![]()
|
|||
Кантата «Александр Невский». Сложилась на основе музыки к одноименному кинофильму. За 3,5 года до войны Эйзенштейн обращается к историческому материалу об А. Невском (веяния времени - «Если завтра война…»). Алекснадр Невский – великий деятель, политик (поСтр 1 из 2Следующая ⇒ Кантата «Александр Невский» Сложилась на основе музыки к одноименному кинофильму. За 3, 5 года до войны Эйзенштейн обращается к историческому материалу об А. Невском (веяния времени - «Если завтра война…»). Алекснадр Невский – великий деятель, политик (политика перемирия с Востоком, не любил Запад). Эйзенштейн и Прокофьев писали одновременно, параллельно; зрительный и звуковой ряд гибко связаны. Живая смена кадров сказалась и в музыке - чувство пространства, цвета и перспективы. Кантата написана в форме Сюиты, которая сложилась в 7 номеров; замкнутая форма. Тексты кантаты написаны поэтом Владимиром Луговским, но некоторые из них сочинил и сам композитор. №1. «Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, с архаическими попевками, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, впечатление безмерной дали. №2. «Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами. Написана в 3-хчастной форме. Основная мелодия размеренна. В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется; в музыке сменяют друг друга 2- и 3-хдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы. В репризе возвращается: главная, «богатырская» мелодия хора. №3. «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей. Здесь сталкиваются противоборствующие образы - жёстская, с резкими созвучиями, тема врагов и скорбные напевы и трепетная эмоциональность темы русских. №4. «Вставайте, люди русские! » - это хоровая песня совершенно иного характера: призыв к бою за русскую землю. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части, которая написана в 3-хчастной форме. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. Другая тема - певучая, светлая. №5 - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери. №6 - «Мёртвое поле» - одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева. В печальной, широко распетой мелодии - сдержанная скорбь. Поёт песню один голос. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. №7. Завершается кантата торжественным, величественным финалом - «Въезд Александра Невского во Псков». Псков встречает победителей радостной песнью, которая сливается с перезвоном праздничных колоколов. В хоровом финале соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские». Этой музыкой Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками.
|
|||
|