Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс



Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс

 

Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)

Тема урока

Основное                   содержание темы

Универсальные учебные действия обучающихся Форма контроля Кол-во часов Дата
1. 1. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи  

 

Восприятие осени в природе и в про-

изведениях русских художников конца

XIX — начала XX в. В. Поленова, Н. Кры-

мова, Л. Бродской и поэтов.

Основные содержательные линии. На-

блюдение природы и природных явлений,

различение их характера и эмоциональных

состояний. Живопись. Живописные мате-

риалы. Цвет — основа языка живописи.

Жанр пейзажа. Изображение природы раз-

ных географических широт.

 

Диалог об искусстве. Сходство и различие

в создании образа осени в произведениях

разных видов искусства.

 

Работа по художественно-дидактической

таблице «Приём красочного пятна. Превра-

щение его с помощью линий в изображение

дерева».

 

Творческое задание с использованием

средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, бу-

мага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их c цветами в осенней при- роде родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осен- нем пейзаже живописца. Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы. Участвовать в обсуждении особенностей художест- венного изображения природы в отечественной пейзаж- ной живописи и литературе, художественных средств выразительности в создании картины природы на по- лотне. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать изображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью и изображать с помощью линий деревья согласно худо- жественно-дидактической таблице. Работать по художественно-дидактической таблице «Памятка», сверять с ней свои знания о материалах живописи при выполнении творческого задания. Устно описывать замысел своей творческой компози- ции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Изображать по памяти, по воображению картину «Золотая осень», используя в работе выразительные средства жи- вописи (красочное пятно, линия) и выражать в ней своё отношение к природе родного края средствами художе- ственного образного языка живописи. Обсуждать творческие работы одноклассников, давать оценку результатам своей и их творческо-художествен- ной деятельности. Готовить итоговый проект   Рисунок по представлению «Моя золотая осень» (1 ч)  
2. Твой осенний букет. Декоративная композиция  

Восприятие произведений декоративно-

прикладного искусства художника И. Гри-

горьева и народных мастеров Л. Романовой,

Н. Назаровой.

Основные содержательные линии. Виды

художественной деятельности в изобрази-

тельном искусстве: живопись и декоратив-

но-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных

форм в прикладном искусстве. Композиция.

. Диалог об искусстве. Художественные осо-

бенности декоративного изображения осен-

ней природы из природного и рукотвор-

ного материалов (нарядность, условность

цвета).

Работа по художественно-дидактической

таблице «Как красить листья для печатки».

Творческое задание с использованием

средств выразительности языка живописи.

Материалы: кисти, акварель и гуашь, лист

цветной бумаги, листья деревьев и кустар-

ников.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать произведения декоративно-прикладно- го и народного искусства. Определять, из каких про- стых элементов составлены их композиции. Объяснять значение новых понятий композиция, ап- пликация, коллаж. Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов Участвовать в обсуждении содержания и художествен- ных особенностей декоративных композиций, посвящён- ных осенней природе. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать порядок и приёмы выполнения декора- тивного изображения осеннего букета с помощью отпе- чатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарни- ков). Устно описывать замысел композиции своего осенне- го букета и выбирать материалы для её выполнения. Сверять последовательность своих действий при выпол- нении творческой работы с художественно-дидактиче- ской таблицей. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы (листьев) или способом аппликации из осенних листьев и выражать в ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декора- тивно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности. Декоративная композиция из отпечатков листьев «Оченний букет» (1 ч)  
3. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы  

Восприятие произведений пейзажной жи-

вописи видных мастеров отечественного ис-

кусства XIX—XX вв. С. Остроухова, А. Гри-

цая, Е. Зверькова, поэзии А. Пушкина, рус-

ских народных пословиц.

Основные содержательные линии. Наблю-

дение природы и природных явлений, раз-

личение их характера и эмоциональных со-

стояний. Разница в изображении природы

в разное время года, суток, в различную по-

году.

Образы природы и человека в живописи.

Эмоциональные возможности цвета. Элемен-

тарные приёмы композиции на плоскости.

Диалог об искусстве. Красота различных

состояний осенней природы и художествен-

ные выразительные средства её передачи

в живописи.

Работа по художественно-дидактической

таблице «Приём раздельного мазка».

Творческое задание с использованием при-

ёма раздельного мазка.

Материалы: бумага, акварель, гуашь,

кисть.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Раз- личать характерные признаки изменений в осенней при- роде, сопоставлять их с художественными изображени- ями на картинах художников и в стихотворениях поэ- тов и русских народных пословицах. Сравнивать живописные произведения и выявлять цветовую гамму разных состояний природы и приёмы изображения. Находить общее и различное в изображе- нии родной природы в разную погоду и в передаче из- менчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах отечественных художников. Участвовать в обсуждении различных средств живо- писи, используемых живописцем для создания вырази- тельных образов природы, её эмоциональных состояний при разной погоде, приёмов композиции. Анализировать изображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость ха- рактера изображения от формы (вида), размера и на- правления мазка. Кистью и красками наносить удли- нённые и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева. Выполнять упражнение на повтор приёма раздельно- го мазка. Изображать по памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и ис- пользуя элементарные приёмы композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средства- ми художественного образного языка живописи Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.   Рисунок «Осенний пейзаж (в технике раздельного мазка) (1 ч)    
4. В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция  

Восприятие произведений живописи оте-

чественных художников XX в. А. Осмёрки-

на, В. Юкина и мастеров декоративно-при-

кладного и народного искусства из Жосто-

ва и Хохломы.

