Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лев Николаевич Толстой 6 страница



  (Некрасов, Чернышевский) и так называемым " бесценным триумвиратом", писателями В. П. Боткиным, А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, сторонниками " чистого искусства" (см.: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Кн. первая. 50-е годы.

  Л., 1928. С. 220-235).

   ... всё, что существует, то разумно. - Осмысление личностью этого философского положения (в истоках своих восходящего к Гегелю - см.

  предисловие к " Философии права", 1821) ложится в основание толстовской концепции жизнепониманий, получившей наиболее полное логическое освещение в трактате " Царство Божие внутри вас" (1893) и статье " Религия и нравственность" (1893). Признание этого положения, опора на него, объединяет, по мысли Толстого, два низших жизнепонимания - личное (или животное) и общественное (или языческое). Первое из них преследует цель удовлетворения воли отдельной личности, второе - воли избранной совокупности людей. Высшее (или божеское, всемирное) жизнепонимание покоится, по Толстому, на убеждении в неразумности и несовершенстве всего существующего и одновременном утверждении неизбежности движения от неразумности к разумности. Цель этого жизнепонимания - исполнение нравственного закона, вложенного в душу каждого человека. " Двигатель" жизни - бескорыстная любовь.

   ... до моей женитьбы. - До 23 сентября 1862 г., когда Толстой женился на Софье Андреевне Берс.

   ... я поехал за границу. - Первая заграничная поездка Толстого состоялась в 1857 г. Он выехал из Москвы 29 января и вернулся в Петербург 30 июля. Во время поездки посетил Францию, Швейцарию, Германию.

   Только изредка... в наше время суеверия... - Наиболее ярко это " возмущение" чувства проявилось в этот период в рассказе " Люцерн" (1857).

   ... вид смертной казни... а я своим сердцем. - 25 марта (6 апреля) 1857 г.

  в Париже Толстой присутствовал при гильотинировании убийцы. Вечером в толстовском дневнике появилась запись: " Больной встал в 7 час< ов> и поехал смотреть экзекуцию. Толстая, белая, здоровая шея и грудь. Целовал Евангелие и потом - смерть, что за бессмыслица! - Сильное и недаром прошедшее впечатление. Я не политический человек. Мораль и искусство. Я знаю, люблю и могу... Гильотина долго не давала спать и заставляла оглядываться" (ПСС.

  Т. 47. С. 121-122). О впечатлении, произведённом на него " видом" смертной казни, Толстой в тот же день писал В. П. Боткину (см.: ПСС. Т. 60. С. 167-169); позднее - в трактате " Так что же нам делать? " (1882-1886): " Тридцать лет тому назад я видел в Париже, как в присутствии тысячи зрителей отрубили голову человеку гильотиной. Я знал, что человек этот был ужасный злодей; я знал все те рассуждения, которые столько веков пишут люди, чтобы оправдать такого рода поступки <... >, но в тот момент, когда голова и тело разделились и упали в ящик, я ахнул и понял не умом, не сердцем, а всем существом моим, что все рассуждения, которые я слышал о смертной казни, есть злая чепуха, что сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, как бы они себя ни называли, убийство худший грех в мире" (ПСС. Т. 25. С. 190).

   ... смерть моего брата. - Николай Николаевич Толстой скончался 20 сентября 1860 г. в Гиере от туберкулёза. Л. Толстой писал в " Воспоминаниях": " Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек. Тургенев говорил про него очень верно, что он не имел только тех недостатков, которые нужны для того, чтобы быть писателем. Он не имел главного нужного для этого недостатка: у него не было тщеславия, ему совершенно не интересно было, что о нём думают люди. Качества же писателя, которые у него были, было прежде всего тонкое художественное чутьё, крайнее чувство меры, добродушный, весёлый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение и правдивое, высоконравственное мировоззрение, и всё это без малейшего самодовольства" (ПСС. Т. 34. С. 386).

