|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1. Дорожные знаки * (по СТ РК 1125-2002 и СТ РК 1412-2005) 1 страницаСтр 1 из 8Следующая ⇒
Источник: ИС ПАРАГРАФ, 16. 01. 2013 14: 50: 26
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07. 12. 2011 г. )
В целях приведения нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере дорожного движения в соответствие с требованиями международной Конвенции о дорожном движении, а также во исполнение статьи 92 части 4 Конституции Республики Казахстан и статьи 12 Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 г. «О безопасности дорожного движения» Правительство Республики Казахстан постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1998 года: Правила дорожного движения Республики Казахстан ( приложение 1 ); Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения ( приложение 2 ); Перечень оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам ( приложение 3 ). 2. Предоставить Министерству внутренних дел Республики Казахстан право размещения заказа по изданию (переизданию) Правил дорожного движения Республики Казахстан, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения. 3. Министерству внутренних дел Республики Казахстан в срок до 15 декабря 1997 года обеспечить издание указанных нормативных документов массовым тиражом и освещение в печати, по радио и телевидению их требований.
Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 г. № 1650
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В тексте Правил слово «милиции» заменено словом «полиции» в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. )
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. 1. Настоящие Правила дорожного движения Республики Казахстан (далее - Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Республики Казахстан. Другие нормативные и правовые акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. В пункт 1. 2 внесены изменения в соответствии с постановлениями Правительства РК от 26. 05. 99 г. № 643; от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ); от 26. 01. 09 г. № 47 ( см. стар. ред. ); от 07. 12. 11 г. № 1479 ( см. стар. ред. ) 1. 2. В Правилах используются следующие основные понятия: автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5. 1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, а при ее отсутствии — дорожным ограждением без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками; Сноска. Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно приложению 1. автобус — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, исключая место водителя; автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами); багаж — имущество пассажира, упакованное и перевозимое в багажном отделении автобуса, микроавтобуса или в багажном автомобиле, сопровождающем автобус, микроавтобус, в пределах норм, установленных Правилами перевозки пассажиров и багажа, а также в такси на основании дополнительного соглашения с перевозчиком; безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем; водитель - лицо, управляющее транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению; вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге; главная дорога - дорога, обозначенная знаками 2. 1, 2. 3. 1-2. 3. 3 или 5. 1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой; газон (клумба) - участок земли с четко определенными границами, который в городском реестре земли определен как «газон» («клумба»); дорога — автомобильная дорога общего пользования, хозяйственная автомобильная дорога, улица города и населенного пункта, подлежащие государственному учету и представляющие комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения; дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб; железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Границей переезда является участок дороги, ограниченный воображаемой линией на расстоянии 10 м от ближайшего рельса; край проезжей части - определяется линией разметки, а при ее отсутствии условной линией, проходящей по кромке дорожного покрытия, а также в месте примыкания проезжей части к трамвайным путям у края дороги. При невозможности определить кромку дорожного покрытия, в том числе и по дорожным условиям край проезжей части определяется самим водителем по краю накатанной полосы; крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами; жилая зона - участок, застроенная территория или массив, обозначенные знаком 5. 38; маневрирование - начало движения от остановки (стоянки), остановка, поворот (разворот), перестроение, торможение и движение транспортного средства задним ходом; маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками); масса без нагрузки - масса транспортного средства без экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива и необходимым комплектом инструмента; масса с нагрузкой - фактическая масса груженого транспортного средства, экипажа и пассажиров; механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины; мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками; мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг; населенный пункт - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5. 22 - 5. 25; недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, пыли, снегопада и тому подобного, а также в сумерки; нерегулярные перевозки пассажиров и багажа - транспортные услуги, оказываемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, по заказам (заявкам) физических и юридических лиц; обгон - опережение движущегося впереди на минимальной безопасной дистанции транспортного средства или состава транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы; обочина - грунтовая или укрепленная покрытием полоса между бровкой (или бордюрным камнем) и краем проезжей части на одном с ней уровне; опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств и особенностей при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий, строений и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде; опасность для движения - внезапное изменение в дорожном движении, угрожающее его безопасности и требующее изменения скорости и (или) маневрирования транспортного средства; организация дорожного движения - комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; организованная пешая колонна - группа движущихся по дороге пешеходов, организованная и обозначенная в соответствии с требованиями пункта 3. 2 Правил; организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов; остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; Примечание. Не считается остановкой (стоянкой) необходимость прекращения движения транспортного средства, обусловленная организацией дорожного движения. пассажир - лицо, находящееся в (на) транспортном средстве и не управляющее им; перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками места пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены знаки приоритета; перестроение - смена занимаемой транспортным средством полосы движения с сохранением первоначального направления движения; пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску; пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками 5. 16. 1, 5. 16. 2 и (или) разметкой 1. 14. 1 - 1. 14. 3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5. 16. 1 и 5. 16. 2 по оси дороги; Сноска. Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; преимущество (приоритет) - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения; препятствие для движения - неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил; Абзац сорок первый исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 07. 12. 11 г. № 1479 ( см. стар. ред. ) прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется на полуприцепы и прицепы-роспуски; проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств; разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов, за исключением вынужденной остановки пешеходов при пересечении дороги вне населенного пункта; разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав; регулировщик - сотрудник органов внутренних дел (полиции), военной автомобильной полиции или военнослужащий дорожно-комендантского подразделения, работник Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет транспортного контроля), работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак - нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок), уполномоченные выполнять распорядительные действия по управлению движением на дорогах; стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства; темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек; транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном; тяжеловесное транспортное средство — транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них; уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. 1. 3. На территории Республики Казахстан установлено правостороннее движение транспортных средств. 1. 4. Необходимые изменения и ограничения в организации дорожного движения вводятся в установленном порядке в рамках Правил только при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, сигналов светофоров и регулировщиков, а также распоряжениями лиц, уполномоченных регулировать движение. 1. 5. Участники дорожного движения обязаны знать и выполнять относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров или регулировщиков, знаков и разметки, а также выполнять требования сотрудников органов внутренних дел. 1. 6. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в органы внутренних дел. 1. 7. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ 2. 1. Водитель механического транспортного средства обязан: В пункт 2. 1. 1 внесены изменения в соответствии с постановлениями Правительства РК от 26. 05. 99 г. № 643 ( см. стар. ред. ); от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ); от 09. 01. 07 г. № 6; от 26. 01. 09 г. № 47 ( см. стар. ред. ); от 26. 10. 09 г. № 1682 ( см. стар. ред. ); от 07. 12. 11 г. № 1479 ( см. стар. ред. ) 2. 1. 1. Иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел (полиции) передавать им для проверки: водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством; регистрационные документы на транспортное средство; документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; документ о прохождении государственного или обязательного технического осмотра; в установленных законодательством случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и/или страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами; в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз. В случаях, предусмотренных законодательством, предъявлять для проверки работникам Комитета транспортного контроля специальное разрешение, разрешение и лицензию (или учетный документ) при осуществлении международных перевозок. При отсутствии специального разрешения и разрешения передавать работникам Комитета транспортного контроля для их оформления и получения водительское удостоверение (удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист и документы на перевозимый груз Пункт 2. 1. 2 изложен в редакции постановления Правительства РК от 07. 12. 11 г. № 1479 ( см. стар. ред. ) 2. 1. 2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема. 2. 2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан: иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении; иметь на транспортном средстве регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано. 2. 3. Водитель транспортного средства обязан: В пункт 2. 3. 1 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ) 2. 3. 1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения. Сноска. В дальнейшем - Основные положения. 2. 3. 2 По требованию сотрудника органов внутренних дел (полиции), поданному в соответствии с пунктом 5. 3, остановиться и выполнить его указания. 2. 3. 3. Проходить по требованию сотрудника органов внутренних дел освидетельствование на состояние опьянения. Правила дополнены пунктом 2. 3. 3-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 2. 3. 3-1. Проходить проверку знаний Правил в случаях, установленных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. 2. 3. 4. Не покидать транспортное средство без принятия мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства или его использование посторонними лицами. В пункт 2. 3. 5 внесены изменения в соответствии с постановлениями Правительства РК от 19. 12. 02 г. № 1329 ( см. стар. ред. ); от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ) 2. 3. 5. Предоставлять транспортное средство: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также, независимо от направления движения, медицинским работникам, сотрудникам органов внутренних дел и органов национальной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения; сотрудникам органов внутренних дел для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам органов внутренних дел, Службы охраны Президента Республики Казахстан и органов национальной безопасности, в иных, не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных законодательством. Примечания: 1. Требование о предоставлении транспортного средства не распространяется на транспортные средства представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом. 2. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации). 3. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства вышеперечисленным сотрудникам государственных организаций, по требованию владельца транспортного средства возмещаются этими организациями в установленном порядке. 2. 4. Лица, обладающие правом проверять у водителя транспортного средства документы или использовать транспортное средство, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение. В пункт 2. 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ) 2. 5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 7. 2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; при необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия. В пункт 2. 6 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ) 2. 6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожной полиции или в подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия. 2. 7. Водителю запрещается: 2. 7. 1. Управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. В пункт 2. 7. 2 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. ); изложен в редакции постановления Правительства РК от 07. 12. 11 г. № 1479 ( см. стар. ред. ) 2. 7. 2. Эксплуатировать неисправное или не прошедшее государственный или обязательный технический осмотр транспортное средство. Пункт 2. 7. 3 изложен в редакции постановления Правительства РК от 12. 10. 05 г. № 1021 ( см. стар. ред. )
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|