Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)
| №
| Тема урока
|
Основное содержание темы
| Универсальные учебные действия обучающихся
| Форма контроля
| Кол-во часов
| Дата
| 1.
| 1. Какого цвета осень. Живая природа:
цвет. Пейзаж в живописи
|
Восприятие осени в природе и в про-
изведениях русских художников конца
XIX — начала XX в. В. Поленова, Н. Кры-
мова, Л. Бродской и поэтов.
Основные содержательные линии. На-
блюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных
состояний. Живопись. Живописные мате-
риалы. Цвет — основа языка живописи.
Жанр пейзажа. Изображение природы раз-
ных географических широт.
Диалог об искусстве. Сходство и различие
в создании образа осени в произведениях
разных видов искусства.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Приём красочного пятна. Превра-
щение его с помощью линий в изображение
дерева».
Творческое задание с использованием
средств выразительности языка живописи.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших
осеннюю природу. Различать краски осени на картинах
живописцев и соотносить их c цветами в осенней при-
роде родного края и описаниями их в стихотворениях
поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осен-
нем пейзаже живописца.
Объяснять смысл понятий изобразительное искусство,
живопись, пейзаж, художественный образ.
Сравнивать произведения художников, находить в них
общее и различное в показе осенней природы.
Участвовать в обсуждении особенностей художест-
венного изображения природы в отечественной пейзаж-
ной живописи и литературе, художественных средств
выразительности в создании картины природы на по-
лотне.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии.
Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и
изображать с помощью линий деревья согласно худо-
жественно-дидактической таблице.
Работать по художественно-дидактической таблице
«Памятка», сверять с ней свои знания о материалах
живописи при выполнении творческого задания.
Устно описывать замысел своей творческой компози-
ции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать
соответствующие замыслу живописные материалы. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая
осень», используя в работе выразительные средства жи-
вописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё
отношение к природе родного края средствами художе-
ственного образного языка живописи.
Обсуждать творческие работы одноклассников, давать
оценку результатам своей и их творческо-художествен-
ной деятельности.
Готовить итоговый проект
| Рисунок по представлению «Моя золотая осень»
| (1 ч)
|
| 2.
| Твой осенний букет. Декоративная
композиция
| Восприятие произведений декоративно-
прикладного искусства художника И. Гри-
горьева и народных мастеров Л. Романовой,
Н. Назаровой.
Основные содержательные линии. Виды
художественной деятельности в изобрази-
тельном искусстве: живопись и декоратив-
но-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных
форм в прикладном искусстве. Композиция.
. Диалог об искусстве. Художественные осо-
бенности декоративного изображения осен-
ней природы из природного и рукотвор-
ного материалов (нарядность, условность
цвета).
Работа по художественно-дидактической
таблице «Как красить листья для печатки».
Творческое задание с использованием
средств выразительности языка живописи.
Материалы: кисти, акварель и гуашь, лист
цветной бумаги, листья деревьев и кустар-
ников.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения декоративно-прикладно-
го и народного искусства. Определять, из каких про-
стых элементов составлены их композиции.
Объяснять значение новых понятий композиция, ап-
пликация, коллаж.
Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное
Определять, какие художественные изображения составлены
из природных и рукотворных материалов
Участвовать в обсуждении содержания и художествен-
ных особенностей декоративных композиций, посвящён-
ных осенней природе.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать порядок и приёмы выполнения декора-
тивного изображения осеннего букета с помощью отпе-
чатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарни-
ков).
Устно описывать замысел композиции своего осенне-
го букета и выбирать материалы для её выполнения.
Сверять последовательность своих действий при выпол-
нении творческой работы с художественно-дидактиче-
ской таблицей. Создавать декоративную композицию
«Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы
(листьев) или способом аппликации из осенних листьев
и выражать в ней своё отношение к осенней природе
средствами художественного образного языка декора-
тивно-прикладного искусства.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности.
| Декоративная композиция из отпечатков листьев «Оченний букет»
| (1 ч)
|
| 3.
| Осенние перемены в
природе.
Пейзаж: композиция, пространство, планы
| Восприятие произведений пейзажной жи-
вописи видных мастеров отечественного ис-
кусства XIX—XX вв. С. Остроухова, А. Гри-
цая, Е. Зверькова, поэзии А. Пушкина, рус-
ских народных пословиц.
Основные содержательные линии. Наблю-
дение природы и природных явлений, раз-
личение их характера и эмоциональных со-
стояний. Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в различную по-
году.
Образы природы и человека в живописи.
Эмоциональные возможности цвета. Элемен-
тарные приёмы композиции на плоскости.
Диалог об искусстве. Красота различных
состояний осенней природы и художествен-
ные выразительные средства её передачи
в живописи.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Приём раздельного мазка».
Творческое задание с использованием при-
ёма раздельного мазка.
Материалы: бумага, акварель, гуашь,
кисть.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших
осеннюю природу при разных погодных условиях. Раз-
личать характерные признаки изменений в осенней при-
роде, сопоставлять их с художественными изображени-
ями на картинах художников и в стихотворениях поэ-
тов и русских народных пословицах.
Сравнивать живописные произведения и выявлять
цветовую гамму разных состояний природы и приёмы
изображения. Находить общее и различное в изображе-
нии родной природы в разную погоду и в передаче из-
менчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах
отечественных художников.
Участвовать в обсуждении различных средств живо-
писи, используемых живописцем для создания вырази-
тельных образов природы, её эмоциональных состояний
при разной погоде, приёмов композиции.
Анализировать изображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость ха-
рактера изображения от формы (вида), размера и на-
правления мазка. Кистью и красками наносить удли-
нённые и точечные раздельные мазки разной формы и
направления с целью создания изображения дерева.