Основные содержательные линии. Красо-

та и разнообразие природы, выраженные

средствами живописи. Природные формы

в декоративно-прикладном искусстве. Жанр

пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление

с произведениями народных художествен-

ных промыслов в России (с учётом местных

условий).

Диалог об искусстве. Особенности худо-

жественного образа рябины в живописных

произведениях (натюрморт, пейзаж) и деко-

ративной росписи по дереву (Хохлома) и ме-

таллу (Жостово), разнообразие художествен-

ных приёмов росписи по дереву и металлу

в разных Центрах народных художествен-

ных промыслов и регионах России.

Работа по художественно-дидактической

таблице «Приём изображения ягод».

Творческое задание с использованием при-

ёма раздельного мазка (с помощью печат-

ки-тычка).

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-

мага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Рассматривать произведения живописи и декоратив- но-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Различать разнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-приклад- ного и народного искусства и живописи. Объяснять смысл понятий живопись и декоративно- прикладное и народное искусство. Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём со- стоит их сходство и различия. Участвовать в обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхно- сти художественной вещи) от живописного. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать приёмы изображения рябины, выпол- ненного раздельным мазком и печаткой-тычком, и по- рядок выполнения этим приёмом изображения рябино- вых листьев и ягод. Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки по- дойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вы- тянутые, дугообразные). Изображать кистью и краска- ми ягоды рябины с помощью печатки. Рисовать деко- ративную композицию нарядной осенней ветки рябины и выражать в творческой работе своё отношение к кра- соте рябиновых веток средствами декоративной компо- зиции. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности   Декоративная композиция в стиле хохломской росписи «Нарядная ветка рябины» (1 ч)  
5. Щедрая осень. Живая природа: фор- ма. Натюрморт: композиция  

Восприятие натюрмортов отечественных

живописцев XX в. Э. Грабаря, И. Машко-

ва, В. Зевакина, Г. Попова, В. Шумилова и

произведения народного мастера Б. Ермола-

ева.

Основные содержательные линии. Фор-

ма. Природные формы. Жанр натюрморта.

Разно образие форм предметного мира и пе-

редача их на плоскости с помощью цвета.

Расположение предметов в натюрморте.

Главное и второстепенное в композиции.

Композиционный центр.

Диалог об искусстве. Художественный

образ плодов земли в живописном натюр-

морте. Способы организации композиции

натюрморта — расположение плодов, ово-

щей, хлебных изделий в живописных на-

тюрмортах (россыпью, рядами, скученно,

в разнобой); выделение главного в натюр-

морте.

Творческое задание с использованием

средств художественного образного языка

живописи.

Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу-

мага.

Советы мастера.

Подведение итогов.

 

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызы- вают. Рассматривать натюрморты живописцев. Разли- чать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в на- тюрмортах живописцев. Объяснять значение понятия натюрморт. Сравнивать произведения разных художников, нахо- дить сходство и различия в изображении даров приро- ды в них. Определять центр композиции, место и ха- рактер расположения плодов относительно него. Участвовать в обсуждении особенностей композиции и передачи цветом формы и фактуры осенних плодов в натюрморте. Рисовать по памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). Отбирать для изображения в нём разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные изделия, выделять цветом главный предмет и опреде- лять его месторасположение в композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости приро- ды средствами художественного образного языка живо- писи. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности   Рисунок по памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). (1 ч)  
6. В гостях у народного мастера С. Весе- лова. Орнамент народов России  

Восприятие произведений народных мас-

теров А. Карповой и С. Веселова из Хохло-

мы.

Основные содержательные линии. Исто-

ки декоративно-прикладного искусства и его

роль в жизни человека. Ознакомление с про-

изведениями народных художественных

промыслов в России (с учётом местных ус-

ловий).

Диалог об искусстве. Народный мастер —

хранитель древних традиций кистевого

письма, основные элементы и цветовая гам-

ма хохломского травного узора.

Работа по художественно-дидактической

таблице «Элементы хохломского травного

узора».

Творческое задание с использованием ки-

стевого мазка и мазка тычком.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов

Характеризовать изделия золотой Хохломы. Опреде- лять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) раз- нообразной формы из дерева). Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хох- ломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их. Участвовать в обсуждении различий изображения род- ной природы в живописи и народном искусстве, элемен- тов хохломского узора и палитры хохломской росписи. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером элементы травного ор- намента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности   Упражнение «Элементы травного ор- намента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики»)» (1 ч)  
7. Золотые травы России. Ритмы травно- го узора хохломы  

Восприятие произведений хохломского

мастера И. Маркичева, русского художни-

ка XIX в. И. Шишкина.

