Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джяма Садхана является первой ступенью нравственности и учит нас «контролируемому поведению».



 

 

 

ТАНТРА ЙОГА

Ананда Марга - это духовный путь жизни. Система его духовных практик основывается на древних традициях Тантры и Йоги.

Тантра – это практическая наука, созданная в Индии примерно 7000 лет назад великим йогином Садашивой, жившим в Гималаях.

Тантра буквально означает ”то, что освобождает от тьмы”. Она позволяет человеку преодолеть невежество разума и достичь состояния единения с Высшим Сознанием. Тантра - является не застывшей теорией, а целиком и полностью практической наукой. Это путь, включающий в себя философию, духовные практики и позитивное мышление. Уникальный аспект Тантры состоит в том, что все объекты рассматриваются как выражение Бесконечной Сущности.

С самого начала практическая философия Тантры не ограничивалась только духовными практиками; ее влияние распространялось и на многие другие стороны жизни - литературу, изобразительное искусство, танец, медицину и т. д. Она была целостным подходом к жизни. Благодаря широте и разнообразию Тантрической культуры, постепенно возникли различные ответвления Тантры, которые в настоящее время известны как разные направления йоги. Однако с течением времени Тантра распалась на множество сектантских доктрин и утратила свою ценность для человечества. Из-за странных обрядов и ритуалов обычные люди начали испытывать неприязнь к Тантре. Шри Шри Анандамурти остановил разложение Тантры и реформировал ее таким образом, что она снова стала практической наукой, позволяющей людям достигать чрезвычайно быстрого прогресса в физической, ментальной и духовной сферах жизни. Гармоничный образ жизни делает само существование человека цветущим и плодотворным. Тантра Йога, созданная Шри Шри Анандамурти, то есть Йога, базирующаяся на Тантре, представляет собой средство для быстрого развития и в совершенстве отвечает условиям нашего времени. Эта научная система Тантры называется Раджадхирадж Йога.

 

РАДЖАДХИРАДЖ ЙОГА

Тантрическое определение йоги таково –

Самъйога джега итьюктах дживатма параматманах –

йога - это достижение единства индивидуальной и космической души

Две сущности сливаются в одну. После этого индивидуальная душа утрачивает чувство отдельности существования, она соединяется с Высшей Душой. Брахмавид брахмаева бхавати. Тот, кто познает Его, сам становится станет Высшей Душой. Человек прекращает существовать как  отдельная сущность. В духовной сфере слово йога используется только в этом смысле. В Раджадхирадж Йоге индивидуальная душа достигает освобождения (мокши).

 

САДХАНА

Слово садхана происходит от санскритского корня садх, который имеет значение “завершать, делать совершенным”. Садхана - это усилие, посредством которого человек становится способным в полной мере познать себя. Когда человек понимает, что цель его жизни - достижение самореализации, сознательное усилие, совершаемое им для достижения этой цели, называется садханой.

Большинство людей тщетно пытаются найти счастье и добиться исполнения желаний во внешнем мире. Они не понимают, что ключи к счастью подобно спрятанному сокровищу лежат внутри их собственного разума.

Стрессы, тревоги и волнения позволяют нам использовать только крошечную часть нашего бесконечного потенциала. Поистине огромное количество знаний и энергии хранится в нашем разуме в скрытой форме. Источником этих бесконечных знаний и энергии является Высшее Сознание. Оно пронизывает каждый объект Вселенной. Познав Его, мы можем сделать эту жизнь успешной.

 

Во время дхармачакры (коллективной медитации) всегда должен присутствовать пратик. Он символизирует духовные идеалы Ананда Марги. Три составляющие этого символа - пара треугольников, восходящее солнце и свастика – имеют особое значение.

Нисходящий треугольник символизирует внутреннюю мудрость и духовное знание, полученное через медитацию. Это знание истинной природы человека, знание того, что он является частью Единого, Бесконечного Сознания (Парама Пуруши). Восходящий треугольник символизирует динамическое проявление жизни. То есть активное участие в общественных делах. То, что два треугольника находятся в совершенном равновесии, символизирует необходимость уделять равное внимание этим двум аспектам жизни. Так наша жизнь становится сбалансированной и достигается гармония с Вселенной.

