Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Питання до МК-1. з дисципліни Історія української культури



 

                                                                                                                                           доц. Сергієнко Г. С.

Питання до МК-1

з дисципліни " Історія української культури"

 

1. Релігія слов’янських племен

Ответ:

Древние славяне были язычниками. Условно верования можно разделить на три большие группы:
1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и богов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности;
2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относились два праславянских божества: Перун и Велес, а также древнерусские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало.
Славянские языческие верования делили весь мир на три космические зоны: потусторонний мир, мир (землю) людей, небесное царство богов. Общеславянским богом, объединявшим военную, религиозную, хозяйственную функции, был громовержец Перун, небесный бог войны. Стрибог олицетворял ветер, Хорс, Дажьбог - солнце; Велес (Волос) - бог скота; Сварог - бог неба; Месяц олицетворял время; Лада - добро, богиня красоты, любви, весны, очарования; Купало олицетворял время наивысшего развития творческих сил природы.
Сегодня насчитывают 15 главных астральных богов Руси. Богам иногда строили святилища, или капища. Святилище имело форму восьмилепестковой розетки диаметром около 20 метров с идолом Перуна в центре; в лепестках розетки, углубленных в земле, горели жертвенные костры. Святилище было ориентировано по сторонам света.
Интересно, что языческие обряды календарных праздников славян соответствуют движениям созвездий и других небесных тел. Все языческие боги являются созвездиями или другими небесными телами. Боги славян были антропоморфны, то есть подобны людям. Человеческими чертами наделялись и духи, населявшие леса (лешие), источники (водяные), поля (полудницы), вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы и т. д. Духи окружали человека повсюду. Один и тот же дух мог быть и добрым, и злым, поэтому его нужно было задобрить.
Но главными помощниками на протяжении всей жизни считались предки. Умерший предок отправлялся в другой мир, который представлялся не как загробный, а как мир, начинающийся сразу за пределами первобытной общины и ее хозяйства. Все хозяйственные праздники славян сопровождались поминовением-почитанием предков. Пир являлся главным обрядом, сопровождающим все события жизни человека: рождение ребенка, свадьбу, похороны. Смерть не пугала потому, что род был вечным и бессмертным. Славяне считали, что умерший рождается в потомке. Поминальная тризна - это не грустный обряд, а праздник обновления и возрождения рода. Были волхвы (предсказатели), с мнением которых считались не все представители рода. Перуну приносились человеческие жертвы, это были либо пленники, либо чужестранцы. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья. Широко были распространены различные виды гаданий о будущих событиях.

2. Трипільська культура

Ответ:

Трипольская культура считается одной из древнейших энеолитических археологических культур Европы. Историческое название народа было «Кукутень» (от названия села в Румынии, где были найдены первые предметы, связанные с этим народом). Главным исследователем Трипольской культуры является Викентий Хвойка, который в 1893-94 годах представил в Киеве ранее не виданные артефакты.

Последующие исследования показали, что трипольцы селились между рек Дунай и Днепр: предметы быта племени находили на территории современной Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Венгрии.

Ученые выяснили, что Трипольская культура достигла высокого уровня социально-культурного развития. Трипольцы использовали для жилья наземные, часто двухэтажные дома. Часть помещений использовались для жилья, протапливались печами, открытыми очагами, имела круглые окна, а другая часть помещений использовались под кладовые.

Рабочие инструменты трипольцы изготавливали из камня, кремня, костей животных и даже меди, о чем свидетельствуют найденные заготовки из кремня. Трипольцы хорошо знали сельское хозяйство: выращивали пшеницу, овес, просо, горох, ячмень, бобовые культуры, виноград, алычу, абрикос. Для обработки полей под посевы использовали подсечно-огневую систему земледелия.

Кроме этого, племя активно разводило поголовье домашней живности: держали коров, свиней, лошадей. Интересный факт, что для приручения, молодого жеребца вскармливали коровьим молоком, что гораздо быстрее позволяло не только приручить, но и одомашнить животное.

Также трипольцы были прекрасными охотниками. Они знали, что такое лук и стрелы, использовали для охоты собак.

Высочайшего уровня племя достигло в гончарстве. Трипольская керамика была самой популярной в тогдашней Европе (посуду трипольской культуры находили даже в Италии), что подтверждает еще торговые таланты древней культуры. Интересно, что аналогов по росписи и орнаментам, трипольской посуде не было равных еще очень долгое время.