Основные содержательные линии. Пред-

ставление о роли изобразительных (пласти-

ческих) искусств в повседневной жизни че-

ловека, в организации его материальной

среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая

роль ритма в декоративно-прикладном ис-

кусстве.

Диалог об искусстве. Отличие реалистич-

ного изображения трав в произведении

живописи от их условного изображения

в декоративной росписи изделий народного

мастера из Хохломы; ритм в хохломском

узоре.

Работа по художественно-дидактической

таблице «Как образуется хохломской узор».

Творческое задание с использованием при-

ёмов кистевого письма.

Советы мастера.

Материалы: кисть, гуашь, бумага белая

или цветная.

Подведение итогов.

Страница для любознательных. Сохра-

нение и развитие народных традиций в ис-

кусстве и культуре народов России. Изовик-

торина.

Задания творческого и поискового харак-

тера

 

Характеризовать художественные изделия, выполнен- ные мастерами из Хохломы, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впе- чатления от восприятия хохломских изделий. Объяснять смысл понятий орнамент, ритм. Участвовать в обсуждении традиций хохломской ро- списи изделий из дерева; построения хохломского узо- ра, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия. Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера. Анализировать хохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (вол- нистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элемен- тов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листоч- ки» — на гребне волны). Повторять за народным ма- стером хохломской узор, сверять свои действия с таблицей. Составлять свою композицию узора на основе волни- стого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисовать её. Выражать в творческой работе своё от- ношение к красоте природы с помощью приёмов кисте- вого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях   Декоративная композиция «Узор для ложки (ковша)» с тиле хохломской росписи. (1 ч)  
8. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект  

Демонстрация и обсуждение достигнутых

результатов, чему научились: виды искус-

ства (живопись, декоративная композиция),

жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы рабо-

ты (кистевое письмо, раздельный мазок),

художественные материалы и инструменты

(кисть, тычок), средства выразительности

(линия, цветовое пятно) в создании художе-

ственных образов.

Творческое задание — проект-инсталля-

ция с использованием работ, созданных

в первой четверти.

Материалы: кисть, ножницы, акварель,

гуашь, бумага белая и цветная, глина, пла-

стилин, работы учащихся, выполненные

в течение первой четверти.

Подведение итогов

Рассматривать работы одноклассников, созданные в те- чение первой четверти и давать им оценку. Участвовать в коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами. Выполнять творческое задание в малых группах со- гласно поставленной задаче: _ составить и оформить коллективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажи- стов; _ создать композицию поляны из осенних листьев, подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в груп- пе лесников; _ составить коллективную композицию панно «Осен- ний букет» из работ одноклассников, выполненных при- ёмом печатания с готовых форм (листьев), украсить бу- кет рисунками веток с гроздьями рябины в группе фло- ристов; _ расписывать тарелочки для фруктов и овощей по мотивам травного хохломского узора в группе народных мастеров; _ вылепить из пластилина овощи, фрукты, которые первоклассники изображали в натюрмортах, и разме- стить их на узорных тарелочках в группе скульпторов. Выполнять творческую задачу, стоящую перед каж- дой группой и всем коллективом. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности. Обсуждать и оценивать резуль- тат коллективной работы   Защита проекта в творческой группе (1 ч)  

Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)

9. О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России Восприятие произведений народных масте ров из Каргополя игрушечников И. и Е. Дружининых и зодчих XVII в., воз- водивших храмы в Каргополе. Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с про- изведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных усло- вий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природ- ными явлениями и рассказывать об их связи с приро- дой. Диалог об искусстве. Храмы древнего се- верного города Каргополя, родство монолит- ной формы каргопольских игрушек с их объёмами, узор и многоцветная палитра рас- писных игрушек из глины. Работа по художественно-дидактической таблице «Знаки-символы каргопольского узора». Творческое задание с использованием при- ёма кистевого письма и цветовой гаммы кар- гопольской игрушки. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия

глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и

храмовых построек в городе. Выявлять художественные

особенности формы и узоров каргопольской игрушки,

сходство её формы с монументальностью здания храма

и высказывать своё отношение к творениям народных

мастеров из Каргополя.

Участвовать в обсуждении особой монолитной объём-

ной формы каргопольской игрушки, древних знаков-

символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зё-

рен, находить знаки-символы, из которых составлен

узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цвето-

вую палитру каргопольской росписи.

