Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





II часть.. III часть.



II часть.

       Драматургически сложнее. Кроме развития основных образов, наряду с экспозицией новых действующих лиц (Далила, Харафа), здесь происходит столкновение героев, их борьба, поэтому кроме сольных номеров и хоров – 2 дуэта.

Ария Михи с хором Es dur «Ты услышь меня господь» - молитва, то просветлённая, то скорбная, неизменно строгая связывает части оратории (надежда израильтян на скорое избавление).

Ария Далилы (h moll) – музыкальная характеристика героини обворожительной и коварной. Капризная изменчивость в сочетании с танцевальностью. Музыка арии разворачивается медленно. В ней важна не динамика, а выразительность каждого элемента.

Дуэт Самсона и Далилы – эпизод, воплощающий действие. Самсон отвергает её, гонит прочь, в музыке выражены чувства, охватившие героев.

Ария Харафы (B dur). Хвастливая речь «героя», бежавшего от Самсона, насмехающегося над ним. Фанфарные попевки, скачки сближают с музыкой хора филистимлян. Приплясывающие попевки в сочетании с маршевым ритмом создают пародийный эффект.

Далее следует дуэт-ссора Самсона и Харафы, хоры израильтян и филистимлян противопоставлены друг другу (полифоничская фактура и быстрый марш).

 Завершает часть двойной хор «Крепок на вечном троне». Победители и побеждённые произносят торжественно-гимнический напев, вкладывая в него смысл: одни – радость победы, другие – надежду на освобождение.

III часть.

Драматизм. Конфликт обостряется. Речитатив Харафы, требующий, чтобы Самсон явился на праздник в честь бога Дагона, гневный ответ Спмсона, реплики Михи сменяются Драматическим хором израильтян «В громе небесном великий бог явись! » Приёмы хоральности, хоровой декламации. Оркестровая партия насыщена остропунктирным ритмом.

Речитатив Самсона, Михи и Хараыф – вершина сцены. Самсон принимает героическое решение. Мелодия патетического характера, а в оркестре беспокойство, ритмы предыдущего хора. Речитатив связан с арией Самсона (B dur) – предсмертным словом героя. Ясность и чистота духа. Светлый мажор, мелодия широкого дыхания, перекличка попевки инструментального склада (голос – оркестр), она напоминает свирельный наигрыш. Голоса природы вплетаются в музыку глубоких раздумий. Ария написана в старинной двухчастной форме. Цезура разделяет части (голос – оркестр), нет ярких кульминаций. Заключение перекликается с оркестровым вступлением. Ария – рубеж в развитии действия, далее праздник филистимлян.

Его открывает ария Далилы (e moll) – энергия, страсть. Это дочь народа-победителя. Мелодия размашистая, броская, все фразы завершены каденцией. Мысль выражена чеканно с абсолютной категоричностью. Высокий регистр, G dur, распевы передают приподнятость духа. За арией следует хор на материале арии – это не фон для создания портрета героини, а вершина в выражении торжества филистимлян.

Сцена разрушения храма – оркестровый эпизод, заменяющий сценическое действие. Мелодия струнных обрушивается лавиной звуков, хроматизмы создают ощущение ужаса и смятения. Хор филистимлян развивает эту тему. Она проходит в оркестре, реплики хора, возгласы передают крики гибнущих филистимлян. Гендель снова объединяет соседние номера, стремясь к непрерывности развития и преодолению раздробленности номеров в наиболее драматических моментах оратории. Это развязка драмы, все остальные номера звучат как послесловие памяти героя. Настроение скорби преодолевается. На смену приходит радость, торжество победы.

Ария Михи переходит в хор (f moll). Оплакивание героя, никнущие интонации, затем Es dur и ход вверх по звукам тоники (черты героики).

Траурный марш С dur. Сплав скорби и мужества, но волевое начало преобладает. Прославление подвига. Марш становится гимном в честь героя. Жанр траурного марша передаёт тяжёлая поступь аккордов, «затруднительное» восхождение мелодии и соскальзывание вниз, интонации вздоха. Форма – развёрнутый период с чёткой структурой. Игра тональных тяготений завершается утверждением тоники. Создаётся образ внутренне напряжённый и глубокий.

Настроение радости и торжества вытесняет скорбь и сумрак. Ораторию завершает два хора. Заключительный – победный гимн в D dur. Подвижные, виртуозные распевы близки хору филистимлян. Гармонии радостные, трубные сигналы, широкие разливы мелодических волн, величаво-торжественная каденция в замедленном темпе наполняет музыку праздничностью, светом.

Оратория сочетает драматизм и фресковую монументальность. Две линии музыкально-драматического развития, связанные с характеристикой враждующих народов. Одна линия «восходящего», другая – «нисходящего» движения. По мере приближения развязки образы израильтян вбирают в себя черты, присущие филистимлянам. Большую роль играет тональный план, отражающий развитие сюжета. Музыка израильтян – от a moll к B dur, F dur. В I-й части предвещает оптимистическую разрядку драмы заключительный хор в D dur (двойной в конце II части). В III части от бемольных тональностей к D dur.

Библейская легенда прозвучала как гимн свободолюбию и героизму.    

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.