Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова.»



«Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М. Ю. Лермонтова. »

Образовательные:

- восстановить полученные знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова в прошлые годы обучения;

- формировать умение анализировать лирическое произведение;

- выяснить, что послужило толчком к написанию стихотворения «Тучи»;

- познакомиться с лирикой поэта;

- сформировать интерес к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова;

- помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;

Развивающие:

- развить навыки устной речи;

- развивать умение аргументировать;

- развить навыки работы с учебником.

Воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру М. Ю. Лермонтова и формировать личность учащихся на примере личности Лермонтова;

- воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта;

-сформировать эстетическое восприятие окружающего мира умение сопереживать; воспитывать духовную культуру.

Планируемые результаты

Предметные: научиться понимать художественное произведение;

Метапредметные: свободно излагать свои мысли в устной форме; способность участвовать в речевом общении;

Познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира.

Тип урока: комбинированный (повторение известного материала и изучение нового).

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение.

Оборудование:

- портрет М. Ю. Лермонтова;

- учебник литературы под ред. Коровиной;

-тетради.

 

Оформление доски:

Дата урока «Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М. Ю. Лермонтова. » И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М. Ю. Лермонтов Домашнее задание: 1. Выучить стихотворение «Тучи» 2. Составить синквейн по теме урока.

 

 

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин. )
  2. Подготовка к восприятию (11 мин. )

а) Работа с эпиграфом (3 мин. )

б) Работа над портретом писателя (1 мин. )

в) Чтение биографии в учебнике (5 мин. )

г) Слово учителя о лирике М. Ю. Лермонтова (2 мин. )

  1. Восприятие произведения (5 мин)

а) Выявление первичных впечатлений

  1. Анализ стихотворения (15 мин)

а) Чтение истории создания стихотворения в учебнике (5 мин)

  1. Синтез (5 мин)
  2. Домашнее задание (3 мин)

 

 

Ход урока:

Этап урока: Деятельность учителя: Деятельность учащегося: Формируемые УУД:
  1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Приветствуют учителя.  
  1. Подготовка к восприятию.
а) Работа с эпиграфом     б) Работа над портретом писателя   в) Чтение биографии в учебнике   г) Слово учителя о лирике М. Ю. Лермонтова
    Прочтите эпиграф к уроку, записанный на доске. - Эти строки М. Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? - Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать.   Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества и тоски в лирике М. Ю. Лермонтова”   Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок?   - Чувством одиночества пронизаны многие произведения М. Ю. Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии. - Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.   - Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке?   Ребята, откройте учебники и прочитайте биографию поэта. Читайте внимательно, я буду задавать вопросы! - что нового вы узнали о поэте?     - Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений?     Обратите внимание на годы жизни. Что вы можете сказать?   Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. В центре лирического произведения лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.     Один ученик читает вслух для всего класса. Об одиночестве                                                                      Записывают тему урока в тетрадь.   Расширить представление о творчестве русского поэта, М. Ю. Лермонтова.     Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.     - Первоначальное образование М. Ю. Лермонтов получил дома. Для обучения бабушка пригласила многих учителей. - в 1831 году Лермонтов потерял отца.   Семейная драма – разрыв между отцом и матерью – разлука с отцом и привязанность к бабушке.   Поэт прожил недолгую жизнь.   Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя; -строить устное высказывание; -воспринимать информацию на слух; -дополнять, уточнять высказанные мнения;  – анализировать и делать выводы;   Регулятивные УУД: – организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию
  1. Восприятие произведения
  а) Выявление первичных впечатлений
Выразительное чтение стихотворения учителем.     Что вы почувствовали, когда я читала стихотворение? Почему?     Грусть.   Коммуникативные УУД: -умение слушать; -строить устное высказывание.
  1. Анализ
а) История создания стихотворения
  Ребята, откройте учебники на стр. 149 и прочитайте историю создания стихотворения «Тучи» Несмотря на то, что стихотворение было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.   - При чтении только что созданного стиха поэт плакал. Почему он плакал?   - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочитаем стихотворение «Тучи». А чтобы вы его выразительно прочитали, сначала разделимся на 3 группы, вспомним знаки, которые помогут правильно прочитать стихотворение.
Знак препинания Символ Значение
Точка // Большая пауза
Запятая / Маленькая пауза
Многоточие // Большая пауза
  подчёркивание Логическое ударение, слово, сильно выделяемое голосом
В конце строки нет ни одного знака препинания Стрелка вверх Повышение голоса
Точка в конце строки Стрелка вниз Понижение голоса

 

Каждой группе даются карточки с напечатанными строфами. Учащиеся должны поставить символы при выразительном чтении. Поупражняться и выступить перед аудиторией.

 

Какая группа выразительно прочитала текст?

 

Условно стихотворение можно поделить на 3 части. И сейчас вы будете анализировать каждую часть в тех же группах с помощью вопросов.

1гр – 1 часть (первая строфа)

  • О чём говориться в первой строфе?
  • Почему герой стиха сравнивает себя с тучами?
  • Какой город находится на милом севере?
  • «Сторона южная» - это какая часть России?

Комментарий учителя

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.

2гр – 2 часть (вторая строфа)

  • О ком рассказывается во второй строфе?
  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? Какая причина самая горькая?
  • Почему?

Комментарий учителя

 М. Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?!

3гр – 3 часть (третья строфа)

  • О чем говорится в 3 строфе?
  • Какими изображает тучи автор?
  • Может ли человек быть «вечно холодным», «вечно свободным», может ли не иметь родины?
  • К какому выводу приходит автор? Похожи ли человек и тучи?

Комментарий учителя

Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

    Он увидел сходства между своей жизнью и судьбой туч.     Выразительное чтение стихотворения перед аудиторией.   • Поэт обращается к тучкам. • М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами, плывущими по небу, поскольку так же был вынужден покинуть милый сердцу север, отправившись в ссылку на Кавказ. • Петербург • Кавказ     • поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. • Друзей клевета ядовитая. • (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.   • противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. • Вечно холодные, вечно свободные, • Нет • Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания. Познавательные УУД: – извлекать необходимую информацию из текста; – анализировать, сравнивать; -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; -формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: – отвечать на вопросы учителя; – анализировать и делать выводы; – высказывать свое мнение; – строить устное высказывание; –дополнять, уточнять высказанные мнения; – слушать и понимать речь других; – строить понятные высказывания для собеседника. Регулятивные УУД: – осуществлять самоконтроль; – работать по плану; -оценить правильность своей деятельности.
  1. Синтез
С каким произведением мы познакомились?   Когда оно было написано?   Какова тема данного стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?   Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М. Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания. Стихотворение «Тучи»     В 1840 году   Тема одиночества и изгнания. Стихотворение проникнуто грустным и печальным настроением. Познавательные УУД: -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -высказывать свое мнение (точку зрения); -анализировать и делать вывод.
  1. Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение «Тучи» 2. Составить синквейн по теме урока.   Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы. /предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.