Повторять элементы каргопольского узора (знаки-

симво лы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным

мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Ис-

пользовать палитру каргопольского узора. Выражать

в творческо-художественной деятельности своё эмоцио-

нально-ценностное отношение к красоте природы с по-

мощью приёмов кистевого письма.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Упражнение «Элементы каргопольского узора» (1 ч)    
10. В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка   Восприятие портрета народной мастерицы У. Бабкиной за работой её произведений, поэтического описания сказочного медведя с тальянкой. Основные содержательные линии. Сказоч- ные образы в народной культуре и декора- тивно-прикладном искусстве. Представле- ние о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окруже- ния. Связь изобразительного искусства с му- зыкой, песнями, танцами, былинами, ска- заниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Диалог об искусстве. Отражение любви и уважения крестьянина к защитнику зем- ли Русской в образе игрушки Полкана-бо- гатыря. Работа по художественно-дидактической таблице «Приёмы лепки из целого куска». Творческое задание с учётом формы, ор- намента и цвета, присущих каргопольским игрушкам. Материалы: кисть, гуашь или акварель, бумага белая, пластилин. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать каргопольские глиняные игрушки. Объ-

яснять смысл древних образов, воплощающих представ-

ления русского народа о добре и красоте. Узнавать гео-

метрический узор и цветовую гамму каргопольских

игрушек и отличать их по этим признакам от глиня-

ных игрушек, изготовленных народными мастерами

в других регионах России.

Участвовать в обсуждении взаимосвязей духовных

ценностей русского крестьянина в народном искусстве

и творчестве народной мастерицы У. Бабкиной

Работать по художественно-дидактической таблице

народного мастера: рассматривать порядок и приёмы

лепки (примазывать отдельные части, делать налепы,

заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из

целого куска глины (пластилина). Соблюдать последо-

вательность в работе. Отличать приёмы лепки карго-

польской игрушки из целого куска глины от других ви-

дов лепки глиняной игрушки.

.

Придумывать сказочного героя для своей глиняной

игрушки. Рассказывать сказку в рисунках о своей гли-

няной игрушке. Рисовать своего придуманного героя или

Полкана-богатыря. Лепить сказочную игрушку по своему рисунку и расписать её. Сверять свои действия на разных

этапах лепки с таблицей. Выражать в творческой работе

своё отношение к каргопольской игрушке.

 

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Рисунок своего придуманного героя или Полкана-богатыря. Лепка сказочной игрушки по своему рисунку и её роспись. (1 ч)    
11. Зимнее дерево. Живая природа: пей- заж в графике   Восприятие зимней природы в натуре и графических пейзажах выдающихся масте- ров отечественного искусства конца XIX — второй половины XX в. И. Шишкина, И. Билибина, С. Никиреева и стихотворе- нии П. А. Вяземского. Основные содержательные линии. Рису- нок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, вы- раженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Си- луэт. Передача с помощью линии эмоцио- нального состояния природы. Диалог об искусстве. Главные цвета в зимней природе; возможности передачи в графике (с помощью разнообразных ли- ний, белого и чёрного цвета) многообразия мира природы, животных, растений, лю- дей. Работа по художественно-дидактической таблице «Приёмы работы штрихом и лини- ей».   Творческое задание с использованием гра- фических приёмов. Материалы: графические (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения графики, запечатлевшие

образ зимней природы в разных её состояниях, и рас-

сказывать о своих впечатлениях от их восприятия.

Сравнивать изображение зимней природы в различ-

ных видах искусства с реальной природой. Определять,

какими художественными средствами переданы призна-

ки холодного дня, оголённые зимой кустарники и тра-

вы, простор и тишина в графическом пейзаже.

Объяснять смысл понятия графика.

Сравнивать произведения разных художников-графи-

ков и находить сходство и различия в изображении зимней природы.

Участвовать в обсуждении содержания и художествен-

ных выразительных средств графических пейзажей.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Выбирать по ней подходящие графические приёмы для

создания своего образа зимнего дерева и использовать

их на практике. Различать разнообразие штрихов, ли-

ний и рассматривать превращение художественных гра-

фических приёмов в художественное изображение раз-

ных деревьев (ель, могучий дуб, берёза и т. д. ).

Выполнять упражнение по созданию образа зимнего

дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штри-

ха, дугообразных или спиральных линий.

Изображать по памяти, по представлению деревья в за-

снеженном лесу и выражать в творческой работе своё

эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней

природы с использованием разнообразных линий.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Рисунок графическими материалами «Зимнее дерево» (1 ч)  
12. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике   Восприятие красоты зимней природы в разное время суток, произведений масте- ров русского пейзажа XX в. В. Бялыницко- го-Бируля, И. Бродского, Г. Захарова, С. Никиреева, стихотворения И. Сурикова. Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница визображении приро- ды в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль бе- лой и чёрной краски в эмоциональном зву- чании и выразительности образа. характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи. Диалог об искусстве. Графические и жи- вописные приёмы передачи изящества и кра- соты зимнего дня в разное время суток. Творческое задание с использованием гра- фических приёмов. Материалы: графические — тушь, перо, чёрная и белая гуашь, акварель, чёрный фломастер (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения художников-пейзажи-

стов, запечатлевших красоту зимней природы в разное

время суток. Определять своими словами главное в них.

Высказывать своё отношение к понравившемуся зимне-

му пейзажу в технике живописи или графики.

Сравнивать живописные и графические пейзажи, на-

ходить в них сходство и различия в передаче красоты

зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах

Участвовать в обсуждении художественных приёмов

живописи и графики, с помощью которых художники

по-разному передали состояния природы в дневное, ве-

чернее, ночное время суток, их загадочность, привлека-

тельность.