 

3. Кіммерійсько-скіфо-сарматський культурний симбіоз

Ответ:

Автохтонными источниками украинской культуры можно считать трипольской культуре IV-III тыс. до н. э. и киммерийско-скифо-сарматский культурный симбиоз II-I тыс. до н. э. Автохтонные факторы украинской культуры дошли и сохранились до XX в., Особенно в образе жизни, ментальности сельского украинского. Древнейшим народом на украинском поприще, имя которого сохранила история, были киммерийцы. Они занимали территорию между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном), а также Крымский и Таманский полуострова.

Исчерпывающий анализ немногих имеющихся ныне источников склоняет историков к целому ряду выводов относительно этих «потребителей кобыльего молока», как их называли греки:

1) киммерийцы были первыми на Украине скотоводами, которые перешли к кочевому образу жизни;

2) они овладели искусством езды на лошадях и их войско состояло из всадников;

3) благодаря контактам с искусными обработчиками металлов на Кавказе они начали на Украине сутки железа;

4) возрастание роли конных воинов обусловило упадок крупных родов и возникновения военной знати.

Дальнейшее развитие киммерийского общества был оборван нашествием скифов - ираноязычных кочевников.

Скифы оставили после себя достаточно много культурных достопримечательностей. их находят на юге Украины в огромных курганах, где хоронили скифских царей. Для культуры скифов характерна керамика, украшенная углубленным геометрическим узором, изобразительное искусство, которое должно зооморфный характер, так называемый звериный стиль. Его основой были изображения оленя, барана, лошади, кошачьего хищника, фантастического грифона, горного козла. Известный исследователь украинской культуры Мирослав Сейчишин считает, что скифское искусство было одним из источников славянской культурного наследия. По мнению другого исследователя истории, Емельяна Прицака, Украинская унаследовали от скифов некоторые элементы одежды (белую рубашку, сапоги, остроконечную казацкую шапку), отдельные детали вооружения (колчан, пернач) заимствовали отдельные слова (собака, топор и др. )..

Традиции скифского искусства продолжали сарматы - другое могучее племя кочевников с Востока.

Носили они длинные просторные штаны, кожаные жилеты, обувь из мягкой кожи и шапки. Основными продуктами питания были мясо, молоко и сыр. Жили они в палатках что надувались на двух-или четырехколесные повозки. Особенно поражает у сарматов и большая роль, которую играли в их обществе женщины. Передавая легенду, по которой сарматы произошли от союза амазонок со скифами, Геродот сообщает, что сарматские женщины жили как прежде амазонки: они охотились верхом, участвовали в войнах наравне с мужчинами, а также одевались, как мужчины. Данные археологии свидетельствуют о том, что сарматских женщин хоронили вместе с оружием и они нередко выполняли функции жриц.

 

Когда война не могла удовлетворить всех материальных потребностей, сарматы торговали. их караваны путешествовали в дальние края, из которых везли в Танаиса - сарматской столицы, расположенной на р Дон, китайский шелк, кавказский хрусталь, полудрагоценные камни из Ирана и Индии.

 

Вскоре на смену сарматам пришли другие кочевники, но сарматы были последним индоевропейским народом, явившимся с востока. После них Евразийские степи почти на целое тысячелетие станут владениями тюркских народов.

4. Причини прийняття христианства Володимиром Великим

Ответ:

Сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его из народа, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2. Несовместимость установленного государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член в любые международные союзы и обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, который защитил себя государства.

 

5. Ярослав Мудрий і культурний розвиток Київської Русі

Ответ:

За Ярослава засновуються монастирі Св. Юрія та Св. Ірини, започатковується чернецтво в Печерах за селом Берестовим, де невдовзі побудований Печерський монастир — майбутній осередок культури.

Ярослав організував світську школу, де близько 300 дітей навчалися грамоти та іноземних мов. При Святій Софії працювали переписувачі та перекладачі книжок, про що літописець говорить.

Ярослав зібрав навколо себе освічених людей.

Ярослав був визначним будівничим. За його правління розпочалося кам'яне будівництво, зокрема Софії Київської. Київ істотно розширився, обнесений валами, що були складними інженерними спорудами; при цьому було зведено чотири в'їзні брами: Лядську, Жидівську, Угорську та Золоту (пізніше Золоті ворота). Активно розвивалося цивільне будівництво: зводилися дво- і триповерхові будинки з балконами та галереями.

Доба Ярослава відома також великим піднесенням мистецтва. Храм Софії був своєрідним музеєм, однією з найкращих пам'яток Європи XI ст. Впливи романського, вірменського та візантійського мистецтв злилися в один потік, який дав ту неповторну єдність і своєрідність, чим і нині пишається український народ. Зведення як храмів, так і світських споруд завдяки старанням Ярослава поширилося в усій Україні.