  Потрясённый смертью брата, Толстой писал в дневнике 13 октября 1860 г.: " Скоро месяц, что Николенька умер. Страшно оторвало меня от жизни это событие... Николенькина смерть - самое сильное впечатление в моей жизни»

  (ПСС. Т. 48. С. 29-30).

   ... занятие крестьянскими школами... они хотят. - Толстой занимался педагогической деятельностью в течении 1859-1862 гг. Первая его попытка организовать школу для крестьянских детей относится, однако, ещё к 1849 г.

  Решение крестьянского вопроса рассматривалось Толстым как составная часть проблемы совершенства человеческой личности. Толстой стремился не только приобщить крестьянских детей к общечеловеческой культуре, но хотел увидеть в их общении между собой и учителем те чисто человеческие отношения, которые, по его мысли, должны порождать общность духовного мира людей разных социальных положений. Основным принципом педагогической системы Толстого было отсутствие всякого принуждения по отношению к учащимся со стороны учителя (см.: Бурсов Б. И. Лев Толстой: Идейные искания и творческий метод.

  С. 305-335).

   ... я другой раз поехал за границу... - Вторично Толстой выехал за границу 2 июля 1860 г., вернулся - 12 апреля 1861 г., побывав в Германии, Франции, Англии, Бельгии.

   ... заняв место посредника... - Толстой был назначен мировым посредником 4-го участка Крапивенского уезда Тульской губернии 16 мая 1861 г. Институт мировых посредников был введён после отмены крепостного права для разрешения спорных вопросов между помещиками и крестьянами. Исполняя посреднические обязанности, Толстой всегда вставал на сторону крестьян, чем вызвал озлобление всего крапивенского дворянства.

   ... стал учить... начал издавать. - В 1862 г. Толстой издавал журнал под названием " Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический" (No 1-12). Толстой опубликовал в нём одиннадцать статей. В центре его внимания были прежде всего две проблемы: постановка дела народного образования в разных странах и в разные эпохи; методы обучения в Яснополянской школе (см.: Купреянова Е. Н.

  Публицистика Л. Н. Толстого начала 60-х гг. (Педагогические статьи) / Яснополянский сборник. Тула, 1955. С. 85-125).

   ... поехал в степь к башкирам... - Речь идёт о поездке в Самарскую губернию на кумыс. Толстой выехал 14 мая 1862 г., вернулся - 31 июля. Около двух месяцев он жил в башкирском кочевье на Каралыке в Николаевском уезде Самарской губернии (см.: Морозов В. С. Воспоминания о Л. Н. Толстом ученика Яснополянской школы. М., 1917. С. 89-123).

   Так я жил... Зачем? ну а потом? - Первый мучительный приступ тоски был пережит Толстым вскоре после окончания " Войны и мира", в сентябре 1869 г., по дороге в Пензенскую губернию и описан впоследствии в рассказе " Записки сумасшедшего" (1884-1886). Мотивы " Исповеди" ясно ощутимы в дневнике Толстого 1870-х гг. Так, к февралю 1874 г. относится следующая дневниковая запись: " Проживя под 50 лет, я убедился, что земная жизнь ничего не даёт, и тот умный человек, который вглядится в земную жизнь серьёзно, труды, страх, упрёки, борьба - зачем? - ради сумасшествия, тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауэр прав. Но Шопенгауэр давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрелился. Вот это что-то есть задача моей книги. Чем мы живём? " (ПСС. Т. 48. С. 347). Психологически этапным в движении к " Исповеди»

  является письмо Толстого к Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г., где стягиваются в единый узел ряд важнейших проблем будущего " Вступления к ненапечатанному сочинению": " Я вам посылаю то, что я написал вроде предисловия к задуманному мною философскому сочинению. Вы увидите из этого, что из 3-х вопросов Канта [1. Что могу я знать? 2. Что должен я делать? 3.