Жизнь, основанная на духовной мудрости и действии, является жизнью истинного прогресса. Поэтому здесь присутствует символ сияющей, мощной и прогрессивной жизни – восходящее солнце. И, в конечном счете, наша цель - это совершенство, пробуждение сознания. Его и символизирует свастика. Свастика - это древний духовный символ, на протяжении тысячелетий использовавшийся в различных культурах мира. В переводе с санскрита свастика означает состояние благоденствия постоянной природы (су значит благоденствие, асти - существование). Свастика выражает состояние абсолютного блага и успеха в жизни, которое приходит в результате духовного просветления.

 

ИНИЦИАЦИЯ

Инициация является чрезвычайно важным событием в жизни духовного искателя. Получая инициацию, духовный искатель начинает изучать уроки садханы (медитации). Самое важное в принятии инициации то, что она пробуждает в духовном искателе дремлющую духовную силу.

В Тантре говорится, что, когда разум ученика стремится выполнять садхану, появляется Гуру или учитель. Поэтому приход Гуру к желающему освобождения ученику и получение садханы вовсе не случайны.

В древности Гуру сам обучал духовной садхане. Однако сегодня, из практических соображений, медитации обучают специально подготовленные учителя, которых называют Ачарьи. Ачарья - это “тот, кто учит собственным примером”. Хотя Гуру не присутствует в физической форме, его духовная сила, воплощенная в мантре, приносит духовное пробуждение.

Инициация является началом духовного пути. Она дает человеку необходимые инструменты для путешествия внутрь. Но двигаться по этому внутреннему пути садхака (духовный искатель) должен будет самостоятельно, и для этого ему понадобятся несгибаемая сила разума и твердая решимость достичь цели.

ГУРУ

Гурув переводе с Санскрита означает “духовный учитель”. «Гу» значит “рассеивать”, а «ру» - “темнота”. Гуру – это “тот, кто рассеивает тьму“.

Когда в разуме человека пробуждается сильное желание получить освобождение, человек встречает Садгуру (совершенного Гуру). Существует выражение: «Брахмаева гуруреках напарах». Это значит: «Только Высшее Сознание является Гуру и никто другой». Только Высшее Сознание обладает способностью быть Гуру, потому что лишь Высшее Сознание является Великим в истинном смысле этого слова и только оно способно делать такими же великими других. Никто другой не имеет этой способности, поэтому, когда создается впечатление, что кто-либо дает другому человеку инициацию и ведет его по пути духовности, необходимо понимать, что этот ведущий выступает в роли вместилища Парама Брахмы (Высшего Сознания).

УРОКИ САДХАНЫ

Сахаджа йога – это система из шести уроков, которые составляют систему медитации Ананда Марги. Все восемь частей Аштанга йоги включены в эти уроки.

Первый урок - Ишвара Пранидхана

Первый урок - это практическое исполнение Ишвара Пранидханы, о которой говорится в Джяме и Нияме (принципах нравственности). Эта базовая медитация имеет 5 аспектов.

1. Физическая поза: поза Лотоса или Падмасана - самая лучшая поза для медитации, поскольку она помогает контролировать органы чувств и удерживать позвоночник прямым, что улучшает концентрацию.

2. Бхута шуддхи: отвлечение разума от внешнего мира.

3. Асана шуддхи: отвлечение разума от тождественности с собственным телом и сосредоточение в точке, называемой “ишта чакрой”- контролирующей точке разума.

4. Читта шуддхи: отрешение от психических объектов разума и отождествление себя с точкой сознания, существующей внутри Космического Сознания.

5. Дхьяна (идеация): слияние с духовной идеей индивидуальной мантры, т. е. соединение разума с Космическим Сознанием. Это приводит разум в трансцендентальное состояние бесконечного блаженства.

Второй урок - Мадхувидья

Второй урок медитации Ананда Марги называется мадхувидья или “сладкое знание”. Здесь используется специальная мантра для напоминания о том, что каждое действие – это вибрация в потоке Космического Сознания.

Человек становится свободным от оков эго, которое говорит, что это он совершает все действия. Все действия становятся наполненными нектаром истинного понимания того, что все делается в соответствии с Космической волей.

Третий урок - Таттва Дхарана

Каждая чакра обладает своими собственными вибрационными характеристиками звука, формы и цвета. Использование определенных техник концентрации и набор мантр помогает до некоторой степени контролировать чакры. Данные техники усиливают концентрацию, помогают контролировать активность чакр и регулировать потоки энергий в теле.