Выполнять упражнение на повтор приёма раздельно-
го мазка. Изображать по памяти, по представлению
осеннюю природу с помощью раздельного мазка и ис-
пользуя элементарные приёмы композиции. Выражать
в творческой работе своё отношение к природе средства-
ми художественного образного языка живописи Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности.
| Рисунок «Осенний пейзаж (в технике раздельного мазка)
| (1 ч)
|
| 4.
| В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция
| Восприятие произведений живописи оте-
чественных художников XX в. А. Осмёрки-
на, В. Юкина и мастеров декоративно-при-
кладного и народного искусства из Жосто-
ва и Хохломы.
Основные содержательные линии. Красо-
та и разнообразие природы, выраженные
средствами живописи. Природные формы
в декоративно-прикладном искусстве. Жанр
пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление
с произведениями народных художествен-
ных промыслов в России (с учётом местных
условий).
Диалог об искусстве. Особенности худо-
жественного образа рябины в живописных
произведениях (натюрморт, пейзаж) и деко-
ративной росписи по дереву (Хохлома) и ме-
таллу (Жостово), разнообразие художествен-
ных приёмов росписи по дереву и металлу
в разных Центрах народных художествен-
ных промыслов и регионах России.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Приём изображения ягод».
Творческое задание с использованием при-
ёма раздельного мазка (с помощью печат-
ки-тычка).
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи и декоратив-
но-прикладного и народного искусства, запечатлевших
образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих
впечатлениях от их восприятия.
Различать разнообразные формы в природе и узнавать
их изображения в произведениях декоративно-приклад-
ного и народного искусства и живописи.
Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-
прикладное и народное искусство.
Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев,
ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж,
натюрморт) и народного искусства, находить, в чём со-
стоит их сходство и различия.
Участвовать в обсуждении характерных признаков
ветки рябины и отличия её декоративного изображения
(условность формы, цвета, расположение на поверхно-
сти художественной вещи) от живописного.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать приёмы изображения рябины, выпол-
ненного раздельным мазком и печаткой-тычком, и по-
рядок выполнения этим приёмом изображения рябино-
вых листьев и ягод.
Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки по-
дойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вы-
тянутые, дугообразные). Изображать кистью и краска-
ми ягоды рябины с помощью печатки. Рисовать деко-
ративную композицию нарядной осенней ветки рябины
и выражать в творческой работе своё отношение к кра-
соте рябиновых веток средствами декоративной компо-
зиции.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Декоративная композиция в стиле хохломской росписи «Нарядная ветка рябины»
| (1 ч)
|
| 5.
| Щедрая осень. Живая природа: фор-
ма. Натюрморт: композиция
| Восприятие натюрмортов отечественных
живописцев XX в. Э. Грабаря, И. Машко-
ва, В. Зевакина, Г. Попова, В. Шумилова и
произведения народного мастера Б. Ермола-
ева.
Основные содержательные линии. Фор-
ма. Природные формы. Жанр натюрморта.
Разно образие форм предметного мира и пе-
редача их на плоскости с помощью цвета.
Расположение предметов в натюрморте.
Главное и второстепенное в композиции.
Композиционный центр.
Диалог об искусстве. Художественный
образ плодов земли в живописном натюр-
морте. Способы организации композиции
натюрморта — расположение плодов, ово-
щей, хлебных изделий в живописных на-
тюрмортах (россыпью, рядами, скученно,
в разнобой); выделение главного в натюр-
морте.
Творческое задание с использованием
средств художественного образного языка
живописи.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов.
| Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия
красоты разнообразных форм обыденных предметов и
даров осени в природе и о чувствах, которые они вызы-
вают. Рассматривать натюрморты живописцев. Разли-
чать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе
и находить соответствие им в изображениях плодов в на-
тюрмортах живописцев.
Объяснять значение понятия натюрморт.
Сравнивать произведения разных художников, нахо-
дить сходство и различия в изображении даров приро-
ды в них. Определять центр композиции, место и ха-
рактер расположения плодов относительно него.
Участвовать в обсуждении особенностей композиции
и передачи цветом формы и фактуры осенних плодов
в натюрморте.
Рисовать по памяти, по представлению натюрморт
«Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары
земли» (по выбору). Отбирать для изображения в нём
разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные
изделия, выделять цветом главный предмет и опреде-
лять его месторасположение в композиции. Выражать
в творческой работе своё отношение к щедрости приро-
ды средствами художественного образного языка живо-
писи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок по памяти, по представлению натюрморт
«Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары
земли» (по выбору).
| (1 ч)
|
| 6.
| В гостях у народного мастера С. Весе-
лова. Орнамент народов России
| Восприятие произведений народных мас-
теров А. Карповой и С. Веселова из Хохло-
мы.
Основные содержательные линии. Исто-
ки декоративно-прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Ознакомление с про-
изведениями народных художественных
промыслов в России (с учётом местных ус-
ловий).
Диалог об искусстве. Народный мастер —
хранитель древних традиций кистевого
письма, основные элементы и цветовая гам-
ма хохломского травного узора.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Элементы хохломского травного
узора».
Творческое задание с использованием ки-
стевого мазка и мазка тычком.
Материалы: кисть, гуашь, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Характеризовать изделия золотой Хохломы. Опреде-
лять своими словами самое главное в них (травный узор
и палитра расписных бытовых предметов (посуды) раз-
нообразной формы из дерева).
Сравнивать изображение трав на картине живописца
и в декоративном орнаменте народного мастера из Хох-
ломы, находить общее и различное. Узнавать основные
элементы хохломского травного орнамента и называть
их.
Участвовать в обсуждении различий изображения род-
ной природы в живописи и народном искусстве, элемен-
тов хохломского узора и палитры хохломской росписи.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Повторять за народным мастером элементы травного ор-
намента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,
«завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы
кистью с художественно-дидактической таблицей.
Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой
росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Упражнение «Элементы травного ор-
намента Хохломы («травинки», «капельки» «усики»,
«завитки», «кустики»)»
| (1 ч)
|
| 7.
| Золотые травы России. Ритмы травно-
го узора хохломы
| Восприятие произведений хохломского
мастера И. Маркичева, русского художни-
ка XIX в. И. Шишкина.
