«Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю. Лермонтова.»
«Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М. Ю. Лермонтова. »
Образовательные:
- восстановить полученные знания о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова в прошлые годы обучения;
- формировать умение анализировать лирическое произведение;
- выяснить, что послужило толчком к написанию стихотворения «Тучи»;
- познакомиться с лирикой поэта;
- сформировать интерес к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова;
- помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;
Развивающие:
- развить навыки устной речи;
- развивать умение аргументировать;
- развить навыки работы с учебником.
Воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к богатому духовному миру М. Ю. Лермонтова и формировать личность учащихся на примере личности Лермонтова;
- воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта;
-сформировать эстетическое восприятие окружающего мира умение сопереживать; воспитывать духовную культуру.
Планируемые результаты
Предметные: научиться понимать художественное произведение;
Метапредметные: свободно излагать свои мысли в устной форме; способность участвовать в речевом общении;
Познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;
Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира.
Тип урока: комбинированный (повторение известного материала и изучение нового).
Методы: слово учителя, беседа, работа с текстом, выразительное чтение.
Оборудование:
- портрет М. Ю. Лермонтова;
- учебник литературы под ред. Коровиной;
-тетради.
Оформление доски:
| Дата урока
«Мотив одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М. Ю. Лермонтова. »
И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…
М. Ю. Лермонтов
| Домашнее задание:
1. Выучить стихотворение «Тучи»
2. Составить синквейн по теме урока.
|
План урока:
- Организационный момент (1 мин. )
- Подготовка к восприятию (11 мин. )
а) Работа с эпиграфом (3 мин. )
б) Работа над портретом писателя (1 мин. )
в) Чтение биографии в учебнике (5 мин. )
г) Слово учителя о лирике М. Ю. Лермонтова (2 мин. )
- Восприятие произведения (5 мин)
а) Выявление первичных впечатлений
- Анализ стихотворения (15 мин)
а) Чтение истории создания стихотворения в учебнике (5 мин)
- Синтез (5 мин)
- Домашнее задание (3 мин)
Ход урока:
Этап урока:
| Деятельность учителя:
| Деятельность учащегося:
| Формируемые УУД:
| - Организационный момент.
| Здравствуйте, ребята!
| Приветствуют учителя.
|
| - Подготовка к восприятию.
а) Работа с эпиграфом
б) Работа над портретом писателя
в) Чтение биографии в учебнике
г) Слово учителя о лирике М. Ю. Лермонтова
|
Прочтите эпиграф к уроку, записанный на доске.
- Эти строки М. Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят?
- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать.
Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества и тоски в лирике М. Ю. Лермонтова”
Какую цель мы с вами поставим на сегодняшний урок?
- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М. Ю. Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.
- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.
- Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке?
Ребята, откройте учебники и прочитайте биографию поэта. Читайте внимательно, я буду задавать вопросы!
- что нового вы узнали о поэте?
- Какие события в жизни поэта стали предметом глубоких и напряженных размышлений?
Обратите внимание на годы жизни. Что вы можете сказать?
Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. В центре лирического произведения лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
|
Один ученик читает вслух для всего класса.
Об одиночестве
Записывают тему урока в тетрадь.
Расширить представление о творчестве русского поэта, М. Ю. Лермонтова.
Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.
- Первоначальное образование М. Ю. Лермонтов получил дома. Для обучения бабушка пригласила многих учителей.
- в 1831 году Лермонтов потерял отца.
Семейная драма – разрыв между отцом и матерью – разлука с отцом и привязанность к бабушке.
Поэт прожил недолгую жизнь.
| Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других;
-строить понятные для собеседника высказывания; -отвечать на вопросы учителя;
-строить устное высказывание;
-воспринимать информацию на слух;
-дополнять, уточнять высказанные мнения;
– анализировать и делать выводы;
Регулятивные УУД:
– организовать выполнение заданий учителя; Познавательные УУД:
– извлекать необходимую информацию
| - Восприятие произведения
а) Выявление первичных впечатлений
| Выразительное чтение стихотворения учителем.