  На что я имею право надеяться? - в " Критике чистого разума". - ред. ] меня <... > занимает только, и с детства занимал, один последний вопрос - на что мы можем надеяться? <... > Для всякого мыслящего человека все три вопроса нераздельно связаны в один - что такое моя жизнь, что я такое? Но каждому человеку инстинкт предчувствия, опыт ума - что хотите - указывает на то, какой из этих трёх замков этих дверей легче отпирается, для какого у него есть ключ, или, может быть, к какой из дверей он приткнут жизнью; но несомненно то, что достаточно отворить одну из дверей, чтобы проникнуть в то, что заключается за всеми <... > Я знаю, что это очень дерзко и может показаться странным и легкомысленным - отвечать на такой вопрос на 2-х почтовых листиках бумаги, но я имею причины, по которым считаю, что не только могу, но должен это сделать. И сделал бы это, если бы я писал не письмо вам, близкому человеку, но если бы я писал свою profession de foi, зная, что меня слушает всё человечество. Вот какие это причины... " (Там же.

  Т. 62. С. 219-220). Мотивы " Исповеди" внутренне организуют и ряд философских набросков Толстого середины 1870-х гг. - " О будущей жизни вне времени и пространства" (1875), " О душе и жизни её... " (1875), " О значении христианской религии" (1875-1876), " Определение религии - веры" (1875-1876), " Христианский катехизис" (1877).

   Жизнь моя остановилась... Если бы пришла волшебница... настоящей смерти - полного уничтожения. - ср. в письме к Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г.: " Мне 47 лет <... > Я чувствую, что для меня наступила старость. Я называю старостью то внутреннее, душевное состояние, при котором все внешние явления мира потеряли для меня свой интерес <... > Если бы пришла волшебница и спросила у меня, чего я хочу, я бы не мог выразить не одного желания. Если и есть у меня желания, как например: вывести ту породу лошадей, которых я мечтаю вывести, затравить 10 лисиц в одно поле и т. п., огромного успеха своей книге, приобрести миллион состояния, выучиться по-арабски и монгольски и т. п., то я знаю, что это - желания не настоящие, не постоянные, но что это только остатки привычек желаний и появляющиеся в дурные минуты моего душевного состояния. В те минуты, когда я имею эти желания, внутренний голос говорит уже мне, что желания эти не удовлетворят меня. Итак, я дожил до старости, до такого внутреннего душевного состояния <... >, в котором нет желаний и впереди себя не видишь ничего, кроме смерти" (Там же. Т. 62.

  С. 226).

   ... жизнь моя есть... глупая и злая шутка. - Перефразировка заключительных строк стихотворения М. Ю. Лермонтова " И скучно и грустно... " (1840):

   И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...

   Ср. в письме Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г.: "... первое испытанное мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжёлое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил над нами" (ПСС. Т. 62. С. 227). Ср. в письме к А. А. Фету от 10-15 октября 1880 г.: " Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором <... > то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и высшее благо. Такой свет мне даёт Евангелие" (Там же. Т. 63. С. 29). Мотив уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского сражения в " Войне и мире" (1863-1869): " Глупо, когда не понимаешь, мерзко, когда понимаешь всю эту шутку" (Там же. Т. 14. С. 105).

   ... придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей... - Ко времени написания " Исповеди" Толстой пережил смерть отца, Николая Ильича (1794-1837); бабушки, Пелагеи Николаевны Толстой (1762-1838); тётушек Александры Ильиничны Остен-Сакен (1797-1841), Татьяны Александровны Ергольской (1792-1874) и Пелагеи Ильиничны Юшковой (1801-1875); братьев Дмитрия и Николая; зятя Валериана Петровича Толстого (1813-1865); сыновей - Петра (1872-1873) и Николая (1874-1875).