Четвертый урок – Пранаяма

Жизненная энергия (прана) неразрывно связана с разумом, таким образом между дыханием и разумом существует определенная связь. Вы могли заметить, что когда вы дышите часто и неритмично (как, например, после пробежки), вы долго не можете сконцентрироваться. Когда вы контролируете свое дыхание с помощью пранаямы, вы берете под контроль разум, тем самым усиливая концентрацию.

Пятый урок - Чакра Шодхана

Чакры – это контролирующие точки тела и разума. Чакры можно очищать, используя силу собственного разума и особым образом применяя мантру.

Шестой урок – Дхъяна

Дхъяна – это чистое созерцание. Такая форма медитации позволяет направлять все умственные переживания к единой духовной Цели. Любовь - самая могущественная ментальная сила. Когда в глубокой медитации она пробуждается и устремляется к Высшему Сознанию, к конечной Цели, духовного искателя начинает вести уже не усилие, а естественное притяжение.

КИРТАН

Киртан – это пение мантры. В Ананда Марге для киртана используется мантра: «БАБА НАМ КЕВАЛАМ». Она имеет глубокое духовное значение.

БАБА на санскрите означает “самый любимый”, НАМ означает “имя” и КЕВАЛАМ “только”: «Только имя моего любимого». Эту мантру можно перевести как “Все в этой Вселенной является выражением Единого, Бесконечного Сознания”. Идея мантры состоит в следующем: “Все, что я чувствую, слышу, осязаю или вижу, я воспринимаю как всепроникающее Высшее Сознание”.

Киртан имеет много полезных аспектов. Он подготавливает разум к медитации благодаря тому, что фокусирует тело и разум на космической идее. Все беспокойные мысли рассеиваются и глубоко внутри рождается чувство умиротворения. Во время киртана разум очищается, и поэтому легко приходят решения всех проблем. Когда множество людей совместно танцуют и поют киртан, создается огромная духовная сила, уничтожающая все беды, страдания и несчастья.

Киртан, или пение мантры, обычно сопровождается Лалита Мармикой. Лалита Мармика – это танец, изобретенный Парвати, женой Садашивы (основателя Тантры), примерно 7000 лет назад. Лалита Мармика – это простой ритмичный танец, в котором руки подняты над головой, что символизирует полное предание на волю Высшего. Эта поза выражает открытость нашего сердца. Таким образом, мы усиливаем чувство Вселенской любви внутри и снаружи себя.

Лучше петь киртан с закрытыми глазами, но вы можете открыть их, если вам это нравится больше. Если вы захотите опустить руки, сделайте жест намаскар и сложите ладони вместе на уровне сердца. Идея, создаваемая в этом танце: “О, мой Любимый, я – Твой(я), и Ты - мой”. Ритмичные шаги (кончиком большого пальца одной ноги мы легонько ударяем позади пятки другой ноги, одновременно слегка приседая на ней) разминают суставы и стимулируют шишковидную железу, которая помогает достичь большей концентрации в медитации. Особая функция шишковидной железы заключается в том, что она вырабатывает гормон, воздействующий на все другие железы, и позволяет испытывать высшее состояние блаженства.

Аварта Киртан – это особый вид киртана, выполняющийся в шести различных направлениях. Каждое направление (четыре основных, одно - вверх, и одно – вниз) имеет свою духовную идеацию.

Начальное направление имеет следующее значение: “Я воплощение искренности”.

При следующем направлении (делается поворот на 90о по часовой стрелке) создается идея: ”Я обладаю врожденной любовью к Парама Пуруше. ”

Третье направление (такой же поворот): “ Мой разум очищается в огне преданности”.

Четвертое направление (следующий поворот): “Я преодолеваю все внутренние и внешние препятствия на пти к своей духовной цели».

Пятый шаг – танцующий возвращается на первоначальную позицию, но обращает свой взгляд вверх: ”О, Господин, возьми меня к себе на колени”.

Шестое направление – корпус слегка наклонен вниз: “Все, что у меня есть, я отдаю Тебе”.

