Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Демон сидящий»



«Пан»

Пан – античный бог. Отец Пана Гермес, был богом скотоводства, покровителем пастухов. Он первым стал требовать от людей огненных жертв, научив высекать огонь на алтаре. Кроме того, Гермес сопровождал души умерших в ад, где шел праведный суд над грешниками.

Но Гермес ко всему был еще плутом, Однажды он украл у Аполлона стадо коров, а потом, когда Аполлон изобрел сладкозвучную лиру, выменял у него лиру на это стадо.

Матерью Пана была нимфа Дриопа – дева из многочисленного семейства божеств.

Святилища нимф, находилось в гротах, лесах пещерах…  И хотя места их обитания были вдали от Олимпа, от верховных богов, нимфы часто посещали его.

Нимфы вели беспечную жизнь: пели, водили хороводы, играли. Умели предсказывать будущее, исцелять раны и вдохновлять поэтов. Умирали нимфы вместе с деревом ручьем, полем, озером, цветком… - с которым они родились и жили единой жизнью.

Когда у красавицы Дриопы родился сын – волосатый с козлиными ногами и рожками на голове, она пришла в ужас, она бросила ребенка! Да и какая мать вынесла такое чудище: кроме копыт и рожек, у младенца был еще хвост, кривой нос и козлиная борода! Но отец – Гермес - подхватил ребенка и унес на Олимп. Мальчик был очень смешон и видом своим понравился богам. К тому же он оказался веселым, и ему дали имя Пан – «понравившийся всем».

Пан стал, как и его отец, покровителем пастухов. Однако Пан был легкомысленным богом, он не столько следил за своими подопечными, сколько веселился с нимфами. Но когда ему хотелось побыть наедине, и тех, кто нарушал его покой, он наказывал, нагоняя внезапный и сильный страх. Случилось, что пан влюбился в нимфу Сирингу. Он буквально преследовал красавицу своей любовью! Бедная Сиринга от его домогательств кинулась в реку, став тростником. В скорби Пан вырезал из тростника свирель и так нежно играл на ней, что музыка казалось лилась с самого неба…

Бобылем Пан не остался, женился. Но это уже так, чтобы род продлить… А любовь – навсегда канула в реку вместе с Сирингой.

На картине Врубеля Пан изображен в тот момент, когда уже поиграл на своей дудке, и задумался о житье-бытье. Любил ведь! Зачем Сиринга тростником стала? Зачем так обошлась с ним? Жили бы в мире и согласии – оба веселые. Что же, что он внешностью не вышел, сердце – то у него хорошее. Эх, нимфа, нимфа! Ничего ты не поняла!

Михаил Александрович изобразил пана по-своему. Это скорее русский леший с круглой физиономией и васильковыми безмятежными глазами: хитрец и лукавец. Добродушные глаза Пана вопросительно глядят на мир.

Древний, как природа, причудливый… И лес вокруг таинственный, предвечерний, когда рождаются образы, и видения самые разные – то светлые, грустно – нежные, то пугающие, настораживающие.

В «Пана» Врубель вложил и много своего. Как и Пан, он был страстно влюблен. Но та, которую он любил, не любила его. Нет, скорее любила, но многое мешало ее пониманию Михаила Александровича. Он очень страдал от невозможности объяснить ей это мешающее.

 Русская общественность «Пана» не поняла. Картину окружили пошлыми смешками. Михаил Александрович держался стоически:

- Ваше отрицание меня дает мне веру в себя.

Знаменитый «Пан» был куплен всего за 200 рублей – цена ужина в столичной ресторане. А немногим позже предприимчивый владелец продал его в Третьяковку за 5000 рублей!

 

 

«Демон сидящий»

«Именно в черном воздухе ада, - говорил Александр Болк, - находился художник, прозревающий иные миры… Проклятую песенную легенду создал о Демоне Лермонтов, слетевший в пропасть к подошве Машука, сраженный свинцом…» Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, расплатившись преждевременной смертью.

