|
|||
В космологических теориях здоровье понималось как гармония, баланс космических элементов организма, а болезни как их дисгармония, дисбаланс.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Здоровье До сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».
Первые натуралистические (космогонические) теории человека (Китай, Индия, Греция, Рим, Александрия) стали основой первых теорий о здоровье и болезни человека. В космологических теориях здоровье понималось как гармония, баланс космических элементов организма, а болезни как их дисгармония, дисбаланс. В первых медицинских теориях – гуморальных – здоровье понималось как равновесие, гармония жидкостей. Гармония жидкостей составляла основу строения тела. Болезнь рассматривалась как дисгармония жидкостей. В первых концепциях солидаризма здоровьерассматривается как гармония, равновесие твердых частиц организма(атомов, монад, корпускул и т. д. ). Болезнь в этом случае – это нарушение их равновесия, гармонии.
Ренессанс, возродивший культ человеческой красоты и достоинства, возродил духовные и социальные начала в человеке как деятельном существе, которое не только воспринимает природу, но и преобразует ее, влияет на нее. Концентрация такого миропонимания применительно к человеку содержится в трудах французских врачей-философов-материалистов Ле Руа, Ж. П. Ламетри, Канабиса.
Многие русские мыслители подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств, происхождение психической деятельности от физиологических функций мозга.
Понимание сущности человека – это ключ к решению проблемы здоровья и болезни человека. Проблема соотношения биологического и социального составляет основу для решения этого вопроса.
Но уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей в результате наблюдений за жизнью людей, их образа и условий жизни складывались убеждения о значительной роли именно этих, поведенческих, социальных факторов, которые наряду с природными, влияют на болезни и здоровье человека. История наук о человеке, включая медицину, представляют собой процесс постоянного накопления фактов (наблюдений и доказательств) значения человеческих отношений, социальных условий и факторов для здоровья человека и возникновения, развития и лечения болезней. Гиппократ, Алкмеон (Кротонский), Авиценна и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов, жидкостей, гневе богов, но и в особенностях характера, темперамента человека, особенностях поведения людей, их привычках, традициях, условиях и образе жизни. Гален и Цельс (Авул Корнелий Цельс) разделяли болезни на болезни господ и рабов. Т. Мор и Т. Кампанелла видели причины прекрасного здоровья граждан своих идеальных государств в идеально организованном общественном порядке и прекрасных условиях жизни. Известна работа врача эпохи Возрождения Бернардино Рамаццини «О болезнях ремесленников», в которой он описывает ряд профессиональных заболеваний.
В настоящее время принято говорить о разных видах здоровья: физическом, психическом, социальном, нравственном, духовном. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека как саморегулирующаяся система нормально функционирует и развивается. Психическое здоровье. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и зависит от состояния головного мозга. Нравственное здоровье. Оно определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Социальное здоровье считается высшей мерой здоровья человека.
С позиций современного системного подхода, здоровье и болезни человека – это новое системное качество, отражающее свойства различных процессов и явлений (патологическо-биологического, социального, антропологического, психологического и других).
|
|||
|