|
|||
«Отклонение и модуляция».Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Повторяем, если у кого нет этих тем – переписываем, выделенное желтым, запоминаем. Произведения, написанные в одной тональности, встречаются редко, т. к. появление новых тональностей в произведении обогащает звучание, придает ему яркости, дает развитие. Тональность, в которой начинается произведение, называется главной, а все остальные – побочными. Существует 3 вида тональных изменений: 1) сопоставление – появление новой тональности без связного перехода, подготовки. Возникает обычно после цезуры, двойной тактовой черты и новых ключевых знаков. Пример: П. И. Чайковский, фортепианный цикл «Детский альбом», пьеса «Вальс». 2) отклонение – временный переход в новую тональность без закрепления новой тоники с обязательным дальнейшим возвращением в основную тональность. Осуществляется отклонение через доминанту (реже субдоминанту) новой тональности, которая называется побочной доминантой (субдоминантой). В нотном тексте появятся случайные знаки, чуждые предыдущей тональности и характерные для новой. Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Утреннее размышление». 3) модуляция – переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения и сменой тоники. Но в музыке встречаются и модуляции, при которых изменяется только лад, а тоника остается прежней (например, до-минор – До-мажор). Такая модуляция в одноименную тональность называется ладовой. Пример: П. И. Чайковский, «Детский альбом» - «Мазурка». Примеры в музыке (нотные): Отклонение – из Соль мажора временное отклонение в 10-12 тактах в ля-минор (убрали с помощью бекара фа-диез и знаков не стало вообще), но затем закончили все равно в Соль мажоре.
Модуляция – полный переход из Ля-мажора в 6-8 тактах в Ми мажор
|
|||
|