Выбирать характер линий для создания образа зим-

него дня и ночи и создавать графическими средствами

выразительные образы природы в это время суток. Вы-

являть в композиции дневное и ночное изображение

зимней природы. Подбирать цвета для изображения сне-

гопада днём и ночью.

Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и бе-

лой линиями заданную композицию зимнего пейзажа

«День и ночь». Использовать приёмы рисования белой

линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать

в творческой работе своё отношение к красоте зимней

природы с помощью графических приёмов.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Рисунок графической композиции «День и ночь» (1 ч)  
13. Белоснежные узоры. Вологодские кружева   Восприятие зимней природы в натуре, про- изведений художника-графика С. Никире- ева, кружевных изделий народного мастера В. Ельфиной из Вологды, стихотворения К. Бальмонта. Основные содержательные линии. Рису- нок. Изображение деревьев, птиц, живот- ных: общие и характерные черты. Роль ри- сунка в искусстве: основная и вспомогатель- ная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, за- круглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состоя- ния природы. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Осо- бая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асим- метрия. Диалог об искусстве. Сходство и различия в передаче признаков зимы в разных видах искусства (графике и вологодском круже- ве). Работа по художественно-дидактической таблице «Элементы вологодского кружева». Творческое задание с использованием ли- ний разной толщины, разнообразных на- правлений. Материалы: кисть, белая гуашь, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов.

Рассматривать произведения графики и кружевное из-

делие. Определять своими словами главное в них. Вы-

сказывать своё отношение к ним и к красоте зимней

природы.

Сравнивать элементы кружева с объектами реаль-

ной природы и изображением их в произведениях гра-

фики, узнавать линии, разные по виду, и называть их,

находить аналогии с художественными образами в по-

эзии.

Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия,

ритм.

Участвовать в обсуждении характера линий (плавные,

округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены

контуры узора в кружеве, приёмов построения кружев-

ного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства

и различия с линиями в графике.

Работать по художественно-дидактической таблице

народного мастера. Повторить за ним элементы воло-

годского кружевного узора. Приводить примеры на сим-

метричное построение предметов и их узоров.

Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бу-

маге с использованием элементов (по выбору): дерево,

ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная ко-

ролева. Выражать в творческой работе своё отношение

к красоте зимней природы с помощью разнообразных

белых линий.

Обсуждать творческие работы одноклассников и

давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Рисунок узора кружева: дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная ко- ролева. (1 ч)  
14. Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция Восприятие произведений народного ма- стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско- го художника первой половины XX в. З. Се- ребряковой на тему новогоднего праздника. Основные содержательные линии. Разно- образие форм и предметного мира и пере- дача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия бли- же — больше, дальше — меньше, загора- живание. Способы передачи объёма на пло- скости. Ритм линий, пятен, цвета. Диалог об искусстве. Ритм в расположе- нии новогодних игрушек на ёлке и на та- блице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных... ), чередо- вание цветных пятен, ритм размеров (боль- ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений. Работа по художественно-дидактической таблице «Ближе — дальше». Творческое задание с использованием из- вестных средств художественной вырази- тельности (линии, цветные пятна) и приё- мов (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др. ). Материалы: кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина. Задания контрольного характера. Задания творческого и поискового харак- тера  

Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узна-

вать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с по-

мощью которых народный мастер передаёт праздничное

настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его

восприятия.

Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогод-

него настроения в произведении народного мастера и

живописном портрете, находить сходство и различия.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе-

редачи настроения праздника в декоративно-приклад-

ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета

и ритма, симметрии.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Определять место игрушек в композиции, расположе-

ние их в изображении на плоскости (ближе — дальше),

пояснять свой ответ.

Решать, какие предметы войдут в собственную ком-

позицию, как их расположить в композиции (ближе —

дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету.

Рисовать по памяти, по представлению декоративную

композицию из новогодних игрушек с использованием

средств художественной выразительности (линии, цвет-

ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный

мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др. ). Вы-

ражать в творческой работе своё отношение к новогод-

нему празднику известными художественными приёма-

ми и средствами выразительности.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности.

Группировать произведения на основе общих призна-ков. Распределять их по классам.

Выполнять задания творческого и поискового харак-

тера, применяя знания в изменённых условиях

 

Рисунок по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек (1 ч)  
15. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект   Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоратив- но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народ- ного искусства (орнамент, народная глиня- ная игрушка, кружево), средствам художе- ственной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки- стевое письмо, отпечаток тычком и др. ); традиции празднования Нового года и Рож- дества в семье и в школе. Работа в творческих группах. Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, гофрированная, пергаментная, обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д., работы учащихся, выполненные в течение второй четверти Подведение итогов

Характеризовать работы одноклассников, созданные

в течение второй четверти, и давать оценку им.

Принимать участие в коллективной работе по завер-

шению проекта «Оформление класса к новогоднему

празднику».

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими

интересами.

