|
|||
СЛОВО ВТОРОЕПример нашего Спасителя, столь смирившего Себя, явил нам величие, которое скрывает в себе послушание. Послушание - это не только послушание старцу, но и послушание всякой заповеди Божией. Здесь повелевает старец, но сначала повелевает Бог Своими заповедями: " Сотвори сие". Если человек совершает послушание, то, следовательно, он будет пользоваться плодами этого послушания. Христос смирил Самого Себя, будучи послушен Своему Небесному Отцу. Он был послушлив (Флп. 2, 8) как Человек, чтобы научить нас высочайшей добродетели смирения, ибо без смирения никто не может приблизиться к Богу. Мы видим, что в раю, когда Адам и Ева исполняли послушание, и сохраняли заповедь Божию, и не вкушали от запретного плода, они были счастливы. Они были царями всех земных тварей, господствовали над всем, были счастливы, и видели Бога. Это было самое блаженное время их жизни. Над ними был покров Божий. Никто их не беспокоил, никто их не осуждал. Они могли ходить по раю беспрепятственно, без страха, без мучения совести. Почему? Потому что они еще не впадали ни в какое прегрешение пред Богом. Впоследствии, употребив во зло свою свободу, они как свободные захотели преступить заповедь, и преступили ее, и согрешили пред Богом. Сразу же после преступления совесть возвысила свой глас. Тотчас после падения совесть начала удручающе беспокоить их души. Ясно, что угрызения совести были следствием преступления и греха. После преступления первозданные оказались в тупике. " Услышали голос Бога, ходящего по раю, - говорит Писание, - и убоялись, и скрылись! " Но почему прежде, когда они еще не провинились пред Богом, они не боялись Его? Может быть, Бог гулял по раю только теперь? И только теперь Он приблизился к ним как к преступникам? Неужели Бог не посещал их, когда они были истинными Его чадами, и не гулял по раю? Но тогда они не боялись Его, потому что их не обличала совесть, которая была спокойна и мирна, и сами они пребывали в мире. Итак, " когда Бог гулял по раю, оба скрылись, ибо убоялись Бога". Бог говорит им: - Адам и Ева, где вы? Где вы скрылись? Что они теперь скажут Богу? - Адам, где ты спрятался? - Я убоялся, - говорит Адам. - Я услышал, что Ты ходишь по раю, и убоялся. - Но почему же ты боишься, боишься своего Отца, своего Творца, своего Благодетеля, Меня, по безграничной Божественной любви отдавшего тебе весь рай, почему ты боишься, что Я к тебе подойду? К тебе приближается счастье, источник жизни, радости и мира, и ты боишься? - Да, - говорит Адам, - я боюсь, потому что согрешил. Но я не виновен. Ева, жена, которую Ты мне дал, она меня подвигла, подтолкнула, и я преступил заповедь Твою и ел от запретного плода. - Ева, -говорит Бог, -почему ты прельстила своего мужа, почему ела? - Я не виновна, - отвечает Ева. - Змей, которого, конечно, Ты сотворил, он был здесь у нас в раю, он дал мне этот плод и сказал, что если я съем от этого плода, то стану равной Богу и познаю добро и зло. Сразу видны эгоизм и пререкание. От эгоизма произрастает в сердце и уме свой плод - пререкание, восстающее против Бога и косвенно возлагающее на Него ответственность. Поскольку Бог не увидел в Адаме и Еве покаяния, не увидел, что они попросили прощения, Он тут же повелел изгнать их из рая. Этот диалог между Богом и первозданными людьми дарует нам ценнейший совет и научает, что, когда человек преступает Божию заповедь, Бог не покидает его, не наказывает его тут же, а приближается к нему. Но как приближается? Человек не слышит, как Он ходит, как услышал Адам! Но, однако, я очень хорошо Его слышу, когда Он обличает меня и говорит мне: " Здесь ты сделал плохо, там поступил нехорошо. Почему ты это сделал? " Через совесть Бог зовет: " Покайся: ты - человек". Человек удобопреклонен ко греху, легко поддается убеждению, легко поддается влиянию, изменчив и ненадежен. Бог это знает, ибо Он тебя сотворил, Он сделал тебя человеком. Но Он дал тебе и благодать покаяния, Он дает тебе силу подняться. Почему ты не встаешь? Но когда Он обличает тебя через совесть и Писаниями побуждает тебя к покаянию, и ты не каешься, тогда начинается осуждение и наказание. Теперь перейдем к нашей жизни. И здесь мы снова увидим, что, когда человек послушен, он живет счастливо. Совесть его не обличает, не досаждает ему и не доставляет никакого беспокойства. Когда же он не слушается, тогда совесть