательные линии. Отра-
жение в произведениях пластических ис-
кусств общечеловеческих идей о нравствен-
ности и эстетике: отношение к природе, че-
ловеку и обществу. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника
Отечества. Жанр портрета. Продолжение
знакомства с основами художественной гра-
моты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Герои Бородинско-
го сражения в искусстве. Средства художе-
ственной выразительности, использованные
художниками в произведениях для переда-
чи черт отваги, мужества, стойкости вои-
нов, их преданности Родине и верности сво-
ему воинскому долгу.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Схематические фигуры воинов
в движении».
Творческое задание с использованием ху-
дожественных приёмов и средств вырази-
тельности графики и приёма схематичного
рисования фигур для определения пропор-
ций и характера движения воина.
Материалы: фломастеры, пастель, шари-
ковая ручка.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.
Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.
Объяснять смысл понятия батальный жанр.
Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники
для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать фигуры воинов в движении.
Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение
к воинской доблести и героизму русских солдат.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Зарисовки по представлению русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г.
| (1 ч)
|
| 22.
| «Недаром помнит вся Россия про
день Бородина... » Сюжетная компози-
ция: композиционный центр, колорит
| Восприятие произведений художников
В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых дей-
ствующей армии и партизанскому движе-
нию в период войны 1812 г., и стихотворе-
ния М. Лермонтова «Бородино».
Основные содержательные линии. Образ
защитника Отечества. Эмоциональная и
худо жественная выразительность образов
персонажей, пробуждающих лучшие чело-
веческие чувства и качества: доброту, со-
страдание, поддержку, заботу, героизм, бес-
корыстие и т. п. Продолжение знакомства
с основами художественной грамоты: ком-
позиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Отечественная вой-
на 1812 г. в изобразительном искусстве.
Созвучность образного строя произведений
живописи и графики об Отечественной во-
йне 1812 г. произведениям о Великой От-
ечественной войне 1941—1945 гг.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Композиционные схемы возмож-
ных сюжетов».
Творческое задание с применением из-
вестных средств художественной вырази-
тельности и использованием графических
или живописных материалов.
Материалы по выбору.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте
панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали
воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.
Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама.
Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных про-
изведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать возможные сюжеты военных действий.
Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Вы-
ражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке
| (1 ч)
|
| 23.
| Образ мира в народном костюме и
внешнем убранстве крестьянского дома.
Образы-символы. Орнамент: ритм, сим-
метрия, символика
| Восприятие орнаментов в конструкции
избы, костюма, а также образов-символов
в их орнаментальном украшении.
Основные содержательные линии. Чело-
век, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Пред-
ставление о роли изобразительных (пласти-
ческих) искусств в повседневной жизни
человека, в организации его материального
окружения. Продолжение знакомства с ос-
новами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Символика народ-
ного искусства, образ мира, заключённый
в облике и орнаментике крестьянского жи-
лища и народного костюма. Сходство этих
орнаментальных композиций и их место-
нахождение.
Творческое задание с использованием
приёмов коллективной работы в группах.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения народного декоративноприкладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнамен-
тальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма.
Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.
Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия.
Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма.
Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или
кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Композиция «На деревенской улице праздник»
| (1 ч)
|
| 24.
| Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия,
штрих
| Восприятие народных лубочных карти-
нок, их разнообразной тематики (песенное
искусство, былинные и исторические собы-
Основные содержательные линии. Пред-
ставление о роли изобразительных (пласти-
ческих) искусств в повседневной жизни че-
ловека, в организации его материального
окружения. Отражение в пластических ис-
кусствах природных, географических усло-
вий, традиций, религиозных верований раз-
ных народов (на примере изобразительно-
го и декоративно-прикладного искусства
народов России). Продолжение знакомства
с основами художественной грамоты: ком-
позиция, цвет, линия, форма, ритм.
стороны жизни людей, и объяснять их.
Диалог об искусстве. Злободневность тем
лубка (от забавной картинки до мудрого ос-
мысления явлений повседневной жизни).
Графические и колористические особенно-
сти лубочных картинок.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Графическое решение природы
(земли, травы, цветов, деревьев)».
Творческое задание с использованием гра-
фических приёмов чёрного контура, штри-
хов и цветовой гаммы лубочной картинки.
Материалы: чёрная шариковая ручка
и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разные
тия, отдельные батальные эпизоды и
сце- ны из жизни разных сословий, причуды
моды и чудеса техники).
Объяснять смысл понятия лубок.
Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.
Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одеж-
ды в лубочных картинках.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Выполнять упражнение на выразительность лубочной линии и штриха.
Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Декоративная композиция в стиле русского лубка (тематика по-выбору)
| (1 ч)
|
| 25.
| Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия,
штрих
| Восприятие однофигурных, двухфигур-
ных и многофигурных композиций народ-
ных лубочных картинок.
Основные содержательные линии. Кра-
сота и разнообразие природы, человека, зда-
ний, предметов, выраженные средствами
рисунка. Продолжение знакомства с осно-
вами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Народные лубочные
картинки как своеобразные портреты одно-
го, двух героев в композиции. Композици-
онные, графические, декоративные и коло-
ристические особенности народного лубка.
Главные из них — чёткий графический ри-
сунок, который часто держится на чёрном
контуре с множеством разнообразных штри-
хов, передача пространства, размер и ме-
сто текста.
Творческое задание с использованием гра-
фических приёмов чёрного контура, штри-
хов и цветовой гаммы лубочной картинки.
Материалы: графические.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках,
когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившем-
ся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина.
Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народного лубка.
Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё
отношение к выбранному сюжету, выбирая соответствующие средства художественной выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| Многофигурная лубочная композиция
| (1 ч)
|
|
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
| 26.
| Вода — живительная стихия. Проект
экологического плаката: композиция, ли-
ния, пятно
| Восприятие произведений живописцев
XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петрови-
чева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука,
К. Пюсса, народного мастера В. Денисова
из Холуя.
Основные содержательные линии. Осо-
бенности художественного творчества: ху-
дожник и зритель. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, вы-
раженные средствами рисунка. Фотография
и произведение изобразительного искус-
ства: сходство и различие. Использование
различных художественных материалов и
средств для создания выразительных обра-
зов природы. Искусство вокруг нас сегодня.
Продолжение знакомства с основами худо-
жественной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Природная сти-
хия — вода, раскрытие её роли в жизни че-
ловека и места в искусстве. Виды и язык
плакатного искусства, особенности его гра-
фического, цветового и композиционного
решения.
Творческое задание с использованием
средств художественной выразительности
(линии, цветные пятна).
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды.
Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы,
объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.
Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства.
Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь»,
намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь».
| (1 ч)
|
| 27.
| Повернись к мирозданию. Проект
экологического плаката в технике колла-
жа
| Восприятие произведений отечественных
художников-плакатистов Г. Серебрякова,
Н. Чарухина, В. Говоркова.
Основные содержательные линии. Искус-
ство вокруг нас. Использование различных
художественных материалов и средств для
создания выразительных образов природы.
Продолжение знакомства с основами худо-
жественной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Средства художе-
ственной выразительности плаката (лако-
ничность, ограниченность цвета, условность
и простота изобразительных элементов, чёт-
кость и хорошая читаемость текста, деко-
ративность).
Творческое задание с
использованием под-
готовленных материалов.
Материалы: цветная бумага, вырезки из
журналов, газет, фотографии, маркер, фло-
мастер.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художни-
ков-плакатистов.
Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.
Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката.
Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами ху-
дожественного образного языка плаката.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Защита проекта «Вода-жизнь»
| (1 ч)
|
| 28—29.
| Русский мотив. Пейзаж: компо-
зиция, колорит, цветовая гамма, про-
странство (2 ч)
| Восприятие произведений русских худож-
ников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Савра-
сова, Б. Домашникова, П. Фомина и народ-
ного мастера Т. Ми люшина из Холуя, их ко-
лорит в передаче примет весны.
Основные содержательные линии. Пей-
зажи родной природы. Продолжение зна-
комства с основами художественной грамо-
ты: композиция, цвет, линия.
Диалог об искусстве. Средства вырази-
тельности в передаче художниками весен-
него состояния природы, характерного для
среднерусской полосы и северных регионов
России, в произведениях изобразительного
искусства. Разнообразные средства вырази-
тельности в создании образа весенней при-
роды (колористическая гамма, состояние
освещённости, уровень линии горизонта).
Работа по художественно-дидактическим
таблицам «Композиционные схемы пейза-
жей», «Цветовая гамма произведений вер-
нисажа».
Творческое задание с использованием из-
вестных живописных средств художествен-
ной выразительности (композиция, коло-
рит, цветовая гамма, освещение) и подгото-
вительных материалов предыдущих уроков.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения изобразительного искус-
ства, в которых созданы образы русской весенней при-
роды России разных географических широт. Расска-
зывать о своих наблюдениях и впечатлениях от вос-
приятия произведений искусства и красоты весенней
природы в родных местах, об их цветовой гамме. На-
зывать оттенки цвета, которые используют живописцы
в изображении лесных далей, и объяснять, как можно
добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью,
гуашью.
