Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План-сценарий (прогр. Под ред. Коровиной)



ПЗ

Задания:

1. Ответьте на следующие вопросы:

· почему лирическое произведение изучать труднее, чем эпическое?

Так как чтение лирического произведения по сравнению с эпическим требует читательского присоединения к лирическому герою стихотворения, эмоционального вхождения в ситуацию произведения, при чтении и анализе создаются особые трудности. Сложности связаны так же с неразвитостью видения, плоскостным, однолинейным пониманием поэтического образа.

· о каких методических требованиях следует помнить при изучении лирики?

- В начале урока следует провести эмоциональную «настройку», чтобы подготовить учеников к восприятию текста. В одних случаях это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения (например, «Тучи» Лермонтова). В других - обращение к непосредственным впечатлением учащихся, оживляющим их представления и эмоциональную память (например, перед чтением пушкинского «Зимнего утра»);

- Первое чтение лирического стихотворения должен проводить сам учитель;

- восприятие поэзии подготавливается слушанием музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций живописных произведений;

- организация внимательного и неторопливого перечитывания поэтического текста, в процессе которого ученикам предоставляется возможность «думать, чувствовать, догадываться, воображать».

 

2. Ознакомьтесь с рекомендациями методиста В. А. Коряушкиной:

Как вы поняли мысль В. А. Коряушкиной о том, что «учебные ситуации должны быть разнообразны так же, как разнообразны и индивидуальны чувства, выраженные в лирическом произведении»? насколько реально осуществить эту идею в практике школьного анализа и каким образом?

 

Каждое лирическое произведение наполнено особым смыслом, чувствами и эмоциями. И чтобы учащимся понять все детали лирического произведения недостаточно, например только лишь слова учителя, необходимо включать ребят во множество учебных ситуаций, благо методических приёмов для их реализации достаточно много. Это поможет разнообразить урок и сделать его более интересным, запоминающимся и поспособствует выработке у учащихся личностного подхода к изучаемому материалу.

 

3. Прочитайте описание словесником В. Г. Бочаровым двух разных уроков, на которых изучалось стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и дайте методически мотивированный сравнительный анализ этих уроков.

 

Этап урока. 1 урок 2 урок
  1. Подготовка к восприятию
Этот этап пропущен учителем, так как нет краткой справки о поэте или же слова учителя о произведении. Но возможно справка о поэте была на предыдущем уроке. Во-первых, учитель заранее попросил учеников посмотреть и вспомнить стихотворения Пушкина. Во-вторых, учитель рассказал о творчестве Пушкина, а также включил в деятельность ребят (они называли строчки из стихотворений, которые уже знают).
  1. Восприятие
Я считаю, что на данном этапе учитель поступил методически неверно, так как первый раз выразительное чтение должно производиться учителем. Отсутствует выявление первичного впечатления учащихся о прочитанном произведении. На данном этапе учитель продемонстрировал грамотный подход к изучению лирического произведения. («Учитель проникновенно прочитал стихотворение наи­зусть, а книги были пока закрыты. »). А также на этапе анализа стихотворения объяснил с какой интонацией следует читать те или иные строки.   Учитель не стал торопиться с выявлением первичного впечатления и в итоге забыл про него вовсе.
  1. Анализ
Беседа начинается с очень простых вопросов («о чём стихотворение? » «какое утро описывается? ») и непонятно для чего вообще учитель задаёт эти вопросы, так как ответы на них очевидны даже без чтения стихотворения, а только лишь из его названия. При разговоре о художественных средствах у ребят возникли трудности с нахождением метафоры, учитель помог выяснить что такое метафора, но не закрепил этот материал. Учитель повёл ребят по тексту произведения с целью заложить яркие прочные чувства к данному стихотворению. Учитель направляет школьников на выявление чувств, эмоций и настроения стихотворения с помощью художественных средств.
  1. Синтез
Данный этап тоже отсутствует на этом уроке. Учитель резко обрывает этап анализа повторным прочтением стихотворения и объявлением домашнего задания. Вместо того чтобы сделать выводы по тому, о чём говорили на уроке, учитель раздаёт какие-то диктанты. На этом уроке учитель замещает этап синтеза краткой справкой об истории создания стихотворения.

Подробно просмотрев описания данных уроков, можно сделать вывод, что не тот ни другой не являются идеальными, но в отличии от первого второй урок методически грамотнее, но со своими недочётами.

 

  1. Ознакомьтесь с уроком Ражабовой Л. И., посвященным изучению «Зимнего утра» А. С. Пушкина в 6 классе (см. файл). Дайте оценку этому уроку.

На мой взгляд урок не плохой, но имеются недостатки. Например, отсутствует этап синтеза. Так же методисты утверждают, что первичное выразительное чтение должно производиться учителем («Первое чтение лирического стихотворения полезнее всего проводить самому учителю, так как сила эмоционального впечатления зависит от конкретной обращенности. Лирическое стихотворение в чтении должно рождать впечатление монолога, родившегося «сегодня, здесь, сейчас». И только эта непосредственность обращения способна разбудить чувства учеников. » Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М. 1994). Аудио или видео воспроизведения стихотворения можно включить в конце урока, причём лучше нескольких чтецов, для того чтобы сопоставить разные прочтения мастерами художественного слова.

План-сценарий (прогр. Под ред. Коровиной)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.