Основные содержательные линии. Пред-
ставление о роли изобразительных (пласти-
ческих) искусств в повседневной жизни че-
ловека, в организации его материальной
среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая
роль ритма в декоративно-прикладном ис-
кусстве.
Диалог об искусстве. Отличие реалистич-
ного изображения трав в произведении
живописи от их условного изображения
в декоративной росписи изделий народного
мастера из Хохломы; ритм в хохломском
узоре.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Как образуется хохломской узор».
Творческое задание с использованием при-
ёмов кистевого письма.
Советы мастера.
Материалы: кисть, гуашь, бумага белая
или цветная.
Подведение итогов.
Страница для любознательных. Сохра-
нение и развитие народных традиций в ис-
кусстве и культуре народов России. Изовик-
торина.
Задания творческого и поискового харак-
тера
| Характеризовать художественные изделия, выполнен-
ные мастерами из Хохломы, узнавать их своеобразный
узор и называть его элементы. Высказывать свои впе-
чатления от восприятия хохломских изделий.
Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.
Участвовать в обсуждении традиций хохломской ро-
списи изделий из дерева; построения хохломского узо-
ра, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия.
Работать по художественно-дидактической таблице
народного мастера. Анализировать хохломской узор:
цветовую гамму, порядок чередования элементов (вол-
нистый основной стебель, упругие завитки травинок,
одинаковые группы ягод), место расположения элемен-
тов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листоч-
ки» — на гребне волны). Повторять за народным ма-
стером хохломской узор, сверять свои действия с таблицей.
Составлять свою композицию узора на основе волни-
стого стебля для украшения хохломской ложки, ковша
и рисовать её. Выражать в творческой работе своё от-
ношение к красоте природы с помощью приёмов кисте-
вого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания творческого и поискового харак-
тера, применяя знания в изменённых условиях
| Декоративная композиция «Узор для ложки (ковша)» с тиле хохломской росписи.
| (1 ч)
|
| 8.
| Наши достижения. Что я знаю и могу.
Наш проект
| Демонстрация и обсуждение достигнутых
результатов, чему научились: виды искус-
ства (живопись, декоративная композиция),
жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы рабо-
ты (кистевое письмо, раздельный мазок),
художественные материалы и инструменты
(кисть, тычок), средства выразительности
(линия, цветовое пятно) в создании художе-
ственных образов.
Творческое задание — проект-инсталля-
ция с использованием работ, созданных
в первой четверти.
Материалы: кисть, ножницы, акварель,
гуашь, бумага белая и цветная, глина, пла-
стилин, работы учащихся, выполненные
в течение первой четверти.
Подведение итогов
| Рассматривать работы одноклассников, созданные в те-
чение первой четверти и давать им оценку.
Участвовать в коллективной работе по завершению
проекта «Щедрый лес и его жители».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими
интересами.
Выполнять творческое задание в малых группах со-
гласно поставленной задаче:
_ составить и оформить коллективную композицию
пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажи-
стов;
_ создать композицию поляны из осенних листьев,
подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в груп-
пе лесников;
_ составить коллективную композицию панно «Осен-
ний букет» из работ одноклассников, выполненных при-
ёмом печатания с готовых форм (листьев), украсить бу-
кет рисунками веток с гроздьями рябины в группе фло-
ристов;
_ расписывать тарелочки для фруктов и овощей по
мотивам травного хохломского узора в группе народных
мастеров;
_ вылепить из пластилина овощи, фрукты, которые
первоклассники изображали в натюрмортах, и разме-
стить их на узорных тарелочках в группе скульпторов.
Выполнять творческую задачу, стоящую перед каж-
дой группой и всем коллективом.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности. Обсуждать и оценивать резуль-
тат коллективной работы
| Защита проекта в творческой группе
| (1 ч)
|
|
Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)
| 9.
| О чём поведал каргопольский узор.
Орнамент народов России
| Восприятие произведений народных
масте ров из Каргополя игрушечников
И. и Е. Дружининых и зодчих XVII в., воз-
водивших храмы в Каргополе.
Основные содержательные линии. Исто-
ки декоративно-прикладного искусства и его
роль в жизни человека. Ознакомление с про-
изведениями народных художественных
промыслов в России (с учётом местных усло-
вий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природ-
ными явлениями и рассказывать об их связи с приро-
дой.
Диалог об искусстве. Храмы древнего се-
верного города Каргополя, родство монолит-
ной формы каргопольских игрушек с их
объёмами, узор и многоцветная палитра рас-
писных игрушек из глины.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Знаки-символы каргопольского
узора».
Творческое задание с использованием при-
ёма кистевого письма и цветовой гаммы кар-
гопольской игрушки.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия
глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и
храмовых построек в городе. Выявлять художественные
особенности формы и узоров каргопольской игрушки,
сходство её формы с монументальностью здания храма
и высказывать своё отношение к творениям народных
мастеров из Каргополя.
Участвовать в обсуждении особой монолитной объём-
ной формы каргопольской игрушки, древних знаков-
символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зё-
рен, находить знаки-символы, из которых составлен
узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цвето-
вую палитру каргопольской росписи.
Повторять элементы каргопольского узора (знаки-
симво лы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным
мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Ис-
пользовать палитру каргопольского узора. Выражать
в творческо-художественной деятельности своё эмоцио-
нально-ценностное отношение к красоте природы с по-
мощью приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Упражнение «Элементы каргопольского узора»
| (1 ч)
|
| 10.
| В гостях у народной мастерицы
У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка
| Восприятие портрета народной мастерицы
У. Бабкиной за работой её произведений,
поэтического описания сказочного медведя
с тальянкой.
Основные содержательные линии. Сказоч-
ные образы в народной культуре и декора-
тивно-прикладном искусстве. Представле-
ние о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека,
в организации его материального окруже-
ния. Связь изобразительного искусства с му-
зыкой, песнями, танцами, былинами, ска-
заниями, сказками. Представления народа
о красоте человека (внешней и духовной),
отображённые в искусстве. Образ человека
в традиционной культуре.
