|
|||
Как определить, что перед нами – отклонение или модуляция? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Как определить, что перед нами – отклонение или модуляция? Отклонение – это кратковременный переход из основной тональности в другую и возвращение в основную (заканчивается в основной тональности). Модуляция – полный переход из основной тональности в другую, с окончанием музыки на Тонике новой тональности (заканчивается в новой, другой тональности). В любом случае – отклонение или модуляция – могут появиться новые знаки перед нотами (диезы или бемоли, бекары), которые или увеличат количество знаков при ключе, или их отменят. Если модуляция или отклонение происходит в параллельную тональность, у которой такие же знаки, новых знаков может и не появиться (только в миноре – появится VII повышенная ступень новой тональности). Что делать? 1. Определить, в какой тональности начинается произведение по ключевым знакам: - если при ключе стоят диезы – от последнего диеза отложить полутон вверх и получится Тоника, - если при ключе стоят бемоли – посмотреть на предпоследний бемоль – это и есть Тоника. 2. Определить, в какой тональности закончилось произведение: - определить последнюю ноту (чаще всего это Тоника), - если новых знаков нет в примере перед нотами, а Тоника другая (не та, что была в начале) – модуляция есть, в параллельную тональность, - если появились в примере перед нотами новые знаки и Тоника изменилась по сравнению с началом – есть модуляция, добавляй появившиеся знаки (или отменяй бекарные) к ключевым и определишь новую тональность.
Так выглядит отклонение в аккордовых построениях («цифровках»):
Так выглядит модуляция в аккордовых построениях («цифровках»):
|
|||
|