Творческое задание — проект-инсталля-

ция «Оформление класса к новогоднему

празднику» с использованием работ, создан-

ных во второй четверти, результатов изо-

эстафеты «Конкурс новогодних фантазий».

Выполнять творческое задание.

Работать в группах: определять задачу работы, рас-

пределять виды работ между членами группы, устанав-

ливать сроки выполнения работы по частям и в целом,

оценивать промежуточно и в целом результаты работы

в выбранной рабочей группе:

_ создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос-

сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко-

торых отражена зимняя природа родной земли, в груп-

пе художников-пейзажистов;

_ вылепить фигурки сказочных персонажей и укра-

сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза-

ция) в группе игрушечных дел мастеров;

_ создать коллективную композицию «Новогодние

украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на-

тюрморта;

_ выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново-

годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп-

пе художников-дизайнеров.

Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних

фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из бумаги, использовать при этом разнообразные приёмы

обработки бумаги.

Выполнять творческую задачу, стоящую перед груп-

пой и всем коллективом согласно условиям.

 

Подводить итоги работы совместного творчества

 

Проект-инсталля- ция «Оформление класса к новогоднему празднику» (1 ч)  

Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч)

16. По следам зимней сказки. Декора- тивная композиция   Восприятие зимней природы в натуре и в произведениях живописи художни- ка Т. Мавриной и лаковой миниатюре на- родных мастеров С. Туканова из Холуя, О. Струниной из Мстёры, вырезанках К. Во- робьёва из Шуи; поэзии Ф. Тютчева и Н. Не- красова. Основные содержательные линии. Разно- образие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. ). Образы архитектуры в декора тивно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Диалог об искусстве. Реальность и услов- ность в создании художественного образа сказочной архитектуры. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и го- ризонтальных линий в декоративной ком- позиции. Работа по художественно-дидактической таблице «Выполнение рисунка архитектур- ной постройки». Творческое задание на подбор необходи- мых приёмов работы для создании задуман- ного образа жилища сказочного героя (дво- рец, терем, хоромы, избушка... ). Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов

Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров.

Сравнивать изображение зимних жилых построек

в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений.

Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства о зиме и художественных выразительных средств создания сказочного образа построек в царстве

волшебницы-зимы и Мороза-воеводы.

 

Работать по художественно-дидактической таблице.

Анализировать постройки по размеру (высокое или при-

земистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек

и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрусталь-

ное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д. ).

Придумывать, каким будет жилище твоего сказочно-

го героя. Подбирать с помощью таблицы состав его ар-

хитектурных элементов. Выбирать краски (тёмные,

нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы

работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цвет-

ное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем,

избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живёт один

из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч-

ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п. ). Выражать

в творческой работе своё отношение к изображению об-

раза зимнего дома для одного из сказочных персонажей.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

 

Рисунок «Дом, в котором живёт один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч- ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п. )». (1 ч)  
17. Зимние забавы. Сюжетная компози- ция   Восприятие произведений художников XX в. (живопись — Т. Мавриной, К. Юона; графика — М. Афанасьева) и народного ма- стера О. Терентьевой из Палеха, фрагмента стихотворения Г. Рамазановой. Основные содержательные линии. Че- ловек, мир природы в реальной жизни: об- разы человека, природы в искусстве. Глав- ное и второстепенное в композиции. Ком- позиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета ха- рактера персонажа, его эмоционального со- стояния.   Диалог об искусстве. Особенности компо- зиции сюжетно-тематической картины. Творческое задание с использованием из- вестных приёмов работы изобразительными материалами. Материалы: кисть, акварель, белая гуашь, цветные мелки, бумага белая или цветная. Советы мастера. Подведение итогов

Рассказывать о забавах, играх, в которые школьни-

кам нравится играть зимой, использовать свой жизнен-

ный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэти-

ческих произведений. Высказывать суждение о понра-

вившемся произведении живописи, народного мастера

или учебной работе сверстников.

Объяснять смысл понятия сюжет.

Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях.

Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».

Изображать человека в движении согласно замыслу.

Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение.

Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Рисунок «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору».   (1 ч)  
18. Защитники земли Русской. Образ бо- гатыря   Восприятие образа защитника земли Рус- ской в произведениях художников-живопис- цев В. Васнецова, П. Корина, художника- графика Н. Гончаровой, лаковой миниатю- ре народного мастера В. Смирнова из Палеха. Основные содержательные линии. Образ человека в традиционной культуре, пред- ставления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности в передаче стой- кости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изобра- жении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д. ) в боевом снаряже- нии и движении. Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина-бога- тыря». Творческое задание с использованием жи- вописных и декоративных средств при соз- дании образа русского богатыря. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения русских художников и

народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений.

Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное.

Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества.

Работать по художественно-дидактической таблице.

Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей.

