Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Традиции в католицизме



 

Соче́ льник (сочевник) — 24 декабря (6 января) и 5 (18) января — канун (навече́ рие) праздников Рождества Христова и Богоявлениясоответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чудаФеодора Тирона). Название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зёрна, размоченные водой).

Рождественский сочельник

Предрождественское представление на озереВёртер-Зе в Каринтии

В большинстве стран приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю (новый стиль). Некоторые православные церкви, в том числе и Русская православная церковь, а также греко-католики, продолжают праздновать Рождество по юлианскому календарю(старому стилю) — 7 января. В таких странах как Сербия, Черногория и Босния и Герцеговина сочельник называется «Баднидан» или «Бадняк»[1]. Рождественский сочельник считается у празднующих Рождество днём усиленного приготовления к празднику Рождества Христова.

Рождественский пост, усиленная молитва приближали христиан к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для нихВоскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III — начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря[2].

Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.

Традиции в католицизме

Строгий пост в рождественский сочельник не является обязательным, но принят в качестве благочестивой традиции во многих католических странах. Вечером в семьях принято собираться на торжественную трапезу с постными блюдами, перед началом которой читают отрывок из Евангелия о Рождестве. В восточноевропейских странах существует обычай преломлять на этой трапезе облатки (рождественские хлебцы)[4]. После окончания семейной трапезы верующие направляются в церковь на богослужение навечерия Рождества.

 

 

                                                                                    

 

Wigilia Boż ego Narodzenia (wieczerza wigilijna, wieczó r wigilijny, niekiedy takż e gwiazdka) (z ł ac. vigilia - czuwanie, straż; vigilare - czuwać ) – w tradycjichrześ cijań skiej dzień poprzedzają cy ś wię to Boż ego Narodzenia, koń czą cy okres adwentu.

Korzenie tego ś wię ta się gają prawdopodobnie obchodó w Saturnalió w w staroż ytnym Rzymie, gdzie chrześ cijań stwo się rozwijał o, lub nawet ś wię towaniaprzesilenia zimowego w epoce kamiennej.

Daty obchodzenia Wigilii[edytuj]

W koś ciele Zachodu Wigilia Boż ego Narodzenia jest obchodzona 24 grudnia. W koś cioł ach wschodnich: greckokatolickim i prawosł awnym 6 stycznia (w zwią zku z posł ugiwaniem się kalendarzem juliań skim), a w Koś ciele ormiań skim – 5 stycznia.

Dzień wigilii Boż ego Narodzenia bywał też przesuwany. Wedł ug tradycji ludowej (wcią ż ż ywej np. na Kielecczyź nie), w latach, gdy 24 grudnia wypada w niedzielę wigilia nie mogł a być obchodzona, ponieważ niedziela nie przyjmuje postu. W takim przypadku wieczerzę wigilijną urzą dzano już w sobotę, a Boż e Narodzenie ś wię tował o się przez trzy dni.

Przebiegj

Tradycyjnie wieczerza wigilijna rozpoczyna się wraz z pierwszą gwiazdką na niebie. Jest to symboliczne nawią zanie do Gwiazdy Betlejemskiej, oznaczają cej narodziny Jezusa, któ rą wg Biblii na wschodniej stronie nieba ujrzeli Trzej Kró lowie.

Kolację, w polskiej tradycji postną, rozpoczyna modlitwą i czytaniem fragmentu Ewangelii wg ś w. Mateusza lub Ł ukasza dotyczą cego narodzin Jezusa. a nastę pnie ł amanie się opł atkiem z ró wnoczesnym skł adaniem sobie nawzajem ż yczeń. Na stole, przykrytym biał ym obrusem z wią zką sianka pod spodem, ustawia się jedno nakrycie wię cej niż jest uczestnikó w wieczerzy. Jest ono symbolicznie przeznaczone dla niezapowiedzianego goś cia. Zwyczaj stawiania dodatkowego nakrycia szczegó lnie upowszechnił się w XIX wieku.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.