Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е.В. ГОРЕНБЕЙН,. Рис. 6. Блок питания электродвигателей стенда-тренажера 20,



Е. В. ГОРЕНБЕЙН,

ведущий инженер ОАО «НИИАС»,

Л. И. СТРЯПКИН, студент МИИТа

 

 Принципы работы автоматической локомотивной сигнализациинепрерывного типа (АЛСН) и механического скорос­темера ЗСЛ-2М с контролем скорости движения, как показы­вает практика преподавания предметов «Приборы безопасно­сти» и «Автотормоза», из-за наличия сложных путевых и локо­мотивных устройств, разнесенных в пространстве и времени, недостаточно понятны для восприятия. Чтобы повысить каче­ство обучения групп машинистов электровозов по данным предметам, в Омской технической школе спроектировали, из­готовили и установили в кабинете «Автотормоза и приборы безопасности» действующий стенд-тренажер «АЛСН с контро­лем скорости движения» (рис. 1).

Стенд-тренажер состоит из путевых и локомотивных устройств АЛСН, дополненных макетом тележки локомотива. Все составные части стенда — действующие натурные образцы, применяемые в устройствах СЦБ и на тяговом подвижном составе. Электри­ческие монтажные схемы составных частей применены типовые. Для электропитания оборудования стенда-тренажера использу­ется осветительная сеть 220 В с подключением потребителей через понижающие трансформаторы и выпрямители.

Путевые устройства АЛСН стенда-тренажера содержат:

■ действующую сигнальную точку автоблокировки, состоящую из макета релейного шкафа и трехзначной светофорной голов­ки, подвешенной к стене кабинета уголковыми кронштейнами на анкерных болтах (патроны электрических ламп светофорной го ловки соединены с аппаратами макета релейного шкафа мно­гожильным кабелем, проложенным в кабельном канале);

■ макет участка железнодорожного пути, который уложен на полу кабинета в угловой панели, с рельсовой цепью (шлейфом) для пропуска кодового тока АЛСН.

Макет релейного шкафа сигнальной точки автоблокировки представляет собой сваренную из уголков 30x30 мм и закрытую оргстеклом стойку с тремя полками из плиты ДСП для установ­ки приборов (рис. 2). Стойка макета релейного шкафа установ­лена на полу кабинета рядом с угловой панелью (на которой раз­мещена основная часть путевых и локомотивных устройств) и соединена кабелем с монтажной схемой стенда-тренажера.

В стойке макета релейного шкафа установлены:

♦ кодовый путевой трансмиттер КПТШ (нерабочий вследствие
износа контактных шайб, при исправном работающем двигателе
использован как действующий макет);

• бесконтактный кодовый путевой трансмиттер БКПТ (выра­батывает кодовый сигнальный ток для работы устройств АЛСН стенда-тренажера);

♦ сигнальное реле ТШ;

♦ питающий трансформатор СТ-6.

В комплект локомотивных устройств АЛСН стенда-тренажера входят:

► приемная катушка для приема кодов АЛСН с пути (исполь­зуется приемная катушка прибора КЛУБ-У);

► усилитель кодов УК-25/50МУ-3 (без кожуха);

► дешифратор кодов ДКСВ-УЗ (без кожуха);

► локомотивный светофор (типа С2-5м);

► рукоятка бдительности РБ (типа РБ-80);

► кнопка включения белого огня ВК (типа РБ-80);

► локомотивный скоростемер ЗСЛ-2М.

Кодовые сигналы, вырабатываемые кодовым путевым транс­миттером КПТШ или БКПТ, через сигнальное реле ТШ подаются в рельсовую цепь (шлейф) макета участка железнодорожного пути в соответствии с показаниями светсфорной головки сиг­нальной точки автоблокировки. Кодовые сигналы принимаются из рельсовой цепи железнодорожного пути локомотивными при­емными катушками. Далее сигналы усиливаются и дешифруют­ся локомотивными устройствами АЛСН, управляющими работой локомотивного светофора и электропневматического клапана автостопа ЭПК-150 (с контролем скорости движения от скорос­темера ЗСЛ-2М).