Устно описывать замысел своей композиции и глав-

ного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими — соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и

украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Рисунок по памяти, по представлению русского воина-богатыря (1 ч)  
19—20. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка   Восприятие произведений народных ма- стеров Г. Барановой, Е. Удальцовой, Е. Кош- киной, М. Коковихиной, А. Мерзлиной, М. Трухиной, Н. Сухановой, Л. Докиной из Дымкова и стихотворения о дымковской игрушке. Основные содержательные линии. Роль природных условий в характере традицион- ной культуры народов России. Представле- ние о богатстве и разнообразии художе- ственной культуры (на примере культуры народов России). Ознакомление с произ- ведениями народных художественных про- мыслов в России (с учётом местных усло- вий). Элементарные приёмы работы с раз- личными материалами для создания выра- зительного образа. Выразительность объём- ных композиций. Диалог об искусстве. Многообразие и осо- бенности форм дымковской игрушки; мно- гоцветность дымковского узора и его эле- менты. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Разноцветные дымковские узо- ры» и «Как расписать дымковскую игруш- ку». Творческое задание с использованием при- ёмов лепки (по частям) и нанесение узора приёмом кистевого письма. Материалы: кисть, гуашь, глина. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать народные дымковские игрушки, нахо-

дить образы животных, птиц, человека в игрушечных

фигурках Дымки и определять своими словами самое

главное в их форме и декоре.

Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «ба-

рынь»), находить в них общее и различное.

Участвовать в обсуждении художественного своеобра-

зия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской гли-

няной игрушки (округлость, статность фигуры барыни,

стройность коня, богатство оперения хвоста и элемен-

тов декора птицы).

Работать по художественно-дидактической таблице.

Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью,

тычком, соблюдать последовательность в работе.

Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами

лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Объемная работа. Лепка дымковскую игрушку (по выбору). Роспись вылепленной из пластилина фигурки либо бумажного силуэт дымковской игрушки. (2 ч)  
21. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм   Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вышитых орнаментов в нём. Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женского костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения художника-живописца,

посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия.

 

Сравнивать народный женский костюм из северных

регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма.

Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма северорусского сарафанного комплекса и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре.

Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать посвоему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Рисунок или аппликация «Наряд девицы-красавицы» (1 ч)  
22. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет   Восприятие произведений художни ков- пейзажистов XX в. Е. Зверькова, А. Бри- това. Основные содержательные линии. Наблю- дение природы и природных явлений, раз- личение их характера и эмоциональных со- стояний. Образ природы и человека в жи- вописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную по- году. Цвет. Диалог об искусстве. Особенности компо- зиционных и цветовых решений живопис- ных пейзажей, запечатлевших весенние из- менения природы. Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живо- писных пейзажах. Творческое задание с использованием при- ёма цветного мазка и белой линии. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные мелки. Советы мастера. Подведение итогов  

Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них

соответствия в передаче главных признаков ранней вес-

ны и в пору половодья в природе, различать цветовые

сочетания в изображении только что прогретой солнцем

земли и тех мест, где появились первоцветы.

Сравнивать композицию и цветовое решение пейза-

жей разных живописцев. Определять общее и различ-

ное в них. Высказывать суждение о понравившемся ве-

сеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку.

Аргументировать ответ.

Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и да-

вать оценку результатам своей и их творческо-художе-

ственной деятельности

 

Рисунок по памяти, по представлению «Весенний пейзаж». (1 ч)    
23. Птицы — вестники весны. Декора- тивная композиция   Восприятие произведения живописи вы- дающегося мастера русского пейзажа XIX в. А. Саврасова, произведения декоративно- прикладного искусства современного народного мастера В. Шумаковой. Основные содержательные линии. Пей- заж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Диалог об искусстве. Особенности изобра- жения весны в живописном пейзаже и де- коративной композиции (плоскость, услов- ность формы и цвета, ритм). Творческое задание с использованием при- ёмов аппликации из бумаги, лоскутков тка- ни, рисования кистью. Материалы: кисть, акварель, гуашь, тушь, бумага цветная, лоскутки цветной ткани, клей, ножницы (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилете-

ли» и произведение декоративно-прикладного искусства.

Определять своими словами их композицию и коло-

рит. Приводить примеры признаков ранней весны и

прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сравнивать изображение птиц в реалистической жи-

вописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.

Участвовать в обсуждении своеобразия художествен-

ного решения образа весеннего прилёта птиц в живо-

писном пейзаже и декоративной композиции, общего и

различного в художественном строе произведений раз-

личных видов искусства.

Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Рисунок по представлению «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка» (1 ч)  
24. «У Лукоморья дуб зелёный…» Дере- во — жизни украшение. Образ дерева в искусстве   Восприятие художественного образа дере- ва в живописном пейзаже И. Шишкина, декоративной композиции В. Шумаковой и опоэтизированного изображения дерева в народных росписях изделий быта. Основные содержательные линии. Образ- ная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего че- рез единичное. Человек, мир природы в ре- альной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Диалог об искусстве. Особенности отобра- жения образа дерева в разных видах искус- ства (в устном народном творчестве, произ- ведениях живописи, декоративно-приклад- ного и народного искусства). Творческое задание с использованием при- ёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: кисть, гуашь, фломастеры, цветная бумага, лоскутки ткани (по вы- бору). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни».

