![]()
|
|||||||
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Критерии здоровья (на основе определения ВОЗ): 1. структурная и функциональная сохранность систем и органов человека. 2. свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и социальной среде. 3. сохранность привычного для человека самочувствия, которое всегда оказывается наиболее точным показателем душевного и социального благополучия.
Критерии психического здоровья: 1. соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий. 2. адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности. 3. адаптивность в микросоциальных отношениях. 4. способность к самоуправлению поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и др.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Здоровье должно сохраняться с детства. В педиатрии выдвинут принцип предобеспеченности растущего организма ребенка всем необходимым. В соответствии с этим принципом рекомендуется здоровый образ жизни, который предполагает регулярное соблюдение определенных жизненно важных принципов, основанных на законах природы, на современных знаниях о правильном сбалансированном питании.
Понятия здоровья и болезни, характеризующие состояние человека, прежде всего его тела, традиционно принадлежит области медицинской науки. Понятие болезни до сих пор остается в медицине дискуссионным. Наиболее часто болезнь определяется как нарушение физических и (или) психических функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности организма. Но само понятие нормы является дискуссионным в силу его многоаспектности (физиологическая, психологическая, антропологическая, гигиеническая, социальная и т. п. ). Поэтому болезнь определяется также как нарушение связей, взаимодействия организма с внешней средой, нарушение его адаптации к среде обитания. И здесь снова болезнь определяется через многозначное понятие «среда обитания», включающее в себя экологические, психологические, социальные, гигиенические и другие аспекты. Известный советский патолог И. В. Давыдовский, определил понятие болезнь как приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов. Эти специфические видовые формы и приспособительные акты различных уровней, по сути есть индивидуальные формы бытия человека в условиях болезни. Социологи, философы, некоторые медики подчеркивают преимущественное значение изменения социальных качеств человека при болезни, прежде всего, его работоспособности, т. е. способности заниматься какими-либо видами деятельности. Вслед за К. Марксом, определившим болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность полноценно осуществлять человеческие функции, т. е. полноценно жить в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане. Таким образом, болезнь при таком подходе рассматривается как деформация образа жизни человека, стереотипов его поведения в конкретных социокультурных условиях жизни. Болезнь человека является в той же степени социокультурным феноменом, что и сам человека, даже, если речь идет о чисто соматических заболеваниях. Она социальна по происхождению и антропокультуральна по форме. Болезнь – это жизнь человека в измененных условиях его внутренней среды, условиях патологических телесных изменений. Диалектическое единство телесного, духовного и социального в человеке определяет специфическое субъективное существование человека в состоянии болезни, в социокультурных условиях, которые возникают в связи с изменениями в его телесной сфере. Специфическим явлением бытия человека болеющего, составляющим сущность его жизни, является нацеленность на продление жизни. Осознание себя в условиях болезни, существующей угрозы сокращения или прекращения собственной жизни, вызывает у человека обостренное желание сохранить и продлить собственную жизнь, даже в новой телесности, т. е. теле с патологически измененными или отсутствующими органами. Подавляющее большинство болезней сопровождается рядом неприятных для личности моментов как физического, так и психологического, социального, духовного характера. Это приносит человеку страдания. Поэтому, было бы логично предположить существование еще одной формы бытия человека – человека в условиях страданий. Но это нецелесообразно, так как далеко не всегда бытие человека болеющего превращается в бытие человека страдающего. Это, скорее дополнительный компонент в бытии человека болеющего, который может проявляться в большей или меньшей степени. Проявление страдательного компонента в бытии человека болеющего зависит от духовной, социокультурной составляющей природы человека.
Дополнительно смотреть в пособии «Биомедицинская этика»: Введение, п. 2 ( Здоровье и болезнь в контексте современной биомедицины и биомедицинской этики)
|
|||||||
|