Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искусство



Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству.

 Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.

 

13.  Культурологічна діяльність Івана Мазепи

Ответ:

Первый и последний из гетманов, он хорошо владеет пером. Коронный гетман Яблоновский хвалит стиль писаний Мазепы. (Соловйов. «Истории России» III, 1120. ) А Орлик авторитетно свидетельствует, что «покойник Мазепа почти всегда просматривал экспедицию, которую мне диктовал, и не раз потом исправлял ее». Оставляя царю о какой-то польский проклямациях на Украине, Мазепа подчеркивает, что «это письмо написано не в Польше, ни поляком. Это видно из слов, которых нет в польском языке ».
Мы знаем документально, что Мазепа владел из чужих языков польском, латинском, итальянском, немецком, больше-меньше французском и, по Орликом, «достаточно прочно» татарской. Найрадше употреблял латинского языка. При первой встрече с Балюз в Батурине, вспомнив прошлое, гетман цитирует Горация: «Eheu Fugaces labuntuanni» (Гай-гай! Как быстро проходят годы, - лат. ).
Впечатление французского дипльомата в этом плане было, что «в целом он любит очень украшать свой ​ ​ разговор латинскими цитатами перфектным (8) и совершенным знанием этого языка может соперничать с лучшими нашими отцами иезуитами ». А от Орлика знаем, что любил, посещая киевскую академию, говорить перед академиками «языком Тита Ливия и Цицерона». На смертном одре имел силу еще вспоминать Овидия, также покончил жизнь в придунайских землях.
Мы не знаем всей лектуры Мазепы (д), но знаем, что имел знаменитую библиотеку, которую совсем совсем позже вспоминает Орлик, сам страстный библиофил: «Незабываемая для меня до сих пор величественная библиотека покойного Мазепы. Драгоценные оправы с гетманским гербом, лучшие киевские издания, немецкие и латинские инкунабулы, богато иллюстрированные древние рукописи! Не без вздох вспоминаю в настоящее моей рухляди все эти книжные богатства, равных которым не было на Украине... »

14.  Братства: мета створення та діяльність

Ответ:

В 80-х годах XVI в. в украинских городах стали распространяться общественные организации православного мещанства - братства. Их возникновение обусловлено стремлением городского населения, прежде всего средних его слоев, объединиться для защиты своих социально-экономических интересов и борьбы против насильственного окатоличивания и полонизации. Уставы братств предусматривали принятие вступающими присяги, выборность старшин и их отчетности перед приятелями, регулярное проведение собраний. В ряде городов братства организовывались на базе существующих объединений горожан - надзирателей за церковным имуществом.

Руководители ряда братств остро критиковали злоупотребления духовенства, особенно высшего. Преодолевая сопротивление церковной иерархии, они все шире внедряли принцип выборности служителей церкви из числа светских людей - членов братств, стремились установить контроль над всей деятельностью церковников.

Деятельность братств проходила в сложных условиях. Она встречала резкое противодействие со стороны городских властей и униатского духовенства. Киевский униатский митрополит Иосиф Рутский инкриминировал противникам унии, что они во всех городах создали братства, издали свои законы, поставили чиновников, совершили общий налог в соответствии с возможностями каждого и таким образом собирали большие средства, хотя «в братства относятся люди значительно ниже состояния », чем шляхта. Активных участников братского движения обвиняли в том, что они «отказываются повиноваться власти магистрата, сами себе делают новые суды и наказания, под страхом вечного проклятия не позволяют обращаться к магистрату». Действительно, уставы многих братств предполагали, что только выборная старшина будет судить их членов, и категорически запрещали последнее обращаться в государственные суды. Итак, активные братства стремились создать органы местного самоуправления, противопоставляя при этом их учреждениям государственной власти. Такая деятельность была для них одновременно определенной школой политической борьбы.

Примеры: успенское братство, львовское братство.. и т. д.

15.  Полемічна література

Ответ:

Полемическая литература. С последней четверти 16 в. (1580-1590) появляется новая тематика литературных и научных произведений, так называемая полемическая литература, посвященная религиозной дискуссии. За 100 лет этого периода были созданы в 10 раз больше оригинальных произведений, чем за 500 предшествующих лет. В полемической литературе можно выделить:

1. Научно-теологические трактаты и историко-политические памфлеты, открытые письма, послания-диспуты.

2. Художественная литература практически вся также носит полемический характер и направлена против католицизма.