обличает его и говорит: " Здесь ты поступил нехорошо". Эгоизм кричит: " Нет". А совесть говорит снова: " Ты должен покаяться". От этого бывает беспокойство, война, и человек обличается в душе. Но у хорошего послушника такого состояния, такого обличения и беспокойства не бывает, он живет в мире и спокойствии, с благою надеждой будущего вечного по Богу восстановления. Теперь мы в киновии[4], где все происходит в определенном порядке, по определенному закону, установлению, где определенная дисциплина, наставления и послушание. Если послушник плохо исполняет порядок, наставления, заповеди Бога и старца, то внутренне он обличается. Отцы с такой точностью хранили послушание, что даже спрашивали: " Хорошо ли я делаю, выпивая десять глотков воды? " Что это значит? Они желают нас научить тому, с какой точностью мы должны слушаться поучений и заветов старца. И еще Отцы нам говорят, что мы становимся посмешищем перед Богом, Ангелами, людьми и демонами, если, отрекшись от родителей, мира и свободы, спорим из-за иглы, нитки или еще из-за какой-нибудь ничтожной вещи. Мы пообещали Богу самоотречение. Что такое самоотречение? Это отречение от страстей и всех своих хотений. Но когда мы творим свою волю и без благословения создаем себе комфорт и удобства, разве мы исполняем послушание? Если и за одно многословие мы ответим перед Богом, то за исполнение своей воли неужели не дадим Ему ответ? Став монахами, мы пообещали самоотречение и послушание до смерти. Но как мы оправдаемся, когда станем пред смиренным и исполненным совершенного послушания Иисусом, и Он покажет нам язвы от гвоздей и Распятие, когда Он скажет нам: " Вот насколько Я был послушлив Небесному Отцу, так что отсек не пожелание иглы, не пожелание нитки, не нежелание исполнить маленькое приказание, а отсек Свою волю даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8)". Если нас обличат, к примеру, в том, что мы творим свою волю, мы внезапно приходим в смущение и внутри нас начинается война. Когда что-то препятствует исполнению нашей воли, внутри нас происходит " вселенский" переворот. Но мы видим Христа, когда Он получает повеление и говорит: " Если возможно, да минет Меня час сей, да пройдет мимо Меня чаша сия, да совершится спасение человека иначе". Ответ же Отца: " Нет. Шествуй через Крест и Голгофу". - " Да будет воля Твоя" (Мф. 26, 39). Поэтому будем внимать своей совести и ничего не будем делать без ведома старца. Ибо сейчас мы успокаиваем себя, творя свою волю, наслаждаемся этим, исполняем то, чего желает наше сердце. Но придет час, наступит момент, когда мы окажемся в затруднительной ситуации, и тогда вспомним свою предшествующую жизнь и будем просить время для покаяния и исправления, но будет уже слишком поздно! Теперь, когда мы можем исправиться, исправимся. Ничего не будем делать без благословения. В патерике есть повествование о том, как одна монахиня пришла в сад и без благословения взяла и съела лист салата, и в нее вошел демон. Она начала бесноваться. Позвали игумена, прося исцелить ее. Старец запретил демону и сказал: " Почему ты вошел в сестру? " " Я не виноват, - отвечает демон. - Я был на салате, и она меня съела! " В эту монахиню демон вошел прямым образом, тогда как в нас - при том, что мы творим те же самые дела и похотения - он входит по-другому, через вину. И последнее гораздо хуже, ибо тот демон был выявлен и в конце концов поддался запрещению старца, и монахиня была исцелена. Но когда мы что-то преступаем, демон остается, и это хуже. Отцы говорят: " Невелико дело, если демон выйдет из человека. Велико, если мы сможем изгнать демона страсти". Святой может изгнать демона, но для того, чтобы искоренить страсть, требуется личный подвиг. Поэтому не будем трудиться напрасно, заблуждаться и терять время, полагая, что мы шествуем монашеской стезей и находимся в послушании, и, будучи преступниками, самодовольно успокаивать себя. Возможно, нас обольщает помысел, а точнее - самонадеянность, и мы считаем, что наш поступок ничего не значит, что нет ничего страшного и в другом. Мы думаем: " Невелика беда, если я сделаю еще и это". Но в действительности это преступление Божественного закона. Не будем забывать, что мы пытаемся его модернизировать, но закон Божий неизменен и непоколебим, и однажды он будет приведен в исполнение, - тогда, когда мы предстанем на Суд!
|
|||
|