Что вы почувствовали, когда я читала стихотворение?
Почему?
|
Грусть.
| Коммуникативные УУД:
-умение слушать;
-строить устное высказывание.
| - Анализ
а) История создания стихотворения
|
Ребята, откройте учебники на стр. 149 и прочитайте историю создания стихотворения «Тучи»
Несмотря на то, что стихотворение было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.
- При чтении только что созданного стиха поэт плакал. Почему он плакал?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочитаем стихотворение «Тучи». А чтобы вы его выразительно прочитали, сначала разделимся на 3 группы, вспомним знаки, которые помогут правильно прочитать стихотворение.
Знак препинания
| Символ
| Значение
| Точка
| //
| Большая пауза
| Запятая
| /
| Маленькая пауза
| Многоточие
| //
| Большая пауза
|
| подчёркивание
| Логическое ударение, слово, сильно выделяемое голосом
| В конце строки нет ни одного знака препинания
| Стрелка вверх
| Повышение голоса
| Точка в конце строки
| Стрелка вниз
| Понижение голоса
|
Каждой группе даются карточки с напечатанными строфами. Учащиеся должны поставить символы при выразительном чтении. Поупражняться и выступить перед аудиторией.
Какая группа выразительно прочитала текст?
Условно стихотворение можно поделить на 3 части. И сейчас вы будете анализировать каждую часть в тех же группах с помощью вопросов.
1гр – 1 часть (первая строфа)
- О чём говориться в первой строфе?
- Почему герой стиха сравнивает себя с тучами?
- Какой город находится на милом севере?
- «Сторона южная» - это какая часть России?
Комментарий учителя
Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.
2гр – 2 часть (вторая строфа)
- О ком рассказывается во второй строфе?
- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? Какая причина самая горькая?
- Почему?
Комментарий учителя
М. Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?!
3гр – 3 часть (третья строфа)
- О чем говорится в 3 строфе?
- Какими изображает тучи автор?
- Может ли человек быть «вечно холодным», «вечно свободным», может ли не иметь родины?
- К какому выводу приходит автор? Похожи ли человек и тучи?
Комментарий учителя
Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.
|
Он увидел сходства между своей жизнью и судьбой туч.
Выразительное чтение стихотворения перед аудиторией.
• Поэт обращается к тучкам.
• М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами, плывущими по небу, поскольку так же был вынужден покинуть милый сердцу север, отправившись в ссылку на Кавказ.
• Петербург
• Кавказ
• поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней.
• Друзей клевета ядовитая.
• (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.
• противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта.
• Вечно холодные, вечно свободные,
• Нет
• Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.
| Познавательные УУД:
– извлекать необходимую информацию из текста;
– анализировать, сравнивать;
-устанавливать закономерности, строить рассуждения;
-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
-формулировать проблему; - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: – отвечать на вопросы учителя;
– анализировать и делать выводы;
– высказывать свое мнение; – строить устное высказывание;
–дополнять, уточнять высказанные мнения;
– слушать и понимать речь других;
– строить понятные высказывания для собеседника.
Регулятивные УУД:
– осуществлять самоконтроль;
– работать по плану;
-оценить правильность своей деятельности.
| - Синтез
| С каким произведением мы познакомились?
Когда оно было написано?
Какова тема данного стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М. Ю Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания.
| Стихотворение «Тучи»
В 1840 году
Тема одиночества и изгнания. Стихотворение проникнуто грустным и печальным настроением.
| Познавательные УУД:
-устанавливать закономерности, строить рассуждения;
-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
-выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-строить понятные для собеседника высказывания; -высказывать свое мнение (точку зрения);
-анализировать и делать вывод.
| - Домашнее задание.
| 1. Выучить стихотворение «Тучи»
2. Составить синквейн по теме урока.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка - одно существительное (тема или предмет);
2-я строка- два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);
3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы. /предмета;
4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;
5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
|
|
|
|