Пример SWOT-анализа
Например. SWOT- анализ
На основании данных вторичных источников и экспертных заключений составляется расчетная матрица SWOT- анализа предприятия «Х» (табл. 13), которая показывает сильные, слабые стороны предприятия, а также ее возможности и угрозы на рынке. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.
Каждое из составляющих SWOT рассматривается на основе конкретных параметров и оценивается в баллах от 1 до 10 по сравнению с ближайшим конкурентом. Для того чтобы определить сильные и слабые стороны вашего предприятия, вам необходимо:
- составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;
- по каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что — слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа (табл. 6. 4).
Таблица 6. 4- SWOT – анализ предприятия «Х»
Сильные стороны
-S
| Ранг
| Балл
| Итог
| Слабые стороны
-W
| Ранг
| Балл
| Итог
| 1. Хорошая материальная база
2. Хорошее месторасположение
3. Наличие собственных технологий
4. Относительно низкие затраты
5. Навыки осуществления продуктовых инноваций
6. Квалифицированный руководящий персонал
| 0, 5
0, 1
0, 1
0, 05
0, 05
0, 1
|
| 4, 5
0, 6
0, 3
0, 25
0, 35
0, 8
| 1. Невысокая квалификация рабочего персонала
2. Наличие проблем маркетингового управления
3. Изношенный парк оборудования
4. Недостаток средств
5. Отсутствие новых инвесторов
6. Непривлекательность строительства
| 0, 4
0, 1
0, 2
0, 2
0, 05
0, 05
|
| 2, 0
0, 4
0, 16
0, 6
0, 35
0, 35
| ИТОГО:
|
| | 6, 8/6=1, 13
| ИТОГО:
|
| | 3, 86/6=0, 64
| Возможности - O
| Ранг
| Балл
| Итог
| Угрозы
-Т
| Ранг
| Балл
| Итог
| 1. Рост спроса на строительные услуги
2. Внедрение новых технологий
3. Повышение уровня сервиса и качества
4. Диверсификация
5. Расширение продуктовой линии
6. Увеличение темпов роста рынка
7. Инвестирование
| 0, 1
0, 2
0, 2
0, 1
0, 2
0, 1
0, 1
|
| 0, 6
0, 8
1, 6
0, 3
1, 2
0, 7
0, 4
| 1. Рост цен на строительные услуги
2. Вхождение на рынок иностранных конкурентов
3. Снижение темпов роста рынка
4. Экономическая нестабильность
5. Налоговая нестабильность
6. Криминальные элементы
7. Рост цен на энергоносители
| 0, 3
0, 1
0, 1
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
|
| 2, 1
0, 5
0, 4
0, 6
0, 7
0, 5
0, 9
| ИТОГО:
|
| | 5, 6/7=0, 8
| ИТОГО:
|
| | 5, 7/7=0, 81
|
Относительная сила С составляющих SWOT определится:
Cs=1, 13/(1, 13+ 0, 64+0, 8+0, 81)=1, 13/3, 38=0, 334;
Cw=0, 64/3, 38=0, 189;
Co=0, 8/3, 38=0, 236;
Ct=0, 81/3, 38=0, 241.
Максимальное значение сектора swot-анализа определяется в параметре «Сила» (Cs=0, 334). Эту величину значимости можно считать, как вероятность свершения этого события. Риск или вероятность не свершения события определяется методом теории вероятностей.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:
- как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
- какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?
- за счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
- каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Для сопоставления возможностей вашего предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная (перекрестная) матрица SWOT-анализа (табл. 6. 5).
Таблица 6. 5
Перекрестная матрица SWOT предприятия «Х»
Соотношения
признаков
| Возможности:
(O=0, 8)
| Угрозы фирмы:
(T=0, 81)
| Сильные стороны:
(S=1, 13)
| СИВ: 1, 13*0, 8=0, 904
Мероприятия SO
| СИУ: 1, 13*0, 81=0, 91
Мероприятия ST
| Слабые стороны:
(W=0, 64)
| СлИВ: 0, 64*0, 8=0, 512
Мероприятия WO
| СлИУ: 0, 64*0, 81=0, 51
Мероприятия WT
| В соответствии с этим можно выбрать наилучшую стратегию для предприятия Х по рис. 6. 4.
| Возможности
| Угрозы
| Сильные стороны
| СИВ «Сила» для реализации «возможностей».