Акханда Киртан - это особый вид киртана, во время которого практикующие движутся по кругу против часовой стрелки, исполняя лалита мармику в течение определённого количества часов кратного трём (3, 6, 9, 12 и т. д. ) Данная практика символизирует движение вокруг центра вселенной. Постепенно духовная вибрация, создаваемая этим процессом, нарастает, и каждый из присутствующих получает огромную пользу. Вращение против часовой стрелки отражает один из наиболее значительных аспектов Тантры, практику поднятия кундалини. Кундалини - это спящая божественная энергия, находящаяся в основании позвоночника каждого человека, свернутая в три с половиной оборота по часовой стрелке, словно змея. Когда она пробуждается и начинает подниматься вверх по позвоночнику, духовный искатель испытывает различные виды трансперсональных переживаний, известные как самадхи.

ДХАРМАЧАКРА

Дхарма есть“внутренне качество” или ”природа”. Например, дхарма животных – жить и воспроизводить себе подобных, но дхарма человека намного шире. Дхарма человека – расширить свой разум и достичь самореализации. Чакра значит “круг, колесо”. Таким образом, дхармачакра - это “круг людей, целью которых является достижение самореализации”.

Дхармачакра проводится для того, чтобы обеспечить каждому человеку возможность насладиться минутами открытости, глубокого спокойствия и погружения внутрь.

Особенно на первых стадиях медитации очень важно иметь позитивное окружение, которое будет помогать, а не препятствовать прогрессу на духовном пути. Коллективная медитацияна Дхармачакре, создает и поддерживает духовную атмосферу.

Коллективный поток мысли, создаваемый на дхармачакре, превосходит по силе сумму индивидуальных вибраций участников. Благодаря совместной медитации вибрации наших умов соединяются в один мощный поток, что создает идеальную атмосферу для достижения прогресса в практике медитации. Коллективная духовная волна ускоряет индивидуальный духовный прогресс, поэтому было создано правило, предписывающее регулярное еженедельное посещение Дхармачакры или коллективной медитации.

Во время киртана и медитации лучше выстраиваться стройными рядами. Прямые линии помогают создать мощное энергетическое взаимодействие.

Мужчины и женщины находятся по разным сторонам комнаты. Эта полярность усиливает движение коллективного разума во время медитации.

Во время киртана концентрируйтесь на значении мантры Баба Нам Кевалам.

Коллективная медитация - это драгоценный оазис умиротворения в нашей суетной повседневности. Оставьте все свои обыденные заботы позади и погрузитесь в атмосферу Бесконечной Любви, которая на самом деле постоянно окружает каждого из нас.

МАНТРА, С КОТОРОЙ НАЧИНАЕТСЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕДИТАЦИЯ

САМ’ГАЧЧАДХВАМ’ САМ’ВАДАДХВАМ’

САМ’ВО МАНА’М’СИДЖА’НАТА’М

ДЕВА’БХА’ГАМ ДЖЯТХАПУ’РВЕ

САМ’ДЖА’НА’НА’УПА’САТЕ

САМА’НИВАА’КУ’ТИ САМА’НА’ ХРИДАЯНИ ВАХ

САМА’НАМАСТУ ВОМАНО

ДЖАТХА’ ВАХ СУСАХА’САТИ

 

ДАВАЙТЕ ДВИГАТЬСЯ ВМЕСТЕ, ДАВАЙТЕ ПЕТЬ ВМЕСТЕ,

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОЗНАВАТЬ НАШИ УМЫ.

ДАВАЙТЕ ДЕЛИТЬСЯ ПОДОБНО МУДРЕЦАМ ПРОШЛОГО,

ЧТОБЫ ВСЕ ЛЮДИ МОГЛИ НАСЛАЖДАТЬСЯ ВСЕЛЕННОЙ.

ОБЪЕДИНИМ НАШИ УСИЛИЯ,

ПУСТЬ НАШИ СЕРДЦА БУДУТ НЕРАЗДЕЛИМЫ,

НАШИ УМЫ КАК ОДИН УМ.

КОГДА МЫ, ЧТОБЫ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОЗНАТЬ ДРУГ ДРУГА, СТАНОВИМСЯ ЕДИНЫ.