   Давно уже рассказана восточная басня... - Притча о путнике входит в состав санскритского сборника повестей, басен и назидательных сентенций, известного под названием " Панчатантры" (Пятикнижия), относящегося предположительно к периоду между II в. до н. э. и VI в. В VI в. сборник был переведён на сирийский, позднее - на арабский язык. Арабский перевод послужил источником для распространения притчи с Востока на Запад (см.: Буслаев Ф. И. Перехожие повести // Мои досуги. М., 1886. Т. 2). Под заглавием " Притча святого Варлаама о временном сем веце" она была помещена в " Прологе" - под 19 ноября. Эта притча была широко известна и в стихотворном переложении В. А. Жуковского (" Две повести. Подарок на Новый год издателю " Москвитянина", 1844).

   И я пытаюсь сосать тот мёд... - На " сцеплении" реального ощущения " зла и бессмыслицы" жизни и условно-символического уподобления её физиологической потребности в " сладости" покоится художественное решение предсмертного внутреннего монолога Анны Карениной. Один из ведущих мотивов её монолога: " Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло" (ПСС. Т. 19. С. 347). Второй - " Всем нам хочется сладкого, вкусного" (Там же. С. 340). Соблазн " сладости»

  осознаётся как символ всеобщего смысла жизни, ведущей к человеческому разъединению.

   Ужас тьмы... - здесь: ужас смерти.

   Метафизика - (греч., буквально - после физики) - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

   ... человечество идёт к высшему благу... в чём состоят идеалы человечества... - В " Опытах" Монтеня, с которыми Толстой, познакомившись в 1860 г., не расставался до конца жизни, отмечалось, например (с прямой отсылкой на труд Цицерона " О высшем благе и высшем зле" ): " Философы ни о чём не спорят так страстно и так ожесточённо, как по поводу того, в чём состоит высшее благо человека; по подсчётам Варрона существовало двести восемьдесят восемь школ, занимавшихся этим вопросом <... > Одни говорят, что наше высшее благо состоит в добродетели; другие - что в наслаждении, третьи - в следовании природе; кто находит его в науке, кто - в отсутствии страданий, а кто в том, чтобы не поддаваться видимостям... " (Монтень М. Опыты. М., 1979.

  Кн. 2. С. 510). Самим Толстым высшее благо мыслилось как единение людей.

   ... это таинственное человечество... - Ещё в 1865 г. в наброске " О религии»

  Толстой писал: " Человечество есть одно из тех понятий, которые мы можем себе только выразить, но владеть которым мы не можем: человечество есть ничто, и потому-то, как скоро в наших мысленных формулах мы введём понятие человечества, мы точно так же, как в математике, введя бесконечно малое и великое, получаем произвольные и ложные выводы" (ПСС. Т. 7. С. 126).

  Специальное внимание этой проблеме Толстой уделяет в трактате " Царство Божие внутри вас": " Есть государство, народ, есть отвлечённое понятие: человек, но человечества, как реального понятия, нет и не может быть <... > Где предел человечества? Где оно кончается или начинается? Кончается ли человечество дикарём, идиотом, алкоголиком, сумасшедшим включительно <... > Любовь к человечеству, логически вытекая из любви к личности, не имеет смысла, потому что человечество - фикция" (ПСС. Т. 28. С. 83, 296). Ср. близкие к этому суждению высказывания А. И. Герцена в главе " Роберт Оуэн" шестой главы " Былого и дум": " Слово " человечество" препротивное: оно не выражает ничего определённого <... > Какое единство разумеется под словом " человечество"?

  Разве то, которое мы понимаем под всяким суммовым названием, вроде икры и т. п. " (Герцен А. И. Собр. Соч. М., 1957. Т. 11. С. 251; см. также: М., 1955.

  Т. 6. С. 84) и Ф. М. Достоевского в " Записной тетради" 1872-1875 гг.: " Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности" (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1980.

  Т. 21. С. 264).

   ... в истинной философии, не в той, которую Шопенгауэр называл профессорской философией... - А. Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. Имеется в виду его суждение в предисловии ко второму изданию книги " Мир как воля и представление" (1844) (см.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. А. А. Фета. СПб., [Б. д. ] Изд. 4-е.