Участвовать в обсуждении того, какие моменты ве-
сенней природы заинтересовали художников, чем они
любуются и восхищаются, находить общее и различное
в передаче радостного обновления всего живого, при-
роды, человека, сравнивать средства художественной
выразительности в передаче особых примет весенней
природы в разные периоды.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Обращать внимание на приёмы заполнения простран-
ства и передачи воздушной среды, находить различия
в построении композиционных схем, определять, что
меняется в изображении неба, моря при изменении
уровня горизонта. Определять, на каких палитрах пред-
ставлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в пе-
редаче определённого весеннего состояния.
Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Эскиз по памяти или по наблюдению композиции весеннего пейзажа
|
|
| 30.
| Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве:
образы защитников Отечества
| Восприятие произведений живописца
П. Корина и скульптора А. Бичукова, ко-
торые передают настроение праздника По-
беды в Великой Отечественной войне 1941—
1945 гг.
Основные содержательные линии. Пред-
ставления народа о красоте человека (внеш-
ней и духовной), отражённые в искусстве.
Образ защитника Отечества. Основные темы
скульптуры. Выразительность объёмных
композиций. Продолжение знакомства с ос-
новами художественной грамоты: компози-
ция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве. Эстафета поколений
и историческая перспектива подвига наше-
го народа в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг. и памяти о нём.
Творческое задание с использованием из-
вестных средств выразительности и худо-
жественных материалов.
Материалы (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов.
Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую
перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.
Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа.
Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать
в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю»
| (1 ч)
|
| 31.
| «Медаль за бой, за труд из одного
металла льют». Медальерное искусство:
образы-символы
| Восприятие изображений орденов и ме-
далей для награждения за заслуги в защи-
те социалистического Отечества и другие
военные заслуги в период Великой Отече-
ственной войны 1941—1945 гг.
Основные содержательные линии. Основ-
ные темы скульптуры. Элементарные при-
ёмы работы с пластическими скульптурны-
ми материалами. Продолжение знакомства
с основами художественной грамоты: ком-
позиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Диалог об искусстве. Медальерное искус-
ство. Особенности лаконичного решения ор-
денов и медалей, применение символов, эм-
блем и аллегорий.
Творческое задание с использованием из-
вестных средств художественной вырази-
тельности и приёмов работы с пластили-
ном.
Материалы: пластилин.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение свя-
зано со значением медали.
Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство.
Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За обо-
рону Сталинграда».
Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Памятную плакетка «Слава воину-победителю» согласно эскизу в пластическом материале.
| (1 ч)
|
| 32—34.
| Орнаментальный образ в веках.
Орнамент народов мира: региональное
разнообразие и национальные особен-
ности
| Восприятие произведений народных ма-
стеров и художников декоративно-приклад-
ного искусства разных стран.
Основные содержательные линии. Зна-
комство с несколькими наиболее яркими
культурами мира (Древняя Греция, средне-
вековая Европа, Япония или Индия). Отра-
жение в пластических искусствах природ-
ных, географических условий, традиций,
религиозных верований разных народов (на
примере изобразительного и декоративно-
прикладного искусства народов России).
Продолжение знакомства с основами худо-
жественной грамоты: композиция, цвет, ли-
ния, форма, ритм.
Диалог об искусстве. Особенности орна-
ментов народов России и мира. Орнамент
как неизменный участник повседневной
жизни человека. Выразительные средства
орнаментальной композиции (ритм, симме-
трия, цвет, фактура).
Творческое задание на подбор орнамен-
тов бытовых предметов, костюмов, интерье-
ров разных стран мира.
Материалы: иллюстрации из журналов,
фотографии, ресурсы Интернета.
Подведение итогов.
Страница для любознательных. Сокрови-
ща России: музеи Москвы и Санкт-Петер-
бурга.
Задания поискового и творческого харак-
тера
Страница для любознательных. Искус-
ство стран Западной Европы. Проверь себя.
Задания контрольного, творческого и по-
искового характера
| Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты
известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.
Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.
Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий.
Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира.
Готовить презентацию орнаментальных композиций
на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.
Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.
Выполнять задания творческого и поискового характера
Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера
| Презентация «Орнаменты народов мира»
Контрольный урок «Народные промыслы России»
| (3 ч)
|
|
|