Лермонтовым и Врубелем владело одно:

Устал я видеть честь поверженной во прах,

Заслугу в рубище, свободу искаженной,

И бедность с шутовской усмешкой на губах…

Опальных мудрецов, носящих скорбь в тиши, -

Высокий дар небес, осмеянный слепцами,

И силу, мертвую от немощей души,

Искусство робкое пред деспотизмом власти,

Бездумья жалкого надменное чело,

Разнузданную ложь, разнузданные страсти

И Благо пленником у властелина Зло.

 

Одиночество, неустанная борьба с миром равнодушных людей, но… необъятное воображение создавало трагический образ, несущий «весть о том, что сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото».

Демон – мятежный ангел. За своенравие Господь изгнал его из рая. Мятежный дух Демона познал тайны мироздания и достиг абсолютной свободы – полный независимости ни от кого и ни от чего. Но… наступил момент, и он задумался: во имя чего достигалось все это? Ему ничего не надо, он одинаково презирает добро и зло, равнодушен к земле и небу.

С тех пор отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта.

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой…

Но вот случилось, что Демон полюбил! Грузинскую княжну Тамару. Его душа открылась для добра, для новой жизни, и он поверил, что любовь сможет сделать его безгрешным!

Увы, любовь его принесла Тамаре смерть. И даже на кладбище, когда Демон хотел овладеть душой девушки, его опередил посланец рая.

Передовые круги русского общества высоко оценили лермонтовского «Демона». Даже простые мастеровые, прочитав поэму, восклицали:

- Удивительно! Человек заставил черта пожалеть!

 

Предвидело ли пророческое сердце Лермонтова, что найдется другое сердце, которое поймет его? На картине «Демон сидящий» далекая золотая заря, за колючими скалами. В багрово-сизом небе расцветают чудо - кристаллы неведомых цветов. Отблески заката мерцают в глазах молодого гиганта. Демон сидит задумавшись. Он познал много, отвергнул еще больше. Одинокий, в себе, и некуда приткнуть голову. Ни непомерные по мощи объемы торса, ни вздутые в страшном напряжении мышцы рук, ни саженный разлет плеч – ничто не может скрыть бессилия и тоски юного титана.

Эта картина не имеет аналогов во всей мировой истории живописи по странным сочетаниям холодных и теплых колеров, напоминающих самородки. Тлеющие багровые рдяные, фиолетовые, пурпурно-золотые тона как будто рисуют рождение какого – то планетарно нового мира. Эта грандиозная мистерия цвета ошеломляет зрителя величием содеянного.

Вслед за «Демоном сидящим» Врубель пишет «Демона летящего». Распростерты крылья. Лицо запрокинуто. В этом Демоне – суровая решимость продолжать борьбу. Демон все так же прекрасен, но все в нем заострено, он ждет конца своих страданий, торжества поруганной правды!

Спустя три года появляется «Демон поверженный». Разбилось о скалы юное тело. Глаза горят дикой злобой, руки в страданиях сомкнулись над головой.

Врубель создавал своих «Демонов» в страшных муках. Писал неистово, целыми днями, забывая про отдых. Он напитал свои картины всей силой гнева против мира, где Высокий дар осмеивается слепцами, Заслуга в рубище, где Благо пленником у властелина Зла!

Сорок раз переписывал голову падшего ангела. Не счесть количества эскизов, зарисовок, набросков. Врубель был одержим своей идеей! И его тонкая ранимая душа не выдержала, надломилась.

Психиатрическая больница. Редкие вспышки сознания, когда он бежал к своей картине, подправляя, переделывая. Но такое становилось все реже, жизнь художника угасла.

Искусство Врубеля, совершенно новое, непонятное большинству его современников, принесшее ему столько страданий, все-таки пробило дорогу к людским сердцам. Врубель был признан самым большим лириком 19 века!

Но случилось это уже после смерти Михаила Александровича.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.