3. Произведения ораторского искусства, легенды, басни, поэзия также имеет полемический характер.

Полемическая литература данного периода являлась религиозной по форме и социально-политической по содержанию. Это были открытые рукописные и печатные письма, полемические трактаты, памфлеты и прочее. Произведения писались на церковнославянском, западнорусском, польском и латинском языках.

Литературная полемика началась после выхода в 1566 года книги краковского профессора иезуита Бенедикта Гербеста.

Развитие полемической литературы бурно началось после Люблинской унии 1569 года

, а также в связи с Брестской церковной унией 1596 года. Толчком для развития полемической литературы стала книга польского публициста-иезуита Петра Скарги.

Полемическая литература, будучи важной вехой в развитии литературы, активизировала и обогатила её новыми жанрами, новыми образно-изобразительными средствами. Риторический опыт, приобретённый западнорусскими православными деятелями в диспутах с католиками и униатами, а также сопряжённый с этим процессом новый просветительский импульс, повлиял также после Переяславских соглашений

на Русскую православную церковь и стал одним из факторов церковных реформ патриарха Никона.

 

Представители: Петр Скарга, Иван Вишенский, Григорий Сковорода.

16.  Внесок у національну культуру К. К. Острозького (1526-1608)

Ответ:

Княжение Острожского сказалось большим подъемом украинской культуры и образованности, не в последнюю очередь было обусловлено попыткой князя сделать свою резиденцию центром культурного сопротивления католической и униатской экспансии. Вокруг княжеской резиденции в Остроге образовался кружок (академия) славянских и греческих ученых, публицистов теологов и богословов, которому в частности входили Герасим Смотрицкий, Василий Сурожский, Христофор Филарет (Мартин Броневский), Эммануил Ахиллес, Лука Сербии, Кирилл Лукарис (будущий Александрийский и Константинопольский патриарх), Никифор Парасхес-Кантакузен, Клирик Острожский, Зизаний Тустановский

, Демьян Наливайко и другие.

При содействии Острожского в Остроге была собрана большая библиотека, которая включала в себя греческий и западноевропейскую богословскую литературу, перепечатки античных произведений, словари, космографии, грамматики и прочее.

В 1575 году Острожский пригласил Ивана Федорова для организации типографии в княжеской резиденции. Благодаря острожской типографии мир увидел более 20 изданий, в том числе первый полный текст Библии на славянском языке 1580 года.

Около 1578 года при академии начала действовать школа, где кроме ряда традиционных в то время точных и гуманитарных дисциплин, впервые параллельно излагались латинский, греческий и церковнославянский грамматики. Опыт и программа Острожской школы были заимствованы Львовской, Луцкой и другими братскими школами. Острожский был также основателем школ школы в 1576 году и типографии в Остроге около 1577 года. При Богоявленский замковой церкви, имевшей статус кафедрального собора и была одним из самых значительных православных храмов того времени, появилась собственная иконописная традиция. Несколько острожских икон написанных в то время считаются шедеврами православного иконописания.

 

17.  Берестейська унія 1596 р. та її наслідки для української культури

Ответ:

Юридическое оформление унии должно было состояться в 1596 г. в г. Бресте. Однако собор раскололся на две части - униатскую и православную. Униатская часть утвердила акт объединения церквей и образования греко-католической церкви, которая подчинялась Папе Римскому. Было признано основные догматы католической церкви, одновременно церковные обряды остались православными, а церковнославянский язык - языком богослужения. Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от уплаты налогов, униатская шляхта наравне с католической могла претендовать на государственные должности. Кроме того, униатским епископам было обещано место в сенате. Православный собор не признал правомерность решения униатов. Все попытки примирения были напрасными: вскоре стороны прокляли друг друга. Вследствие этого уния вместо консолидации еще больше углубила раскол общества, начала новую плоскость расслоения.

После заключения унии начался массовый наступление на православную церковь. Уния насаждалась силой, православные церковные имения передавались униатам, православные остались без высшей церковной иерархии. Вместе униаты находились в состоянии неопределенности, между двумя огнями. Православные видели в них предателей, а католики не сочли их полноценными гражданами, к тому же не выполнили значительной части своих обещаний Брестском соборе. Католическая верхушка видела в греко-католической церкви только средство распространения своего влияния, а не самостоятельную церковную организацию. Заключив Брестскую унию, она сначала объективно способствует распространению католицизма и ополячиванию, но впоследствии пропасть между украинским греко-католиками и поляками римо-католиками чрезвычайно углубляется. Эволюция униатской церкви в условиях враждебного окружения приводит к тому, что в 1848 г. начинается коренной перелом: греко-католическое духовенство отходит от пропольских настроений, а униатская церковь, глубже интегрируясь в галицкий общество, заявляет о себе как о национальной украинской церкви.