  С. XXV-XXVIII). Касаясь сходных проблем в письме к Н. Н. Страхову 30 ноября 1875 г., Толстой подчёркивал: " Самые предметы, которыми занимается философия, - жизнь, душа, воля, разум, не подлежат рассечению, устранению известных сторон <... > При философском изложении невозможно переопределять тех понятий, из которых слагается философское знание, невозможно урезывать эти понятия, а нужно оставлять их во всей их цельности, так как это понятия, приобретаемые непосредственно, и потому невозможно из этих понятий строить цепь какой бы то ни было необходимости. Все эти понятия не подчиняются ни одному из выставленных Шопенгауэром положений о достаточном основании. Все эти понятия не подлежат логическим выводам, все они равны между собой и не имеют логической связи; и вследствие того убедительность философского учения никогда не достигается логическими выводами, а достигается только гармоничностью соединения в одно целое всех этих нелогических понятий, то есть достигается мгновенно, без выводов и доказательств <... > В подтверждение этого положения я прошу вас вспомнить недействительность философских научных теорий и действительность и силу религий не на одни грубые и невежественные умы, как вы сами знаете <... > Философия, в личном смысле, есть знание, дающее наилучшие возможные ответы на вопросы о значении человеческой жизни и смерти" (ПСС. Т. 62. С. 223-225).

   ... ответ, данный Сократом... - (ок. 470 - 399 до н. э. ) - древнегреческий философ. Приводимые ниже его суждения - свободный и сокращённый перевод двух выдержек из глав XI и XII диалога Платона " Федон". Выдержки из диалога Платона " Федон" о Сократе были включены Толстым в " Круг чтения" (1904-1908).

  Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 32-34.

   ... ответ, данный... Шопенгауэром... - Приводимая ниже выдержка - толстовский перевод части заключительного, 71-го параграфа книги Шопенгауэра " Die Welt als Wille und Vorstellung" (" Мир как воля и представление" ), прочтённой писателем в оригинале.

   ... ответ, данный... Соломоном... - Соломон (евр. - мирный, благодатный) - третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 до н. э. ), изображённый в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времён. Ему приписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.

  Ниже приведены выдержки из " Книги Екклезиаста, или Проповедника".

   Сакиа-Муни... уничтожить жизнь совсем, в корне. - Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н. э. ), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробуждённого, просветлённого, основатель буддизма, одной из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о " четырёх благородных истинах": страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершённый замысел " Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым.

  Жизнь и учение его"; позднее - для " Круга чтения" (1904-1908) им пишется статья " Будда". Издательство " Посредник" выпускает в 1911 г. книгу П. А. Буланже " Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой". См. также: Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С. 113-225.

   " И похвалил я веселье... ни знания, ни мудрости". - Приведена выдержка из ветхозаветной " Книги Екклезиаста, или Проповедника".

   ... философия, которую они называют позитивной... - Позитивизм (фр.

  positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, основанное на признании подлинным (позитивным) знанием лишь результата отдельных специальных наук и их синтетического объединения. В письме к Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г. Толстой писал: "... стоит только почитать все те книги, на обёртках которых написано " философия", для того чтобы найти во всех этих книгах именно то свойство, которое, по моим словам, чуждо философии. Это происходит, во-первых, оттого, что многие из этих книг вовсе не философия, как все позитивистические сочинения такого рода <... >, которые, ставя низко и потому неверно цель философии, с полной строгостью применяют к философии общий научный метод и вполне достигают своей цели; но по существу своей цели остаются вне философии" (ПСС. Т. 62. С. 221-222).

   Это Бог 1 и 3... - Толстой имеет в виду троичность Божества.