Для имитации вращения колесной пары локомотива и движе­ния поезда применен электромеханический привод скоростемера ЗСЛ-2М от электродвигателя П1Ш мощностью 0, 5 кВт. Враща­ющий момент передается через имеющиеся на электровозе чер­вячный редуктор и соединительную муфту. В зависимости от показаний путевого светофора и скорости, показываемой скоро­стемером ЗСЛ-2М (в соответствии с величиной напряжения на зажимах электродвигателя П11М), которые задаются преподава­телем с пульта управления стенда-тренажера, в автоматическом режиме работает локомотивный светофор. При этом одновре­менно контролируется скорость движения с использованием электропневматического клапана автостопа ЭПК-150 согласно ал­горитму работы устройств АЛСН.

Угловая панель стенда-тренажера имеет размеры 1500x1000x600 мм и установлена в углу кабинета. Панель пред­ставляет собой раму-каркас, которая сварена из стальных угол­ков 30x30 мм и обшита древесно-стружечной плитой ДСП с пле­ночным покрытием (кроме тыльной стороны от стены кабинета, где плита ДСП отсутствует). Верхняя часть угловой панели об­разует три полки, расположенные уступом. На нижней полке па­нели с левой стороны (ближе к центру) установлена опорная пли­та — кронштейн со скоростемером ЗСЛ-2М (рис. 3). Опорная плита-кронштейн к раме-каркасу и скоростемер ЗСЛ-2М к опорную соединительную муфту специальной конструкции (она изготовлена отдельно) и червяч­ный редуктор на вал привода. Таким образом имитируется ра­бота тягового двигателя электровоза, приводящего во вращение 1-ю или 8-ю колесную пару.

На раме-каркасе также располагается второй электродвига­тель П11М со специальной соединительной муфтой, типовым уг­ловым редуктором с электровоза (для передачи вращения от оси колесной пары к валу скоростемера), датчиком пути и скорости ДПС-У-05. Датчик обеспечивает подачу сигнала по угловой ско­рости вращения оси 2-й или 7-й колесной пары в блок управле­ния электронного скоростемера КПД-3 и в аппаратуру САУТ-Ц. К раме-каркасу снизу прикреплен дополнительный уголок, на котором установлена еще одна приемная катушка.

Второй двигатель П11М в сборе с соединительной муфтой, уг­ловым редуктором, датчиком пути и скорости испытаны, отрегу­лированы для работы в комплексе электронного скоростемера КПД-3. В настоящее время осуществляется монтаж остального оборудования этого скоростемера. Когда монтаж, пуск и налад­ка завершатся, электронный скоростемер КПД-3 будет введен в действие согласно алгоритму работы стенда-тренажера АЛСН. Далее планируется монтаж системы безопасности САУТ-Ц.

Пространство под нижней полкой угловой панели с лицевой стороны стенда-тренажера закрыто листом ДВП (обтянутым пленкой ПВХ) до кронштейнов крепления приемных катушек. Лист ДВП установлен по плоскости разъема червячного редуктора (с соединительной муфтой привода механического скоростемера ЗСЛ-2М), датчика пути и скорости ДПС-У-05 электронного ско­ростемера КПД-3 с рамой-каркасом стенда-тренажера.

Усилитель (рис. 4) и дешифратор (рис. 5) АЛСН установлены на нижней полке угловой панели справа рядом друг с другом на амортизационной панели общего ящика АЛСН. Для удобства де­монстрации работы усилителя и дешифратора амортизационная панель разрезана «болгаркой» (посредине вдоль длинной сторо­ны) на две части. Каждая часть используется отдельно для креп­ления усилителя и дешифратора. Кронштейн блока электроли­тических конденсаторов по условиям удобства монтажа схемы приварен к амортизационной панели дешифратора.

