Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интересные факты



  • Слово каприччио в дословном переводе с итальянского языка означающее каприз или прихоть, весьма часто встречается в музыкальной терминологии. Обычно композиторы так называют свои сочинения, которые не скованны границами формы и по характеру весьма причудливы. Наиболее известны «Каприччио» таких выдающихся маэстро как Феликс Мендельсон («Каприччио для фортепиано с оркестром»), Михаил Глинка («Каприччио на тему арагонской хоты»), Николай Римский-Корсаков («Испанское каприччио»), Игорь Стравинский («Каприччио для фортепиано с оркестром»).
  • Пётр Ильич любил посвящать свои произведения тем людям, которых особенно почитал и уважал. На «Итальянском каприччио» он сделал почётную надпись с именем Карла Юльевича Давыдова – талантливого русского композитора, виолончелиста и замечательного организатора, с 1876 по 1887 год возглавлявшего Санкт-Петербургскую консерваторию.
  • Впечатления от поездки в Италию у Петра Ильича Чайковского были настолько велики, что он в своей музыке хотел всё это отобразить до мельчайших подробностей. Например, фанфарный сигнал, с которого начинается «Каприччио», ежедневно по вечерам раздавался из кирасирских казарм, располагавшихся в непосредственной близости от того отеля, где во время своего путешествия останавливался композитор.
  • Первое исполнение «Итальянского каприччио», состоявшееся в декабре 1880 года публикой было встречено восторженно. Однако из статей, которые критики опубликовали после премьеры, композитор узнал, что его новое сочинение не имеет никакой художественной ценности, и оно больше подходит для садовых концертов.
  • Яркая музыка «Итальянского каприччио» не могла не прельстить балетмейстеров. В 1945 году талантливая балерина и хореограф Ольга Генриховна Иордан на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета, который в нынешнее время называется Михайловским, успешно поставила одноактный балет на музыку этого произведения Петра Ильича Чайковского.

Содержание

Уже изначально Пётр Ильич замыслил написать «Итальянское каприччио» в виде фантазии - одночастного произведения не скованного рамками формы. Его строение должно было быть основано на принципе непрерывного продолжения, или иначе говоря - сквозного развития. Для этого композитор использовал шесть разнохарактерных тем, которые непринуждённо сменяют друг друга.

Интродукция композиции начинается с призывного фанфарного мотива, звучащего в исполнении труб, затем поддерживаемого сочным звучанием всех духовых инструментов. Следующая далее лирическая тема имеет немного скорбный характер. Распеваемая под аккомпанемент ярких аккордов группы медных инструментов и фагота, она впоследствии получает динамичное развитие, становится чрезвычайно взволнованной и в момент кульминации раздела непринуждённо подводит к торжествующе звучащему фанфарному мотиву.

Центральная часть «Каприччио» начинается с выразительной и нежной мелодии, которую очень красиво напевают в терцию два гобоя, на фоне отрывистого аккомпанемента виолончелей и контрабасов. Затем мотив, мягко перехватываемый сначала трубами, а затем скрипками активно развивается и подводит к яркой кульминации. После неё сразу появляется новая темпераментная грациозно-полётная тема, сопровождаемая бойким аккомпанементом струнных, который они исполняют необычным штрихом, называемым «Saltando». Далее кратковременно возвращается ранее звучащая лирическая тема, которая ненавязчиво подготавливает появление лёгкой и жизнерадостной тарантеллы. Возникает картина весёлого народного праздника, красочного карнавала. Активное развитие музыкально материала подводит к кульминации всего произведения, где вновь появляется тема исполняемая гобоями. Однако теперь, сопровождаемая ударными инструментами, она звучит мощно и торжественно.

 

   

 

 

Пётр Ильич Чайковский в рейтинге классических композиторов в нынешнее время занимает самоё высокое место. Его произведения пользуются большой популярностью по всему миру и часто звучат на концертных площадках, с телевизионных экранов и на радиоволнах. «Итальянское каприччио» одно из таких сочинений. Пусть и не самое достойное среди творений великого маэстро, но оно своей оригинальностью и блеском обвораживает слушателей и поэтому неизменно входит в репертуар многих знаменитых оркестров Мира.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.