Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Г. Ф. Гендель. Оратория «Самсон».



         Г. Ф. Гендель (1650 – 1759) вошёл в историю как создатель монументального вокально-инструментального жанра – оратории, концерта для органа с оркестром, пленэрных жанров (музыки, исполняющейся на открытом воздухе). Он автор более 40 опер, множества инструментальных произведений.       

«Самсон» – 3-х частная героическая оратория на библейский сюжет (1742 г., две редакции). О событиях повествуют их участники. Легендарный воин израильтян Самсон обладает недюжинной силой, заключённой в его волосах. Жена филистимлянка Далила отрезает спящему Самсону волосы. Его заковывают в цепи, выкалывают глаза и бросают в тюрьму. Израильский народ, порабощённый филистимлянами, обращается к богу за заступничеством. Во время праздника филистимлян в честь бога Дагона к Самсону возвращается его богатырская сила, он сокрушает стены храма и гибнет вместе с врагами.

Драматургия оратории строится на противопоставлении 2-х враждующих народов и их представителей: израильский народ, Самсон, его отец Маноа, друг Миха. С другой стороны – филистимляне, Далила, предатель Харафа. Последовательное сюжетное развитие подчинено законам драмы. Экспозиция главных героев в I части, включение новых действующих лиц и обострение конфликта во II-й, движение к кульминации и развязка в III-й. В ариях и речитативах выражены душевные свойства героев, в хорах – коллективная характеристика двух народов: победителей-филистимлян и побеждённых израильтян. В их конфликтом противопоставлении раскрывается идея свободолюбия и героической борьбы. Хоры придают черты монументального величия, мощи.

Увертюра по принципу французских увертюр тематически не связана с ораторией, передаёт настроение произведения, состоит из 3-х разделов. I-й – пунктирный ритм, мажорный лад, аккордовая фактура передают черты торжественной, величавой музыки (G dur). II-й раздел увертюры контрастирует быстрым движением, полифоническим развитием темы победного, ликующего характера в духе военной музыки XVIII века. Эти мелодии сложились в операх-сериа. Развитие темы представляет собой 3-х частную фугу, полифоническую ткань прорезают аккордовые восклицания. III-й раздел – менуэт, дань традиции, иногда опускается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.