|
|||
СЛОВО ПЕРВОЕЯ вам уже рассказывал, но ради наших новых братьев, которые этого еще не слышали, я хотел бы снова обратиться к этой истории и дать вам уразуметь, что такое послушание. На Катунаках был один старец, именем Кирилл, и у него был послушник. Послушник этот досаждал старцу и огорчал его своим частым непослушанием. Со временем он начал плохо себя чувствовать. Еще не достигнув заключительной стадии беснования, он стал вести себя странным образом. Он ходил собирать лесные орехи с нашими отцами Афанасием и Иосифом, но не мог. От этого человека пахло серой, свидетелем чего был я сам. Этот послушник носил в себе пагубные помыслы, и вид его хорошо показывал его состояние. Иногда он приходил и к нашему старцу Иосифу и говорил ему о своих помыслах, советовался, но ни в чем не исполнял послушания. Перед смертью отец Кирилл сказал ему: " Чадо мое, когда я умру, похорони меня здесь". Но тот, когда старец умер, похоронил его в ином месте. Другие отцы советовали ему не проявлять непослушания хотя бы теперь и исполнить последнюю волю своего старца, но тот отвечал: " Нет, я хочу похоронить его здесь". Когда этот брат похоронил старца, явился ему дьявол и говорит: " Ведь это я все тебе устроил, я подталкивал тебя огорчать старца своим непослушанием". И как только тот открыл уста, дьявол вошел через них внутрь, и с тех пор он стал совершать всякие безумные выходки. Во время пения " Херувимской" он кощунствовал, притворялся волком, зверем. Взял топор и разрубил икону св. Иоанна Богослова. Жил то там, то здесь, лишь изредка приходя в себя. Однажды в полдень послышалось лаянье лисы. Отец Иосиф Киприот говорит мне: - Смотри-ка, какое нахальство имеет лисица. Днем в полдень не боится и лает. Я ему говорю: - Это не лиса, это бесноватый отец Иоанн. - Не верю, - отвечает он мне. - Тогда подожди, и увидишь сам, - говорю я ему. И действительно, вскоре проходит перед нашим домом отец Иоанн! Я рассказываю вам все это для примера, чтобы вы уразумели, что такое послушание, и потому что все это вам очень пригодится в будущем. В другой раз отец Иоанн, будучи в себе, пришел увидеть моего старца - отца Иосифа. Согласно нашему уставу и заповеди старца, я должен был уйти. Едва завидев чужого, я прятался. Как только он пришел, я зашел в соседнюю келью и сел там. Старец Иосиф сидел на скамеечке. Пришел отец Иоанн и сел рядом с ним. О том, что он был бесноватым, я знал от своего старца так как ради вразумления и опыта старец часто говорил мне о нем. Итак, сидя в соседней келье, я ради любопытства и получения пользы хотел услышать, что скажет отец Иоанн и что ему посоветует старец. " Отче, - рассказал отец Иоанн, - когда меня захватывает демон, он поднимает меня вверх, бьет меня, я говорю что-то бессвязное, делаю бессмысленные поступки и становлюсь зрителем того, что делает мое тело и произносят мои уста! Я - зритель и не могу ничего поделать, а все члены моего тела послушны дьяволу! " Когда мы были в Новом. Скиту, у нас было много работы и суматохи в связи с постройкой кельи. Искуситель подтолкнул отца N чем-то огорчить меня. Я говорил ему " Не поступай так, это тебе неполезно". Наконец, однажды Бог, чтобы дать ему личный опыт и показать, что не еле дует так себя вести, на великом повечерии (была Великая Четыредесятница), когда он читал за аналоем, а я сидел в стасидии [1] старца, попустил следующее. Этот брат на минуту прерывает чтение, подходит ко мне и говорит испуганно: - Отче, я становлюсь бесноватым! - Почему? - спрашиваю я его. - Вот, отвечает он, каждый мой палец становится толстым как рука, а рука моя, по дьявольскому действию, становится в три-четыре раза больше! Погибаю, отче, перекрести меня, иначе я стану бесноватым. Тогда я крещу его и говорю: - Ну, теперь иди читай повечерие, и в другой раз будь внимателен, не противоречь, и не имей мнения, отличного от мнения старца, ибо это тебе неполезно. Когда я перекрестил его, искушение прошло, он пришел в себя и в трепете пошел читать. Велики достижения хорошего послушника. Те, которые послушны и не огорчают своего старца, наследуют Ангельские венцы. Послушанием великую благодать получает послушник. Апостол Павел, хотя и поучал простых христиан, обращал их внимание на фундамент всех добродетелей - послушание, говоря, что мы своим духовным преуспеянием должны доставлять радость духовникам, ибо они бодрствуют о душах наших (Евр. 13, 17). Ибо неполезно людей, которые подвизаются ради наших душ, огорчать и доставлять им неприятности. Если мы в послушании не находим пользы и упокоения, значит не все в порядке, значит что-то от нас ускользает. Получая какие-либо наставления старца, послушник да не думает, что это простые советы. По сути - это заповеди, пусть об этом и не говорится так явно. К примеру, старец наставляет: " Чадо мое, будь послушным, твори молитву и прогоняй плохие помыслы сразу, как только они придут, потому что чем дольше они остаются, тем больше от них испачкаешься. Но если они и уйдут через продолжительное время, то все же оставят после себя пометины и щербины! " Или другое: " Если ударят в било, тотчас спускайся вниз". Или: " В церкви не ходи туда и сюда, но стой терпеливо в своей стасидии и переходи с места на место только в случае крайней нужды". Если монах не слушает советов и увещаний старца, то он пребывает в непослушании. Тогда не должен ли старец, дабы монах устрашился и был послушным, так прямо и сказать: " Я заповедую это и вот это"? Заповеди даются лишь в определенных случаях. Когда кто-то