Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект тематического родительского собрания



Конспект тематического родительского собрания

Тема: «Занимательная математика»

 

Цель: познакомить родителей с процессом формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Участники: родители, воспитатели.

Повестка дня:

1. Организационный этап (приветствие родителей, ознакомление с темой и планом родительского собрания, заполнение листа регистрации).

2. Консультация воспитателя: «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет и основные направления ФЭМП».

3. Консультация воспитателя «Иры и пособия для формирования элементарных математических представлений у детей 3 лет».

4. Заключительный этап (подведение итогов, вручение памяток с рекомендациями, отзывы родителей).

Ход собрания:

1. Организационный момент

Воспитатель Кононова О. Ю.: Уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на нашем собрании, которое посвящено формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Мы познакомим вас с возрастными особенностями развития детей 3 года жизни, с основными направлениями ФЭМП в детском саду, с различными развивающими пособиями, игрушками, играми и со способами развития речи через математические игры.

2. Консультация воспитателя: «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет и основные направления ФЭМП»

Воспитатель Шледовец М. П.: Придя в этот мир, ребенок ведет себя как великий исследователь. Каждый день он узнает что-то новое, раннее недоступное становится близким и понятным. Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок. Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме, цвете, сравнении. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только.

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие и художественно – эстетическое. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников. Изучение математики способствует также развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

С 1 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 10 минут, по подгруппам). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п. ). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами.

Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по размеру, длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур.

На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей.

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно простые действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.

На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаемся индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.

Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

3. Консультация воспитателя «Иры и пособия для формирования элементарных математических представлений у детей 3 лет»

Воспитатель Кононова О. Ю.: В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство – игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых условиях, дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, т. е. несет интерес ребенка и к играм, и к обучению. Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предлагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занимающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.

Организация разнообразных математических игр, в которые мы предлагаем поиграть родителям: игры вкладыши, нанизывание бусин по цвету или по форме, «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», различные виды строительного материала, , «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало».

Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры с математическим содержанием, помните три правила.

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 2 минуты вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру. И вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.

Развитие речи – это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами, и словосочетаний. А специфическая особенность математики заключается в преобладании таких частей речи, как числительные, прилагательные, наречия, предлоги, которые в обыденном речевом общении детей используются редко и не всегда точно.

Поэтому мы предлагаем, в процессе развития математических представлений и речи использовать словесные игры и упражнения.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно объяснить.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Это игры, которые вы проводите на непосредственно образовательной деятельности по математике на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Когда даете новую информацию, или на закрепление полученной ранее информации. Так же в совместной, индивидуальной деятельности, или даже на прогулках, в повседневных видах детской деятельности, и в познавательно-игровой деятельности. Словесные игры с математическим содержанием помогают детям:

· в знании терминов и понимании и символов изучаемых математических объектов и отношений между ними;

· в умении использовать термины и символы математических понятий в математической речи;

· в осознании законов построения и структуры выражений математического языка, конструирования математических предложений;

· в понимании логической структуры определения понятий, алгоритма решения задач;

· в умении сравнивать объекты по указанному признаку, выделять существенные признаки для их сравнения;

· в умении проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному признаку;

· в умении формулировать, противоположное значение;

· в умении логически правильно обосновывать свой ответ.

Это такие игры как: «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находиться? », «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало? », «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний».

Еще нам бы хотелось сказать про речь родителя, которая должна соответствовать некоторым требованиям:

- полная ясность, соответствие речевой динамики возрастным особенностям;

-научность, логическая обоснованность рассуждений;

-соблюдение правил этимологии и синтаксиса (правильное употребление падежей, союзов, );

- литературность (живость, образность изложения);

- четкость, лаконичность.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.