 

6. Писемність Київської Русі

Ответ:

Вопрос происхождения славянской письменности еще не полностью выяснено. Дело осложняется тем, что до настоящего времени сохранилось две славянские азбуки - глаголица и кириллица. Какая из них древнее и которую изобрел славянский просветитель Кирилл, эти вопросы остаются предметом исследования отечественных и зарубежных ученых.

Существование письменности на Руси до 988 г. подтверждается и археологическими находками. При раскопках гнездовських курганов под Смоленском было обнаружено корчагу второй четверти X в. - Большую керамический сосуд для хранения жидких или сыпучих веществ. На ней есть надпись: «гороухща» или «Гароушна», что указывает на содержимое сосуда, возможно, - горчицы или горючего.

Часто встречаются надписи и на металлических изделиях. Интересный надпись мастера на рукоятке меча (X-XI вв. ), Обнаруженного в с. Хвощеватий на Полтавщине, на лезвии которого инкрустированы проволокой: «Кузнец Людота».

Быстрое развитие письменности был связан с общим подъемом культуры и духовными потребностями древнерусского населения. В XI - первой половине XIII в. письменность уже обслуживала почти все сферы жизни феодального общества Руси. Торжественным уставом переписывались церковные и богословско-философские книги, писались княжеские грамоты, договоры и другие официальные документы. Купцы, горожане и ремесленники писали берестяные грамоты, делали надписи на различных изделиях и на стенах строений. Все это свидетельствует о большом распространении письменности не только среди господствующей верхушки и служителей церкви, но и среди других слоев населения.

7. Розвиток освіти на Русі

Ответ:

Большинство детей, прежде всего, простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственного труда и другой домашней работе. Детей могли отдавать какому-то мастеру для изучения ремесла. Там они иногда могли изучать грамоту и хоровое пение.

За сравнительно короткое время (XI-XII вв. ) Киевская Русь достигла чрезвычайно больших успехов в распространении грамотности и школ и по состоянию образования не уступала западноевропейским странам. Примером этому является дворцовая школа Ярослава Мудрого. Причинами, способствовали распространению грамотности и образованию на Руси, были:

- Об образовании беспокоилась не только и не столько церковь, но и княжеская (светская) власть;

- Обучение в школах проводилось на родном языке (славянском)

- Из Болгарии проникала и распространялась кирилло-Мефодиевская письменная традиция (Русь приступила к школьному образованию на голом месте, а имея уже много болгарских переводов литературы на славянский язык);

- Существовала самообразование, почти неизвестна на Западе того времени;

- Школа была открыта для широких масс, хотя речь о всеобуч не идет;

- Школа в Киевской Руси была доступна для девушек;

- Древнерусские школы по своей организации были более демократичными, здесь дисциплина имела более мягкий характер, чем в западноевропейских школах.

 

8. Найвизначніші пам'ятки Київської Русі

Ответ:

Перше місце посідає комплекс Софії Київської — однієї з найвідоміших пам’яток Європи. Софійський собор, завершений 1037 p., був релігійним і культурним центром Русі. Звести такий храм могла лише багата і сильна держава. З огляду на те, що він був розписаний фресками та прикрашений мозаїками не тільки всередині, а й зовні, і навіть підлога викладена мозаїкою, можна уявити, яке враження він справляв на сучасників.

На території Видубицького монастиря збереглися рештки Михайлівської церкви, закладеної 1070 p. біля підніжжя Звіринецької гори на березі Дніпра.

Поблизу Києво-Печерської лаври в колишньому Берестові збереглися рештки церкви Спаса, усипальниці київських князів.

У Києво-Печерській лаврі збереглися уламки Успенського собору, головної колись споруди ансамблю Києво-Печерського монастиря. Його було зведено в 1073—1075 pp., а зруйновано під час Другої світової війни.

Біля Національного музею історії України відкрито фундаменти Десятинної церкви — першого кам’яного храму на Русі. Він був зведений у 989—996 pp., поряд — залишки фундаментів цивільних будинків, які можна побачити на вул. Володимирській та прилеглих до неї районах.

У Золотоворітському сквері — руїни Золотих воріт та валу, що проходив по вулиці Прорізній вниз до Хрещатика та по вулиці Ярославів вал до Львівської площі, Лядських воріт. Залишки Золотих воріт сьогодні накриті декоративною спорудою, яка начебто відтворює Золотоворітську церкву.

На Володимирській гірці у 1108—1113 pp. було зведено Михайлівський монастир, що був зруйнований у 1934—1935 pp. у зв’язку з будівництвом урядового центру.