приходит для того, чтобы стать послушником, то совершенно очевидно, что делает это не ради игумена или монастыря. Понятно, что он приходит ради любви Христовой и спасения своей души. Но поскольку он не увидит Христа, чтобы сотворить Ему послушание, то Христос оставляет Своего представителя - игумена в монастыре, чтобы послушание, которое человек желает показать Христу, показал своему игумену. Каждый духовник носит в себе образ Христов. Итак, насколько человек послушен духовнику, настолько послушен и Христу. Страшный грех - не почитать икону Христа, Божией Матери, святых. Полагаем, что хуже греха и нет. Икона представляет Божественное лицо, мы ей покланяемся и лобызаем ее, а поклонение это относится к самому тому лицу, которое изображено на иконе. Живую икону Христа носит в себе духовник, слушаться которого послушнику заповедуется ради одной только любви Христовой. Не ради личности старца, ибо он может быть и грешным человеком, может быть, как и я, достойным геенны, но послушание имеет совсем другой смысл: оно относится прямо ко Христу. И поскольку любовь Христова призвала нас прийти сюда ради подвига и спасения своей души, то мы должны всячески приобретать эту фундаментальнейшую добродетель послушания, которая многосторонна, ибо хороший послушник, безусловно, имеет не только послушание, но окружен стеной из многих других добродетелей и подвигов. Мой святой старец, чтобы укрепить нас в послушании, говоря о необходимости иметь веру и любовь к личности старца, в числе прочего рассказывал и следующий случай, приключившийся на Катунаках: " Один послушник очень любил своего старца и был чрезвычайно послушлив. Как-то они пошли в Карею. Старец там тяжело заболел и захотел вернуться в свою келью. Послушник взял его на плечи и так шел несколько часов, и, преодолев горный хребет, принес его на Катунаки, туда, где они жили. Впоследствии этот монах стал общаться с одним монашеским братством там, наверху [2], в скиту св. Василия, где отцы причащались без предварительного поста, и захотел оставить своего старца и уйти монашествовать к ним. Он пожелал этого, будучи уже схимником. Старец ему говорил: - Ты не пойдешь. Тот отвечал: - Нет, пойду. - Чадо мое, - снова сказал ему старец, - не ходи. Приближается Пасха, останься здесь, чтобы нам вместе отпраздновать Воскресение. - Нет, пойду, - повторил тот. Однажды старец потерял терпение и сказал ему: " Лукавый ангел да последует тебе". На следующий день на носу этого послушника выскочил огромный прыщ и начал раздуваться. В конце концов он пришел к отцу Артемию - врачу-самоучке, вылечившему старца Иосифа и меня - показал ему чирей, но вылечить его о. Артемий не смог. Через три-четыре дня вздутие увеличилось, чирей лопнул, пошел гной, и монах этот уже был недалек от смерти. Отцы ему говорили: - Примирись со своим старцем ради любви Христовой, возьми его благословение с собою, дабы он простил тебя. - Нет, - говорил он, уже ожесточившись, как бесноватый! Но в конце, перед тем, как испустить дух, он бил себя в грудь со словами: " Проиграл, проиграл, проиграл я игру за свое спасение! " Очень много рассказывал нам старец Иосиф, ибо он знал многих старых монахов. В отеческих книгах написано об одном хорошем послушнике, которому старец каждый день после повечерия давал наставления о послушании и о том, что делать, чтобы спастись. Однажды за такой беседой старец заснул. Тогда дьявол начал досаждать послушнику помыслами и говорил: " Уходи, ведь старец заснул. Что ты сидишь? Иди и ты отдыхать, ты устал", - и т. п. " Как я пойду, - думал послушник, - я должен получить благословение старца". " Но он теперь заснул", - снова говорил помысл. " Ничего, я потерплю". Дьявол борол его семь раз, чтобы тот ушел, но он не ушел. Через несколько часов, когда приблизился час совершения утрени, старец проснулся и говорит: - Ты не пошел отдыхать? - Я не мог, отче, без Вашего благословения. - И почему ты меня не разбудил? - Ничего, отче, я сотворил послушание и терпение. - Хорошо, теперь отслужим утреню, а потом ты пойдешь и хорошенько поспишь. Так и было. Когда старец заснул снова, уже после утрени, он увидел, что находится в одной очень светлой комнате, где стоит сияющий престол, над которым сияют семь прекраснейших венцов. Недоумевая, старец спросил: " Кто знает, чей это престол, какого великого преподобного и святого мужа? И каковы должны быть его подвиги, чтобы заработать эти венцы! " И вот подошел к нему один священнолепный муж и сказал: - Чему дивишься, отче? - Удивляюсь я светлости престола и думаю, что это престол какого-то великого святого. - Нет, - говорит тот, - не великого святого, а твоего послушника. - Да это невозможно, - отвечает старец. - Он еще совсем молодой и только недавно пришел, и ему даны и престол и венцы? - Конечно. Престол дан ему с того момента, как он положил поклон подчинения[3], а семь венцов - вчера вечером, когда он противостоял помыслам. Наконец старец пришел в себя, позвал своего послушника и спросил его: - Чадо мое, какие помыслы были у тебя вчера? Говори. - Ничего у меня не было, отче. Никакого плохого помысла я не имел, не помню. - Ну-ка подумай получше, вспомни все по порядку. Немного погодя, испытав себя, послушник сказал: - Да, да, отче! Вчера после повечерия, когда Вы заснули, я семь раз был борим помыслом Вас оставить и пойти отдохнуть, но противостоял и, как видите, ждал Вас. - Хорошо, чадо мое, иди. И понял старец, что эти семь венцов он заработал вчера вечером, противостоя помыслам.
|
|||
|