Диалог об искусстве. Отражение любви
и уважения крестьянина к защитнику зем-
ли Русской в образе игрушки Полкана-бо-
гатыря.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Приёмы лепки из целого куска».
Творческое задание с учётом формы, ор-
намента и цвета, присущих каргопольским
игрушкам.
Материалы: кисть, гуашь или акварель,
бумага белая, пластилин.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объ-
яснять смысл древних образов, воплощающих представ-
ления русского народа о добре и красоте. Узнавать гео-
метрический узор и цветовую гамму каргопольских
игрушек и отличать их по этим признакам от глиня-
ных игрушек, изготовленных народными мастерами
в других регионах России.
Участвовать в обсуждении взаимосвязей духовных
ценностей русского крестьянина в народном искусстве
и творчестве народной мастерицы У. Бабкиной
Работать по художественно-дидактической таблице
народного мастера: рассматривать порядок и приёмы
лепки (примазывать отдельные части, делать налепы,
заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из
целого куска глины (пластилина). Соблюдать последо-
вательность в работе. Отличать приёмы лепки карго-
польской игрушки из целого куска глины от других ви-
дов лепки глиняной игрушки.
.
Придумывать сказочного героя для своей глиняной
игрушки. Рассказывать сказку в рисунках о своей гли-
няной игрушке. Рисовать своего придуманного героя или
Полкана-богатыря. Лепить сказочную игрушку по своему рисунку и расписать её. Сверять свои действия на разных
этапах лепки с таблицей. Выражать в творческой работе
своё отношение к каргопольской игрушке.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок своего придуманного героя или
Полкана-богатыря. Лепка сказочной игрушки по своему рисунку и её роспись.
| (1 ч)
|
| 11.
| Зимнее дерево. Живая природа: пей-
заж в графике
| Восприятие зимней природы в натуре и
графических пейзажах выдающихся масте-
ров отечественного искусства конца XIX —
второй половины XX в. И. Шишкина,
И. Билибина, С. Никиреева и стихотворе-
нии П. А. Вяземского.
Основные содержательные линии. Рису-
нок. Материалы для рисунка: карандаш,
ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки
и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная
и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, вы-
раженные средствами рисунка. Линия,
штрих, пятно и художественный образ. Си-
луэт. Передача с помощью линии эмоцио-
нального состояния природы.
Диалог об искусстве. Главные цвета
в зимней природе; возможности передачи
в графике (с помощью разнообразных ли-
ний, белого и чёрного цвета) многообразия
мира природы, животных, растений, лю-
дей.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Приёмы работы штрихом и лини-
ей».
Творческое задание с использованием гра-
фических приёмов.
Материалы: графические (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения графики, запечатлевшие
образ зимней природы в разных её состояниях, и рас-
сказывать о своих впечатлениях от их восприятия.
Сравнивать изображение зимней природы в различ-
ных видах искусства с реальной природой. Определять,
какими художественными средствами переданы призна-
ки холодного дня, оголённые зимой кустарники и тра-
вы, простор и тишина в графическом пейзаже.
Объяснять смысл понятия графика.
Сравнивать произведения разных художников-графи-
ков и находить сходство и различия в изображении зимней природы.
Участвовать в обсуждении содержания и художествен-
ных выразительных средств графических пейзажей.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Выбирать по ней подходящие графические приёмы для
создания своего образа зимнего дерева и использовать
их на практике. Различать разнообразие штрихов, ли-
ний и рассматривать превращение художественных гра-
фических приёмов в художественное изображение раз-
ных деревьев (ель, могучий дуб, берёза и т. д. ).
Выполнять упражнение по созданию образа зимнего
дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штри-
ха, дугообразных или спиральных линий.
Изображать по памяти, по представлению деревья в за-
снеженном лесу и выражать в творческой работе своё
эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней
природы с использованием разнообразных линий.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок графическими материалами «Зимнее дерево»
| (1 ч)
|
| 12.
| Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний
пейзаж в графике
| Восприятие красоты зимней природы
в разное время суток, произведений масте-
ров русского пейзажа XX в. В. Бялыницко-
го-Бируля, И. Бродского, Г. Захарова,
С. Никиреева, стихотворения И. Сурикова.
Основные содержательные линии. На-
блюдение природы и природных явлений,
различия их характера и эмоциональных
состояний. Разница визображении приро-
ды в разное время года, суток, в различную
погоду. Пейзажи родной природы. Роль бе-
лой и чёрной краски в эмоциональном зву-
чании и выразительности образа.
характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня
и лунной ночи.
Диалог об искусстве. Графические и жи-
вописные приёмы передачи изящества и кра-
соты зимнего дня в разное время суток.
Творческое задание с использованием гра-
фических приёмов.
Материалы: графические — тушь, перо,
чёрная и белая гуашь, акварель, чёрный
фломастер (по выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения художников-пейзажи-
стов, запечатлевших красоту зимней природы в разное
время суток. Определять своими словами главное в них.
Высказывать своё отношение к понравившемуся зимне-
му пейзажу в технике живописи или графики.
Сравнивать живописные и графические пейзажи, на-
ходить в них сходство и различия в передаче красоты
зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах
Участвовать в обсуждении художественных приёмов
живописи и графики, с помощью которых художники
по-разному передали состояния природы в дневное, ве-
чернее, ночное время суток, их загадочность, привлека-
тельность.
Выбирать характер линий для создания образа зим-
него дня и ночи и создавать графическими средствами
выразительные образы природы в это время суток. Вы-
являть в композиции дневное и ночное изображение
зимней природы. Подбирать цвета для изображения сне-
гопада днём и ночью.
Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и бе-
лой линиями заданную композицию зимнего пейзажа
«День и ночь». Использовать приёмы рисования белой
линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать
в творческой работе своё отношение к красоте зимней
природы с помощью графических приёмов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок графической композиции «День и ночь»
| (1 ч)
|
| 13.
| Белоснежные узоры. Вологодские
кружева
| Восприятие зимней природы в натуре, про-
изведений художника-графика С. Никире-
ева, кружевных изделий народного мастера
В. Ельфиной из Вологды, стихотворения
К. Бальмонта.
Основные содержательные линии. Рису-
нок. Изображение деревьев, птиц, живот-
ных: общие и характерные черты. Роль ри-
сунка в искусстве: основная и вспомогатель-
ная. Многообразие линий (тонкие, толстые,
прямые, волнистые, плавные, острые, за-
круглённые, спиралью, летящие). Передача
с помощью линии эмоционального состоя-
ния природы. Ознакомление с произведени-
ями народных художественных промыслов
в России (с учётом местных условий). Осо-
бая роль ритма в декоративно-прикладном
искусстве. Композиция. Симметрия и асим-
метрия.
Диалог об искусстве. Сходство и различия
в передаче признаков зимы в разных видах
искусства (графике и вологодском круже-
ве).
Работа по художественно-дидактической
таблице «Элементы вологодского кружева».
Творческое задание с использованием ли-
ний разной толщины, разнообразных на-
правлений.
Материалы: кисть, белая гуашь, цветная
бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов.
| Рассматривать произведения графики и кружевное из-
делие. Определять своими словами главное в них. Вы-
сказывать своё отношение к ним и к красоте зимней
природы.
Сравнивать элементы кружева с объектами реаль-
ной природы и изображением их в произведениях гра-
фики, узнавать линии, разные по виду, и называть их,
находить аналогии с художественными образами в по-
эзии.
Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия,
ритм.
Участвовать в обсуждении характера линий (плавные,
округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены
контуры узора в кружеве, приёмов построения кружев-
ного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства
и различия с линиями в графике.
Работать по художественно-дидактической таблице
народного мастера. Повторить за ним элементы воло-
годского кружевного узора. Приводить примеры на сим-
метричное построение предметов и их узоров.
Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бу-
маге с использованием элементов (по выбору): дерево,
ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная ко-
ролева. Выражать в творческой работе своё отношение
к красоте зимней природы с помощью разнообразных
белых линий.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок узора кружева: дерево,
ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная ко-
ролева.
| (1 ч)
|
| 14.
| Цвета радуги в новогодних игрушках.
Декоративная композиция
| Восприятие произведений народного ма-
стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско-
го художника первой половины XX в. З. Се-
ребряковой на тему новогоднего праздника.
Основные содержательные линии. Разно-
образие форм и предметного мира и пере-
дача их на плоскости и в пространстве.
Жанр натюрморта. Элементарные приёмы
композиции на плоскости. Понятия бли-
же — больше, дальше — меньше, загора-
живание. Способы передачи объёма на пло-
скости. Ритм линий, пятен, цвета.
Диалог об искусстве. Ритм в расположе-
нии новогодних игрушек на ёлке и на та-
блице; ритм разнообразных форм игрушек
(круглых, вытянутых, овальных... ), чередо-
вание цветных пятен, ритм размеров (боль-
ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных
украшений.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Ближе — дальше».
Творческое задание с использованием из-
вестных средств художественной вырази-
тельности (линии, цветные пятна) и приё-
мов (раздельный мазок, кистевое письмо,
отпечаток тычком и др. ).
Материалы: кисть, тычок, гуашь, бумага
белая или цветная.
Советы мастера.
Подведение итогов.
Страница для любознательных. Сохра-
нение и развитие народных традиций в ис-
кусстве и культуре народов России. Изовик-
торина.
Задания контрольного характера.
Задания творческого и поискового харак-
тера
| Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узна-
вать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с по-
мощью которых народный мастер передаёт праздничное
настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его
восприятия.
Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогод-
него настроения в произведении народного мастера и
живописном портрете, находить сходство и различия.
Участвовать в обсуждении выразительных средств пе-
редачи настроения праздника в декоративно-приклад-
ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета
и ритма, симметрии.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Определять место игрушек в композиции, расположе-
ние их в изображении на плоскости (ближе — дальше),
пояснять свой ответ.
Решать, какие предметы войдут в собственную ком-
позицию, как их расположить в композиции (ближе —
дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету.
Рисовать по памяти, по представлению декоративную
композицию из новогодних игрушек с использованием
средств художественной выразительности (линии, цвет-
ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный
мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др. ). Вы-
ражать в творческой работе своё отношение к новогод-
нему празднику известными художественными приёма-
ми и средствами выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности.
Группировать произведения на основе общих призна-ков. Распределять их по классам.
Выполнять задания творческого и поискового харак-
тера, применяя знания в изменённых условиях
| Рисунок по памяти, по представлению декоративную
композицию из новогодних игрушек
| (1 ч)
|
| 15.
| Наши достижения. Я умею. Я могу.
Наш проект
| Демонстрация достигнутых результатов
в творческих работах первоклассников и
обсуждение их по видам изобразительного
искусства (живопись, графика, декоратив-
но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж,
декоративная композиция), по видам народ-
ного искусства (орнамент, народная глиня-
ная игрушка, кружево), средствам художе-
ственной выразительности (линии, цветные
пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки-
стевое письмо, отпечаток тычком и др. );
традиции празднования Нового года и Рож-
дества в семье и в школе.
Работа в творческих группах.
Материалы: кисть, гуашь, бумага белая,
цветная, гофрированная, пергаментная,
обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д.,
работы учащихся, выполненные в течение
второй четверти
Подведение итогов
| Характеризовать работы одноклассников, созданные
в течение второй четверти, и давать оценку им.
Принимать участие в коллективной работе по завер-
шению проекта «Оформление класса к новогоднему
празднику».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими
интересами.
Творческое задание — проект-инсталля-
ция «Оформление класса к новогоднему
празднику» с использованием работ, создан-
ных во второй четверти, результатов изо-
эстафеты «Конкурс новогодних фантазий».