   ... то знание, которое, как это сделал Декарт... во всём... - Декарт Ренё (1596-1650) - французский философ и математик, представитель классического рационализма. Речь идёт о его труде " Начала философии" (1644). С этим трудом Толстой знакомится по статье Н. Н. Страхова " Об основных понятиях психологии»

  (Журнал министерства народного просвещения. 1878. No 5. С. 31-35). В письме Н. Н. Страхову от 30 ноября 1875 г. Толстой писал: "... Сознание того, что моя жизнь не может быть шутка, то сознание, из которого Декарт пришёл к доказательству существования Бога, выразил убеждение в том, что не мог Бог подшутить над нами, это сознание воспротивилось во мне, как оно воспротивится и во всяком человеке в признании бессмысленности жизни разумного существа. Сознание это заставило меня усумниться в том, что я разумно понимал смысл жизни" (ПСС. Т. 62. С. 227).

   Брамины - жреческая и с древних пор первенствующая каста в Индии.

  Ортодоксальное учение браминов ставит целью достижение конечной свободы и блаженства в зависимость от полного познания природы Божества, приобретаемого путём полного отвлечения ума от всего земного и сосредоточения его на размышлении о Божестве, что, в свою очередь, предполагает полное подавление всех чувственных стремлений путём умерщвления плоти.

   ... " обличение вещей невидимых"... - См.: Послание апостола Павла к евреям (11: 1).

   Магометанство - Магомет - устаревшая транскрипция имени Мухаммеда (570? - 632), основателя ислама (араб., букв. - покорность, предание себя воле (Бога)), одной из наиболее распространённых религий мира, почти не знающей стремления преодолеть или преобразить человеческую природу, направленной на упорядочение и освещение житейских данностей.

   ... к православным богословам нового оттенка... - Имеются в виду труды славянофилов А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина. После знакомства с работой Ю. Ф. Самарина " Два письма об основных истинах религии. По поводу сочинений Макса Мюллера: " Введение в сравнительно изучение религий" и " Опыты по истории религий" " Толстой писал Н. Н. Страхову 17-18 мая 1876 г.: " В ней хорошо доказательство, основанное на воздействии Бога на человека (хотя гегелиянское) и на важности, которую человек приписывает своей личности»

  (ПСС. Т. 62. С. 276). О впечатлении, произведённом на него богословскими трудами А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина, см. в трактатах " Исследование догматического богословия" (гл. XIII) и " Царство Божие внутри вас" (гл.

  III).

   ... к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верою в искупление - В 1874 г. в Петербурге неоднократно выступал с проповедями английский проповедник оправдания верой Гренвил Редсток. Отрицая значимость добрых дел для прощения грехов, он развивал идею о том, что грехи могут быть смыты лишь святою кровью, уже пролитой и очищающей всякого, кто принимает Христа как единого Спасителя и ходатая между Богом и человечеством. Толстой был знаком и состоял в 1876 г. в переписке с одним из последователей Редстока - гр. А. П. Бобринским, в 1871-1874 гг. - министром путей сообщения.

  Сведения о лорде Редстоке сообщила Толстому и А. А. Толстая, фрейлина двора, в письме от 28 марта 1876 г., где отмечала, что проповедник " природу человеческую вовсе не знает и даже не обращает на неё внимания" (Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой. СПб., 1911. С. 267). В седьмой части " Анны Карениной" (гл. XXI-XXII) исповедующие спасение верою изображаются в комическом виде.

   ... люди более возлюбили тьму... не обличились дела его. - См. Евангелие от Иоанна (3: 19-20).