Стратегическое действие 1 — агрессивная стратегия или стратегия предельного оптимизма. Предполагается реализация возможностей, опираясь на сильные стороны (в предположении, что нет ни слабых сторон, ни угроз). Направление - интенсивный рост.
| СИУ «Сила» для устранения «угроз».
Стратегическое действие 3 — консервативная стратегия. Сильные стороны используются для защиты от внешних угроз (без учета возможностей и слабых сторон). Направление - интеграция или диверсификация.
| Слабые стороны
| СЛВ Минимизация «слабостей» за счет выявления «возможностей».
Стратегическое действие 2 —конкурентная стратегия. Предполагаются только возможности и слабые стороны (сильные стороны и угрозы не учитываются). Направление - совместные предприятия, интеграция.
| СЛУ Минимизация «слабостей» и предотвращение «угроз», если это возможно.
Стратегическое действие 4 — парадоксальная стратегия. Предполагается, что есть только слабые стороны и угрозы, нет ни возможностей, ни сильных сторон, т. е. условия близки к катастрофическим. Направление - отказ от владения, ликвидация.
| Рис. 6. 4. Четырехпольная матрица граничных стратегий
Для каждой стратегии отрабатывается система прогнозирования и планирования, структура компании и штатное расписание, система мотивации персонала и система учета ресурсов и затрат (по проектам и направлениям бизнеса).
Пример SWOT-анализа
Таблица 2 – расчетная таблица
Фактор
| Вес фактора
| Балл (1-10)
| Итог
|
|
|
|
| Внутренняя среда
| Сильные стороны (S)
|
| 1. широкий ассортимент услуг
| 0, 3
|
| 2, 4
| 2. высокопрофессиональный коллектив
| 0, 12
|
| 0, 84
| 3. обслуживание клиентов более, чем в 40 регионах России
| 0, 1
|
| 0, 5
| 4. послепродажное обслуживание клиентов, возможность удаленной отладки программных продуктов
| 0, 13
|
| 0, 78
| 5. наличие программных продуктов собственной разработки
| 0, 15
|
| 1, 2
| 6. проведение семинаров для клиентов и обучающих курсов
| 0, 09
|
| 0, 45
| 7. наличие сертификата ISO9001: 2008
| 0, 11
|
| 0, 99
| ИТОГО:
| 7, 16/7=1, 023
| Слабые стороны (W)
|
| 1. отсутствие ценовых преимуществ
| 0, 42
|
| 3, 36
| 2. слабая мотивация персонала
| 0, 14
|
| 0, 42
| 3. отсутствие филиальной сети
| 0, 28
|
| 1, 96
| 4. компания не проводит маркетинговые исследования по изучению новых каналов сбыта
| 0, 16
|
| 0, 96
| ИТОГО:
| 6, 70/4=1, 675
| Внешняя среда
| Возможности (О)
|
| 1. стабильные темпы роста спроса на услуги
| 0, 38
|
| 3, 42
| 2. проведение маркетинговых исследований по изучению новых каналов сбыта
| 0, 27
|
| 1, 62
| 3. появление новых программных
4. продуктов и оборудования
| 0, 22
|
| 1, 76
| 5. предоставление новых рабочих мест
| 0, 13
|
| 0, 65
| ИТОГО:
| 7, 45/5=1, 49
| Угрозы (Т)
|
| 1. высокий уровень инфляции
| 0, 29
|
| 2, 03
| 2. нестабильность политики налогообложения
| 0, 19
|
| 1, 14
| 3. растущая конкуренция на рынке, как со стороны внутренних игроков, так и со стороны федеральных сетей
| 0, 52
|
| 4, 68
| ИТОГО:
| 7, 85/3=2, 61
|
Таблица 2 – Перекрестная матрица
| Сильные стороны (S)=1, 023
| Слабые стороны (W)=1, 675
| Возможности (О)=1, 49
| СиВ=1, 524
| СлиВ=2, 495
| Угрозы (Т)=2, 61
| СиУ=2, 67
| СлиУ=4, 37
| Вывод:
|