Выполнять творческое задание.
Работать в группах: определять задачу работы, рас-
пределять виды работ между членами группы, устанав-
ливать сроки выполнения работы по частям и в целом,
оценивать промежуточно и в целом результаты работы
в выбранной рабочей группе:
_ создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос-
сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко-
торых отражена зимняя природа родной земли, в груп-
пе художников-пейзажистов;
_ вылепить фигурки сказочных персонажей и укра-
сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза-
ция) в группе игрушечных дел мастеров;
_ создать коллективную композицию «Новогодние
украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на-
тюрморта;
_ выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново-
годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп-
пе художников-дизайнеров.
Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних
фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из бумаги, использовать при этом разнообразные приёмы
обработки бумаги.
Выполнять творческую задачу, стоящую перед груп-
пой и всем коллективом согласно условиям.
Подводить итоги работы совместного творчества
| Проект-инсталля-
ция «Оформление класса к новогоднему
празднику»
| (1 ч)
|
|
Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч)
| 16.
| По следам зимней сказки. Декора-
тивная композиция
| Восприятие зимней природы в натуре
и в произведениях живописи художни-
ка Т. Мавриной и лаковой миниатюре на-
родных мастеров С. Туканова из Холуя,
О. Струниной из Мстёры, вырезанках К. Во-
робьёва из Шуи; поэзии Ф. Тютчева и Н. Не-
красова.
Основные содержательные линии. Разно-
образие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле
и т. д. ). Образы архитектуры в декора тивно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Диалог об искусстве. Реальность и услов-
ность в создании художественного образа
сказочной архитектуры. Важность ритма
форм, цветных пятен, вертикальных и го-
ризонтальных линий в декоративной ком-
позиции.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Выполнение рисунка архитектур-
ной постройки».
Творческое задание на подбор необходи-
мых приёмов работы для создании задуман-
ного образа жилища сказочного героя (дво-
рец, терем, хоромы, избушка... ).
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.
Сравнивать изображение зимних жилых построек
в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений.
Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства о зиме и художественных выразительных средств создания сказочного образа построек в царстве
волшебницы-зимы и Мороза-воеводы.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Анализировать постройки по размеру (высокое или при-
земистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек
и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрусталь-
ное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д. ).
Придумывать, каким будет жилище твоего сказочно-
го героя. Подбирать с помощью таблицы состав его ар-
хитектурных элементов. Выбирать краски (тёмные,
нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы
работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цвет-
ное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем,
избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живёт один
из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч-
ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п. ). Выражать
в творческой работе своё отношение к изображению об-
раза зимнего дома для одного из сказочных персонажей.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок «Дом, в котором живёт один
из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч-
ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п. )».
| (1 ч)
|
| 17.
| Зимние забавы. Сюжетная компози-
ция
| Восприятие произведений художников
XX в. (живопись — Т. Мавриной, К. Юона;
графика — М. Афанасьева) и народного ма-
стера О. Терентьевой из Палеха, фрагмента
стихотворения Г. Рамазановой.
Основные содержательные линии. Че-
ловек, мир природы в реальной жизни: об-
разы человека, природы в искусстве. Глав-
ное и второстепенное в композиции. Ком-
позиционный центр (зрительный центр
композиции). Образы человека и природы
в живописи. Передача с помощью цвета ха-
рактера персонажа, его эмоционального со-
стояния.
Диалог об искусстве. Особенности компо-
зиции сюжетно-тематической картины.
Творческое задание с использованием из-
вестных приёмов работы изобразительными
материалами.
Материалы: кисть, акварель, белая гуашь,
цветные мелки, бумага белая или цветная.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассказывать о забавах, играх, в которые школьни-
кам нравится играть зимой, использовать свой жизнен-
ный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэти-
ческих произведений. Высказывать суждение о понра-
вившемся произведении живописи, народного мастера
или учебной работе сверстников.
Объяснять смысл понятия сюжет.
Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях.
Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».
Изображать человека в движении согласно замыслу.
Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение.
Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».
| (1 ч)
|
| 18.
| Защитники земли Русской. Образ бо-
гатыря
| Восприятие образа защитника земли Рус-
ской в произведениях художников-живопис-
цев В. Васнецова, П. Корина, художника-
графика Н. Гончаровой, лаковой миниатю-
ре народного мастера В. Смирнова из
Палеха.
Основные содержательные линии. Образ
человека в традиционной культуре, пред-
ставления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.
Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие.
Диалог об искусстве. Средства художе-
ственной выразительности в передаче стой-
кости и храбрости русских богатырей, их
доброты и красоты; разнообразие в изобра-
жении фигуры воина (в дозоре, накануне
сражения, в бою и т. д. ) в боевом снаряже-
нии и движении.
Работа по художественно-дидактической
таблице «Доспехи русского воина-бога-
тыря».
Творческое задание с использованием жи-
вописных и декоративных средств при соз-
дании образа русского богатыря.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, цветные карандаши.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения русских художников и
народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.
Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное.
Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества.
Работать по художественно-дидактической таблице.
Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей.
Устно описывать замысел своей композиции и глав-
ного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими — соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и
украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок по памяти, по представлению русского воина-богатыря
| (1 ч)
|
| 19—20.
| Открой секреты Дымки. Русская
глиняная игрушка
| Восприятие произведений народных ма-
стеров Г. Барановой, Е. Удальцовой, Е. Кош-
киной, М. Коковихиной, А. Мерзлиной,
М. Трухиной, Н. Сухановой, Л. Докиной из
Дымкова и стихотворения о дымковской
игрушке.
Основные содержательные линии. Роль
природных условий в характере традицион-
ной культуры народов России. Представле-
ние о богатстве и разнообразии художе-
ственной культуры (на примере культуры
народов России). Ознакомление с произ-
ведениями народных художественных про-
мыслов в России (с учётом местных усло-
вий). Элементарные приёмы работы с раз-
личными материалами для создания выра-
зительного образа. Выразительность объём-
ных композиций.