   ... вытекало не из моего хода мыслей... но оно вытекало из сердца. - Первые сомнения Толстого в " пути мысли" относятся ещё к середине 1850-х гг. В марте 1856 г. он записывает в дневнике: " Главная моя ошибка в жизни состояла в том, что я позволял уму становиться на место чувства, и то, что совесть называла дурным, гибким умом, переводить на то, что совесть называла хорошим" (ПСС. Т. 47. С. 68). В незавершённом философском наброске начала 1860-х гг. " О характере мышления в молодости и в старости" Толстой говорит о неизбежности встречи на " пути мысли" с " непонятным, неразрешимым, необъятным" (Там же. Т. 7. С. 12). А в наброске " О религии" (1865) всё это " неразрешимое" и " непонятное" (Там же. Т. 17. С. 374, 376, 379) ставит в прямую связь с главным вопросом человечества: " Что я? Зачем я живу? Что будет после смерти? " (Там же. Т. 7. С. 124). " Путь мысли", " ход мысли" находит эстетическое осмысление в " Войне и мире" (Безухов, Болконский), в " Анне Карениной" (Левин). Чувство, " вытекающее" из сердца, Толстой называет в середине 1870-х гг. " знанием сердечным", а десятилетием позднее главным началом постижения высшей формы нравственного называет " разумение" или " разумное сознание", которое мыслится им как синтез знаний " сердечного" и " разумного" (Там же. Т. 26. С. 367; Т. 27. С. 535).

   ... я вполне был убеждён... (Кант доказал мне... что доказать этого нельзя)... - И. Кант (1724-1804) - немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии. В его труде " Критика чистого разума" (1.

  Трансцендентальное учение об элементах. Гл. III. Секции 4-6) говорится о невозможности онтологического, космологического и физико-биологического доказательства существования Бога.

   ... доводы... Шопенгауэра... - Доказательство бытия Божия рассматривается А. Шопенгауэром в работе " О четвёртом корне закона достаточного основания»

  (гл. 2 7, 8; гл. 4 20).

   ... нужно жить по-Божьи... трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым.

  - Ориентацией на самосозидающие ценности народного сознания ознаменован весь творческий путь Толстого, начиная с повести " Детство" (1852), где, выявляя источник духовного самотворчества личности, писатель утверждает в высоком нравственном содержании людей труда (бескорыстная любовь, терпение, отсутствие страха смерти). Слова " жизнь для души, по правде, по-Божьи»

  мужика Фёдора раскрывают Левину (" Анна Каренина", 1873-1877) главную особенность народного сознания: отсутствие расхождений между идеалом нравственности и практической этикой.

   Смысл этот народ черпает... в легендах, пословицах, рассказах. - Факт зависимости нравственных воззрений народа от хранимого и чтимого им " предания" подчёркивается в черновиках " Исповеди": " Я понял, что верования народа питались и питаются двумя источниками: одним - чисто христианским, выраженным в излюбленных народом местах из Евангелия, переходящих из уст в уста иногда в внешне искажённом виде, в житиях подвижников и мучеников, в легендах, пословицах, рассказах и, главное, в самом предании жизни, примером подвигов жизни людей народа" (ПСС. Т. 23. С. 508).

   ... наши русские богословские сочинения... софизма, находящегося в этом рассуждении. - В трактате " Царство Божие внутри вас" (1893) Толстой писал: " Хомяков утверждает, что церковь есть собрание людей (всех без различия - клира и паствы), соединённых любовью, что только людям, соединённым любовью, открывается истина (Возлюбим друг друга да единомыслием и т. д. ) и что таковая церковь есть церковь, во-первых, признающая Никейский символ, а во-вторых, та, которая после разделения церквей не признаёт папы и новых догматов. Но при таком определении церкви является ещё большее затруднение приравнять, как того хочет Хомяков, церковь, соединённую любовью, с церковью, признающею Никейский символ и правоту Фотия. Так что утверждение Хомякова о том, что эта соединённая любовью и, следовательно, святая церковь и есть самая, исповедуемая греческой иерархией церковь, ещё более произвольно, чем утверждение католиков и старых православных. Если допустить понятие церкви в том значении, которое даёт ему Хомяков, то есть как собрание людей, соединённых любовью и истиной, то всё, что может сказать всякий человек по отношению этого собрания, - это то, что весьма желательно быть членом такого собрания, если таковое существует, то есть быть в любви и истине; но нет никаких внешних признаков, по которым можно бы было себя или другого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так как никакое внешнее утверждение не может отвечать этому понятию" (ПСС. Т. 28.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.