Серед пам’яток, які визначали обличчя стародавнього Києва, варто пригадати Ротонду кінця XII — початку XIII ст., палацові споруди міста Володимира, Михайлівські, Подільські й Лядські ворота, церкви Василівську, Федорівську та ін.

З Київської доби зберігся ансамбль пам’яток Х—ХІГст. у Чернігові — Спасо-Преображенський собор, закладений князем Мстиславом 1031 p. Цей монументальний храм був, як і Софія Київська, багато оздоблений мозаїками і фресками. Нині залишилися тільки невеликі фрагменти.

Одна з вишуканих пам’яток Київської Русі — церква П’ятниці на торгу, або П’ятницька церква. Точний час спорудження невідомий, фахівці збігаються на думці, що її було збудовано в 90-ті роки XII ст.

Навіть та невелика частина пам’яток, що вціліли і дійшли до нас, дає можливість уявити, як розвивались архітектура і мистецтво Київської Русі.

 

9. Літописання. " Повість минулих літ"

Ответ:

Летописи - категория нарративных (повествовательных) источников, характерной особенностью которых является изложение исторических событий в хронологической последовательности по годам.

Летописный жанр характерно прежде всего для средневековья, однако на землях Украины он был длительным по времени, летописные памятники создавались здесь и в начале. XIX в. Вместе летописи эволюционировали, менялись их форма, способ изложения.

«Повесть временных лет» - это первая летопись, дошедшая до нас, его еще называют «Начальная летопись». Кстати, именно он проливает свет на историю нашего народа с древнейших времен и до дней жизни Нестора Летописца - автора этого произведения.

Летопись рассказывает о начале украинского государства, о первых наших князей.

Оригинал «Повести временных лет» не сохранился, текст летописи дошел до нас в двух списках - Лаврентьевской и Ипатьевской.

«Повесть временных лет» - это не только своеобразный учебник истории, но и казна поэтических и эпических сказаний, басен, рассказов.

 

10.  Розвиток літератури доби Давньоруської держави

Ответ:

Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

 

11.  Внесок Русі в розвиток вітчизняної та світової культури

Ответ:

Київська Русь, освоївши кращі досягнення народів східних слов'ян, протягом IX—XII ст. вибудувала самобутню і високу культуру, яка посіла визначне місце серед культур країн Європи та Азії.

Високий освітній рівень києворусичів підтверджується великою кількістю писемних пам'яток і написів на пряслицях, холодній зброї, берестяних грамотах, а також графіті у Софії Київській та Новгородській. За Володимира і Ярослава працювали школи. Народилася і утвердилася любов до книги, утворюються скрипторії, майстерні для переписування та оздоблення книги. Утворюються бібліотеки — перша з них була при Софійському соборі у Києві. Київські князі були високоосвіченими людьми — " книголюбцями". Так, Ярослав Мудрий, за свідченням літописця, " почитая часто в день и в нощи", був палким прихильником книги.

Разом з народом і в народі жили обрядовий фольклор, казки, історичні перекази, легенди, ліричні пісні, прислів'я, приказки, загадки та ін. Майже в первозданному вигляді до нас дійшли високі взірці обрядової поезії — колядки та щедрівки.

Із прийняттям християнства витісняється традиційна дерев'яна архітектура, на зміну їй приходить мурована, візантійського типу, яка частково увібрала в себе традиції будівничих Русі. Зводяться Десятинна церква, Софійський собор, церкви Кирилівська, Спаса на Берестові, монастирі Видубицький та Лаврський у Києві, Спасо-Преображенський, Борисоглібський собори та церква П'ятниці на торгу в Чернігові, а також собори у Новгороді, Пскові, Полоцьку та інших містах.

Із мурованою архітектурою на Київську Русь приходить монументальний живопис — фрески та мозаїки. Найбільша кількість їх збереглась у Софії Київській та церкві Спаса на Берестові. Цінність софійських фресок полягає у тому, що на них зображено багато світських тем із життя києворусичів.

Високого рівня розвитку досягло декоративно-прикладне, ужиткове та ювелірне мистецтво. Вироби майстрів Київської Русі були популярними не тільки на батьківщині, а й за її межами. Це переважно вироби із золота: намисто, колти, ланцюжки, сережки, діадеми, браслети, фібули, персні та ін.

Культурі Київської Русі притаманні також спільні риси в різних галузях духовної і матеріальної культури — житті, одязі, речах побуту, декоративно-прикладному мистецтві, обрядовості, усній народній творчості, що на сьогодні являє для нас єдину спільність — культуру Київської Русі.

 

12.  Архітектура і мистецтво Київської Русі

Ответ:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.