Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 «Отклонение и модуляция».



1. Повторяем, если у кого нет этих тем – переписываем, выделенное желтым, запоминаем.

Произведения, написанные в одной тональности, встречаются редко, т. к. появление новых тональностей в произведении обогащает звучание, придает ему яркости, дает развитие. Тональность, в которой начинается произведение, называется главной, а все остальные – побочными.

Существует 3 вида тональных изменений:

1) сопоставление – появление новой тональности без связного перехода, подготовки. Возникает обычно после цезуры, двойной тактовой черты и новых ключевых знаков.

Пример: П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса «Вальс».

2) отклонение – временный переход в новую тональность без закрепления новой тоники с обязательным дальнейшим возвращением в основную тональность. Осуществляется отклонение через доминанту (реже субдоминанту) новой тональности, которая называется побочной доминантой (субдоминантой). В нотном тексте появятся случайные знаки, чуждые предыдущей тональности и характерные для новой.

Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Утреннее размышление».

3) модуляция – переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения и сменой тоники. Но в музыке встречаются и модуляции, при которых изменяется только лад, а тоника остается прежней (например, до-минор – До-мажор). Такая модуляция в одноименную тональность называется ладовой.

Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Мазурка».

Примеры в музыке (нотные):

Отклонение – из Соль мажора временное отклонение в 10-12 тактах в ля-минор (убрали с помощью бекара фа-диез и знаков не стало вообще), но затем закончили все равно в Соль мажоре.

 

Модуляция – полный переход из Ля-мажора в 6-8 тактах в Ми мажор

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.