Итак, форсированное наступление католицизма на украинские земли, усилился после заключения Люблинской унии, вела ополячения и окатоличивания украинского народа, вел к общей дезорганизации и упадка православной церкви, катастрофически теряла роль ячейки культурной жизни, гаранта сохранения национальных традиций. Брестская уния была для Польши удобной формой усиления своей власти в украинских землях, расширение сферы влияния католицизма, а для части православного духовенства - попыткой поднять его престиж, преодолеть дискриминацию православных верующих, вывести православную церковь из кризиса.

 

18.  Петро Могила (1596-1647) та його культурна спадщина

Ответ:


П. Могила 1631 г. основал школу при Киево-Печерской Лавре.
П. Могиле не удалось реализовать свою идею — сделать Киевскую коллегию высшим учебным заведением с полным курсом обучения. Ограничения были сугубо прагматические: чтобы украинские дети приобретали образование в польских католических академиях и соответственно окатоличивались.
Между прочим, культурная и образовательная деятельность Петра Могилы не ограничивалась лишь заботой о Киевской коллегии. Именно при его участии были открыты коллегии в Виннице, Кременце, Гощи. Много усилий приложил он и к развитию книгоиздательского дела в Украине.
Значительное внимание Могила сосредотачивал на Киевской коллегии. Как коллегия, так и братский монастырь содержались, главным образом, на средства митрополита. Важным было то, что в монастыре находились лишь те монахи, которые было наставниками в коллегии. Все они вышли из Печерской лавры и отличались образованностью и верностью православию.

Немало было сделано Могилой и для развития искусства в Украине. Для росписи киевских церквей приглашались лучшие художники из Европы. Многие из них так и оставались в Киеве, содействуя развития местной художественной школы. Между прочим, как ученые, преподаватели Киевской коллегии, так и ее ученики имели возможность постоянно пользоваться одной из богатейших к тому времени библиотекой Петра Могилы.

 

Умер Петр Могила 11 января 1647 г.


19. Києво-Могилянська академія (з 1701 р. ) та її внесок у вітчизняну культуру

Ответ:

В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.

Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.

Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии.

С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало.

 

20. Феофан Прокопович (1677-81 – 1736)

Ответ:

Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум отличался критическим складом, его натуратребовала не веры, а доказательств.
В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру он сумел придать новое звучание. Проповедь в Древней Руси преследовала главным образом религиозные цели. Феофан подчинил ее злободневным политическим задачам. Многие из его речей посвящены военным победам Петра, в том числе Полтавской битве. В своих речах Феофан говорит о пользе просвещения, о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана в его проповедях стали рассуждения, доказательства, а в ряде случаев и остроумное сатирическое слово.
Прокопович известен и как драматург. Он написал пьесу «Владимир» в 1705 г. для школьного театра в Киево-могилянской академии.
Третий раздел художественного творчества Прокоповича представлен лирическими стихотворными произведениями. Они написаны силлабическими стихами и отличаются разнообразием тематики. К серьезным героическим жанрам относится «Епиникион», или, как поясняет это слово сам Феофан, «песнь победная». Этот панегирический жанр предшествовал в России классицистической оде. «Епиникион» Феофана посвящен победе русского войска в Полтавской битве. К «Епиникиону» примыкает по своей военной тематике стихотворение «За могилою рябою», где описан один из эпизодов Прутского похода Петра I, в котором участвовал и сам автор.
Самыми серьезными и авторитетными произведениями Феофан считал эпопею и трагедию. В драматических произведениях, по его словам, должно быть обязательно пять действий. Это число позднее узаконят классицисты. Уже явно намечается тенденция к установлению единства действия и времени. «В трагедии, — пишет Прокопович, — не должно представить в действии целую жизнь... но только одно действие, которое произошло или могло произойти в течение двух или, по крайней мере, трех дней» (С. 435). Тем самым художественная и теоретическая деятельность Феофана Прокоповича прокладывала путь русскому классицизму.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.