Рис. 6. Блок питания электродвигателей стенда-тренажера 20,


На раме-каркасе по уровню нижней полки угловой панели слева в углу размещен блок питания электродвигателей П11М стенда-тренажера (заводского изготовления типа ВСА-5ку-80-8 УЗ выходной мощностью 6, 4 кВт). Блок состоит из понижающе­го трансформатора и тиристорного выпрямителя с питанием от осветительной сети 220 В (рис. 6).

Чтобы обеспечить приток воздуха к вентилятору охлаждения понижающего трансформатора и тиристорного выпрямителя, в левой стенке угловой панели вырезано отверстие соответству­ющего размера, закрываемое декоративной пластмассовой вен­тиляционной решеткой. Электродвигатели подключены к блоку питания через автомат защиты номиналом 10 А.

На пульте управления стенда-тренажера установлен раздели­тельный пакетный переключатель, с помощью которого собира­ются отдельные цепи питания электродвигателей П11М. Этим ис­ключается одновременная работа механического скоростемера ЗСЛ-2М и электронного КПД-3 (САУТ-Ц). Количество оборотов вала электродвигателя П11М, определяющее скорость вращения вала скоростемера или вала датчика пути и скорости (и, соответ­ственно, показываемую скорость движения поезда или сигнал по угловой скорости вращения) регулируется устройством плавно­го тиристорного регулирования напряжения на зажимах питания электродвигателей.

Блок питания имеет встроенную быстродействующую тирис-торную защиту и автомат защиты номиналом 20 А на передней панели. В соответствии с инструкцией завода-изготовителя блок питания типа ВСА-5ку-80-8 УЗ необходимо использовать с бал­ластным резистором, подключаемым к выходным зажимам парал­лельно цепям питания электродвигателей П11М (чтобы не допу­стить работу тиристорного выпрямителя без нагрузки).

В качестве балластного резистора используется осветитель­ная лампа на 220 В в патроне. Мощность осветительной лампы подбирается опытным путем (должен быть слабый накал нити красного цвета). Патрон с лампой размещены внутри стенда-тренажера. Между блоком питания и усилителем АЛСН (за ско­ростемером ЗСЛ-2М) по вертикальной плоскости от нижней пол­ки до средней установлен лист ДСП. Стыки между панелями ДСП на угловой панели стенда-тренажера окантованы клеящей лен­той под цвет панелей.

В ходе испытаний и в процессе работы со стендом-тренаже­ром было выявлено, что при тиристорном регулировании затруд­нен плавный пуск электродвигателя П11М привода скоростеме­ра ЗСЛ-2М в режиме трогания с места. Также нестабильно под­держивается скорость движения по скоростемеру (или число оборотов двигателя) в интервале от 0 до 40 км/ч. При этом зача­стую срабатывает быстродействующая тиристорная защита ус­тройства ВСА-5ку-80-8 УЗ. Причиной этого являются, скорее всего, недостаточная мощность трансформатора блока питания и низ­кая его перегрузочная способность применительно к условиям использования на данном стенде-тренажере.

Пуск электродвигателя на малых углах регулирования при тири­сторном выпрямлении переменного тока, несмотря на достаточно высокий пусковой момент, затруднен из-за большого сопротивле­ния вращению. Это следствие значительного момента инерции и высоких потерь на трение в системе передачи от вала двигателя до механизма скоростемера по интервалу низких скоростей дви­жения. Поэтому для обеспечения устойчивой работы стенда-тре­нажера аналогичной конструкции в зоне пуска и низких скоростей движения желательно использовать для питания электродвигате­лей тиристорный блок питания большей выходной мощности (по­рядка 10 кВт) либо регулируемый трансформатор типа ЛАТР.

(Окончание следует)

Инж. С. А. МОСОЛ,

преподаватель Омской технической школы Западно-Сибирской дороги

 

 


 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.