Диалог об искусстве. Многообразие и осо-
бенности форм дымковской игрушки; мно-
гоцветность дымковского узора и его эле-
менты.
Работа по художественно-дидактическим
таблицам «Разноцветные дымковские узо-
ры» и «Как расписать дымковскую игруш-
ку».
Творческое задание с использованием при-
ёмов лепки (по частям) и нанесение узора
приёмом кистевого письма.
Материалы: кисть, гуашь, глина.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать народные дымковские игрушки, нахо-
дить образы животных, птиц, человека в игрушечных
фигурках Дымки и определять своими словами самое
главное в их форме и декоре.
Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «ба-
рынь»), находить в них общее и различное.
Участвовать в обсуждении художественного своеобра-
зия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской гли-
няной игрушки (округлость, статность фигуры барыни,
стройность коня, богатство оперения хвоста и элемен-
тов декора птицы).
Работать по художественно-дидактической таблице.
Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью,
тычком, соблюдать последовательность в работе.
Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами
лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Объемная работа.
Лепка дымковскую игрушку (по выбору).
Роспись вылепленной из пластилина фигурки либо бумажного силуэт дымковской игрушки.
| (2 ч)
|
| 21.
| Краски природы в наряде русской
красавицы. Народный костюм
| Восприятие русской женщины в нацио-
нальном русском наряде на пахоте в живо-
писи А. Венецианова, фотоизображений
народных женских праздничных костюмов
Архангельской, Вологодской, Рязанской гу-
берний.
Основные содержательные линии. Чело-
век, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Пред-
ставления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Диалог об искусстве. Особенности кроя и
орнамента народного костюма разных реги-
онов России. Элементы народного костюма
Русского Севера и значение набивных и вышитых орнаментов в нём.
Творческое задание с учётом собственных
представлений о красоте народного женского костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, цветные карандаши (на
выбор).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения художника-живописца,
посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.
Сравнивать народный женский костюм из северных
регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма.
Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма северорусского сарафанного комплекса и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре.
Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать посвоему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок или аппликация «Наряд девицы-красавицы»
| (1 ч)
|
| 22.
| Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет
| Восприятие произведений художни ков-
пейзажистов XX в. Е. Зверькова, А. Бри-
това.
Основные содержательные линии. Наблю-
дение природы и природных явлений, раз-
личение их характера и эмоциональных со-
стояний. Образ природы и человека в жи-
вописи. Пейзажи разных географических
широт. Разница в изображении природы
в разное время года, суток, в различную по-
году. Цвет.
Диалог об искусстве. Особенности компо-
зиционных и цветовых решений живопис-
ных пейзажей, запечатлевших весенние из-
менения природы.
Участвовать в обсуждении выразительности цветовых
сочетаний в передаче первых признаков весны в живо-
писных пейзажах.
Творческое задание с использованием при-
ёма цветного мазка и белой линии.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, цветные мелки.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них
соответствия в передаче главных признаков ранней вес-
ны и в пору половодья в природе, различать цветовые
сочетания в изображении только что прогретой солнцем
земли и тех мест, где появились первоцветы.
Сравнивать композицию и цветовое решение пейза-
жей разных живописцев. Определять общее и различ-
ное в них. Высказывать суждение о понравившемся ве-
сеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку.
Аргументировать ответ.
Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и да-
вать оценку результатам своей и их творческо-художе-
ственной деятельности
| Рисунок по памяти, по представлению «Весенний пейзаж».
| (1 ч)
|
| 23.
| Птицы — вестники весны. Декора-
тивная композиция
| Восприятие произведения живописи вы-
дающегося мастера русского пейзажа XIX в.
А. Саврасова, произведения декоративно-
прикладного искусства современного народного мастера В. Шумаковой.
Основные содержательные линии. Пей-
заж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Диалог об искусстве. Особенности изобра-
жения весны в живописном пейзаже и де-
коративной композиции (плоскость, услов-
ность формы и цвета, ритм).
Творческое задание с использованием при-
ёмов аппликации из бумаги, лоскутков тка-
ни, рисования кистью.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, тушь,
бумага цветная, лоскутки цветной ткани,
клей, ножницы (на выбор).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилете-
ли» и произведение декоративно-прикладного искусства.
Определять своими словами их композицию и коло-
рит. Приводить примеры признаков ранней весны и
прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.
Сравнивать изображение птиц в реалистической жи-
вописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.
Участвовать в обсуждении своеобразия художествен-
ного решения образа весеннего прилёта птиц в живо-
писном пейзаже и декоративной композиции, общего и
различного в художественном строе произведений раз-
личных видов искусства.
Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок по представлению «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка»
| (1 ч)
|
| 24.
| «У Лукоморья дуб зелёный…» Дере-
во — жизни украшение. Образ дерева
в искусстве
| Восприятие художественного образа дере-
ва в живописном пейзаже И. Шишкина,
декоративной композиции В. Шумаковой и
опоэтизированного изображения дерева в народных росписях изделий быта.
Основные содержательные линии. Образ-
ная сущность искусства: художественный
образ, его условность, передача общего че-
рез единичное. Человек, мир природы в ре-
альной жизни: образ человека, природы
в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Диалог об искусстве. Особенности отобра-
жения образа дерева в разных видах искус-
ства (в устном народном творчестве, произ-
ведениях живописи, декоративно-приклад-
ного и народного искусства).
Творческое задание с использованием при-
ёмов преобразования реальной природной
формы в декоративную.
Материалы: кисть, гуашь, фломастеры,
цветная бумага, лоскутки ткани (по вы-
бору).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».
Сравнивать произведения живописи и декоративно-
прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером.
Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.
Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы.
Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Вы-
ражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок «Сказочное дерево»
| (1 ч)
|
| 25.
| О неразлучности доброты, красоты
и фантазии. Образ сказочного героя
| Восприятие сюжетно-тематического про-
изведения живописи — картины В. Васне-
цова, произведений художников-графи-
ков — иллюстраторов народных сказок
М. Миклашевского, Н. Кузьмина, мастеров
каргопольской игрушки И. и Е. Дружини-
ных, создававших в своём творчестве образ
любимого сказочного героя — коня.
Основные содержательные линии. Чело-
век, мир природы в реальной жизни: обра-
зы человека, природы в искусстве. Красота
природы, человека, зданий, предметов, вы-
раженные средствами рисунка. Изображе-
ние деревьев, птиц, животных: общие и ха-
рактерные черты. Красота человека и жи-
вотных, выраженная средствами скульптуры.
Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Диалог об искусстве. Художественное
своеобразие образа сказочного коня в де-
коративно-прикладном и народном искус-
стве.
Творческое задание с использованием из-
вестных приёмов работы кистью и краска-
ми, лепки (по частям или из целого куска),
с учётом стилизации характерных пропор-
ций и особенностей коня, исполнения соот-
ветствующего декора.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, пластилин, глина (на вы-
бор).
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.
Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека.
Участвовать в обсуждении образа коня как симво-
ла и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении.
Выбирать согласно замыслу произведения художе-
ственные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок сказочной композиции «Конь-огонь».
| (1 ч)
|
| 26—27.
| В царстве радуги-дуги. Основные
и составные цвета
| Восприятие пейзажей А. Саврасова,
К. Айва зовского, К. Юона, Н. Рериха, про-
изведений народного мастера М. Чижова из
Федоскина.
Основные содержательные линии. Ис-
пользование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов.
Диалог об искусстве. Разнообразие цветов
в природе и изобразительном искусстве.
Творческое задание на подбор тёплых или
холодных оттенков цвета.
Материалы: кисть, акварель, бумага.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.
Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные.
Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников.
Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п. ). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
| Рисунок одинаковых изображений (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п. ) в теплой и холодной гамме
| (2 ч)
|
| 28.
| Красуйся красота по цветам лазоре-
вым. Цвет и оттенки
| Восприятие красоты весенней природы
в натуре и произведениях художников-жи-
вописцев Б. Домашникова, А. Токарева, на-
родного мастера Ю. Ваванова из Мстёры.
Основные содержательные линии. Наблю-
дение природы и природных явлений, раз-
личение их характера и эмоциональных со-
стояний. Пейзажи разных географических
широт. Жанр натюрморта. Использование
различных художественных материалов и
средств для создания выразительных обра-
зов природы. Смешение цветов. Эмоциональ-
ные возможности цвета.
Диалог об искусстве. Особенности переда-
чи с помощью цветов и их оттенков восхи-
щения весенней природой в произведениях
живописцев и народных мастеров; способы
получения разнообразных неярких и чистых
оттенков цвета.
Творческое задание с использованием при-
ёмов смешения красок с белой гуашью.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, цветные карандаши.
Советы мастера.
Подведение итогов
| Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и от тенки.
Объяснять, что и с помощью каких художественных
приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.
Объяснять смысл понятий цвет, оттенки.
Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники в создании реалистического и декоративного образа природы.
Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную
композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место
расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью.
Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
| Рисунок по памяти, по представлению «Пейзаж с весенними цветами или натюрморт «Весенние цветы» ( с натуры)
| (1 ч)
|
| 29.
| Какого цвета страна родная. Пейзаж
в живописи
| Восприятие реальной природы, пейзажей
художников-живописцев XIX—XX вв. А. Ва-
сильева, И. Левитана, К. Юона, Г. Нисско-
го, М. Сарьяна, А. Пластова.
Основные содержательные линии. Пейза-
жи родной природы. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к приро-
де в произведениях авторов — представи-
телей разных культур, народов, стран.
Диалог об искусстве. Образ Родины в жи-
вописных пейзажах художников.
Продолжение знакомства с разными ви-
дами искусства в залах музеев.
Творческое задание с использованием впе-
чатлений от наблюдений реальной приро-
ды.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага, фломастеры, цветные карандаши (по
выбору).
Советы мастера.
Подведение итогов.
Страница для любознательных.
Сохра-
нение и развитие народных традиций в ис-
кусстве и культуре России. Изовикторина.
Задания контрольного, творческого и по-
искового характера
| Рассматривать произведения художников-пейзажи-
стов, отобразивших природу разных географических широт России.
Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны.
Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.
Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи.
Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна
родная? » в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.
Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях
| Рисунок «Какого цвета страна
родная? » (пейзаж)
| (1 ч)
|
| 30-33
| Наши достижения. Что я знаю и могу.
Наши проекты
| Восприятие произведений художников-
живописцев (пейзажи И. Шишкина, К. Бри-
това, натюрморты Е. Жукова, С. Куприя-
нова, сюжетная картина А. Дейнеки).
Демонстрация и обсуждение достигнутых
результатов, чему научились, с чем ознако-
мились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.
Творческое задание: презентация проекта
с использованием работ учащихся, создан-
ных в третьей и четвёртой четвертях.
Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-
мага-ватман, фломастеры, цветные каран-
даши, пластилин.
Советы мастера.
Подведение итогов.
Резерв времени — 3 ч
| Характеризовать произведения живописи разных
жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них.
Участвовать в обсуждении содержания произведений искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, опреде-
лять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение третьей и четвёртой четвертей, анализировать их.
Участвовать в коллективной работе над проектами
«Город мастеров».
Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:
_ создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов;
_ составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;
_ составить композицию-панно «Весенний букет» из
работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками
в группе флористов;
_ составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов;
_ составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма;
_ изготовить декоративные деревья по технологиче-
ской карте и украсить их дымковскими узорами в группе дизайнеров ландшафта;
_ конструировать киоски для ярмарки по технологи-
ческой карте в группе архитекторов и строителей.
Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к работе в коллективе.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Оценивать выполненную работу
| Защита проекта в творческой группе
| (3 ч)
|
| | | | | | | | |
|