Сравнивать произведения живописи и декоративно-

прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером.

Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.

Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы.

Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Вы-

ражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Рисунок «Сказочное дерево» (1 ч)  
25. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя   Восприятие сюжетно-тематического про- изведения живописи — картины В. Васне- цова, произведений художников-графи- ков — иллюстраторов народных сказок М. Миклашевского, Н. Кузьмина, мастеров каргопольской игрушки И. и Е. Дружини- ных, создававших в своём творчестве образ любимого сказочного героя — коня. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, вы- раженные средствами рисунка. Изображе- ние деревьев, птиц, животных: общие и ха- рактерные черты. Красота человека и жи- вотных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Диалог об искусстве. Художественное своеобразие образа сказочного коня в де- коративно-прикладном и народном искус- стве. Творческое задание с использованием из- вестных приёмов работы кистью и краска- ми, лепки (по частям или из целого куска), с учётом стилизации характерных пропор- ций и особенностей коня, исполнения соот- ветствующего декора. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, пластилин, глина (на вы- бор). Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них.

Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека.

Участвовать в обсуждении образа коня как симво-

ла и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении.

Выбирать согласно замыслу произведения художе-

ственные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Рисунок сказочной композиции «Конь-огонь». (1 ч)    
26—27. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета   Восприятие пейзажей А. Саврасова, К. Айва зовского, К. Юона, Н. Рериха, про- изведений народного мастера М. Чижова из Федоскина. Основные содержательные линии. Ис- пользование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве.   Творческое задание на подбор тёплых или холодных оттенков цвета. Материалы: кисть, акварель, бумага. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.

Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные.

Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников.

Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п. ). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

 

Рисунок одинаковых изображений (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п. ) в теплой и холодной гамме (2 ч)  
28. Красуйся красота по цветам лазоре- вым. Цвет и оттенки   Восприятие красоты весенней природы в натуре и произведениях художников-жи- вописцев Б. Домашникова, А. Токарева, на- родного мастера Ю. Ваванова из Мстёры. Основные содержательные линии. Наблю- дение природы и природных явлений, раз- личение их характера и эмоциональных со- стояний. Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных обра- зов природы. Смешение цветов. Эмоциональ- ные возможности цвета. Диалог об искусстве. Особенности переда- чи с помощью цветов и их оттенков восхи- щения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета. Творческое задание с использованием при- ёмов смешения красок с белой гуашью. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и от тенки.

Объяснять, что и с помощью каких художественных

приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция.

Объяснять смысл понятий цвет, оттенки.

Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники в создании реалистического и декоративного образа природы.

Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную

композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место

расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью.

Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

 

Рисунок по памяти, по представлению «Пейзаж с весенними цветами или натюрморт «Весенние цветы» ( с натуры) (1 ч)  
29. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи   Восприятие реальной природы, пейзажей художников-живописцев XIX—XX вв. А. Ва- сильева, И. Левитана, К. Юона, Г. Нисско- го, М. Сарьяна, А. Пластова. Основные содержательные линии. Пейза- жи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к приро- де в произведениях авторов — представи- телей разных культур, народов, стран. Диалог об искусстве. Образ Родины в жи- вописных пейзажах художников. Продолжение знакомства с разными ви- дами искусства в залах музеев. Творческое задание с использованием впе- чатлений от наблюдений реальной приро- ды. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре России. Изовикторина. Задания контрольного, творческого и по- искового характера  

Рассматривать произведения художников-пейзажи-

стов, отобразивших природу разных географических широт России.

 Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны.

Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников.

Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи.

Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна

родная? » в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года.

Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

 

Рисунок «Какого цвета страна родная? » (пейзаж) (1 ч)  
30-33 Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты   Восприятие произведений художников- живописцев (пейзажи И. Шишкина, К. Бри- това, натюрморты Е. Жукова, С. Куприя- нова, сюжетная картина А. Дейнеки). Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознако- мились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов. Творческое задание: презентация проекта с использованием работ учащихся, создан- ных в третьей и четвёртой четвертях. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага-ватман, фломастеры, цветные каран- даши, пластилин. Советы мастера. Подведение итогов. Резерв времени — 3 ч  

Характеризовать произведения живописи разных

жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них.

Участвовать в обсуждении содержания произведений искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, опреде-

лять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение третьей и четвёртой четвертей, анализировать их.

 

Участвовать в коллективной работе над проектами

«Город мастеров».

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче:

_ создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов;

_ составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков;

_ составить композицию-панно «Весенний букет» из

работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками

в группе флористов;

_ составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов;

_ составить композицию «Краса ненаглядная» из лучших работ, отражающих красоту женских народных костюмов, в группе дизайнеров народного костюма;

_ изготовить декоративные деревья по технологиче-

ской карте и украсить их дымковскими узорами в группе дизайнеров ландшафта;

_ конструировать киоски для ярмарки по технологи-

ческой карте в группе архитекторов и строителей.

Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к работе в коллективе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Оценивать выполненную работу

 

Защита проекта в творческой группе (3 ч)  
               


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.