МАНТРА ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОЙ МЕДИТАЦИИ

НИТЬЯМ’ ШУДХАМ’ НИРА’БХА’ШАМ’
НИРА’КА’РАМ’ НИРАНДЖАНАМ
НИТЬЯБОДХАМ ЧИДАНАНДАМ
ГУРУРБРАХМА НАМАМЬЯХАМ

 

 

Я ПРИВЕТСТВУЮ ТОГО ВЕЧНОГО, ЧИСТОГО, НЕПОСТИЖИМОГО, НЕ ИМЕЮЩЕГО ФОРМЫ, НЕЗАПЯТНАННОГО, ВЕЗДЕСУЩЕГО И ПОЛНОГО БЛАЖЕНСТВА БРАХМУ
В ФОРМЕ ГУРУ.

Эта мантра поется по окончании медитации во время дхармачакры.

ГУРУ ПУДЖА

АКХАНДАМАНДАЛАКАРАМ’
ВЬЯПТАМ’ ДЖЕНА ЧАРА ЧАРАМ
ТАТПАДАМ’ ДАРШИТАМ’ ДЖЕНА
ТАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА

АГЬЯНА ТИМИРАНДХАСЬЯ
ГЬЯНАН ДЖАНА ШАЛА КАЯ
ЧАКХУРУНМИЛИТАМ’ ДЖЕНА
ТАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА

ГУРУРБРАХМА ГУРУРВИШНУ
ГУРУРДЕВО МАХЕШВАРАХ
ГУРУРЕВА ПАРАМА БРАХМА
ТАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА

ТАВА ДРАВЬЯМ’ ДЖАГАТГУРО ТУБХЬЯМЕВО САМАР ПАЕ

Я ПРИВЕТСТВУЮ ТОГО ВЫСШЕГО ГУРУ, КОТОРЫЙ ПРОНИЗЫВАЕТ ЭТУ ДВИЖУЩУЮСЯ И НЕПОДВИЖНУЮ СФЕРИЧЕСКУЮ ВСЕЛЕННУЮ.

Я ПРИВЕСТВУЮ ТОГО ВЫСШЕГО ГУРУ, КОТОРЫЙ РАССЕИВАЕТ ТЬМУ И ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА ЗНАНИЯ БАЛЬЗАМОМ ДУХОВНОСТИ.

ГУРУ – ТВОРЕЦ, ГУРУ - ХРАНИТЕЛЬ, ГУРУ – РАЗРУШИТЕЛЬ. ГУРУ ЕСТЬ ПОИСТИНЕ ВЫСШИЙ БРАХМА. Я ПРИВЕТСТВУЮ ТОГО ВЫСШЕГО ГУРУ.

О ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ГУРУ, ВСЯ ЭТА ВСЕЛЕННАЯ ТВОЯ И ТОЛЬКО ТВОЯ! ПОЭТОМУ ТОЛЬКО ТЕБЕ Я ПРЕДАЮСЬ.

После медитации духовный искатель исполняет Гуру Пуджу, что значит ”приношение Гуру”. Мы держим в руках воображаемый цветок. Цветок, окрашенный в цвет нашего разума, символизирует все привязанности, желания, проблемы и недуги нашего эго, а также наше счастье и радости. Мы символично приносим наш разум к стопам Гуру. Эти цветы могут быть как утонченными, так и грубыми, - и те, и другие имеют равную ценность. Здесь дается особое предписание не выполнять этой практики ритуалистично, без надлежащего внутреннего осознания. Благодаря правильному выполнению этой практики разум освобождается от всех ментальных цветов и искатель достигает высшего умиротворения.

После киртана и коллективной медитации на Дхармачакре читается Свадхьяя – духовные искатели пополняют свои знания в области философии и духовной культуры.

ВЫСШЕЕ УКАЗАНИЕ

В разуме тех, кто совершает садхану регулярно два раза в день, в момент смерти непременно возникнет мысль о Парама Пуруше. Им дана полная гарантия Освобождения. Поэтому каждый ананда марги должен неизменно выполнять садхану дважды в день. Сие воистину является Указанием Господа Бога. Без Джямы и Ниямы садхана невозможна, поэтому Бог указывает также на необходимость соблюдения этих принципов. Ослушаться данного Указания - значит подвергнуть себя мукам животной жизни на десятки миллионов лет.

Для того, чтобы никто не испытывал таких мучений, чтобы все могли получить возможность насладиться вечным блаженством под любящей защитой Господа, каждый ананда марги должен считать своим долгом стремление привести всех на путь блаженства. Воистину, сие является неотъемлемой частью садханы - вести других по пути праведному.

Шри Шри Анандамурти

 

Шри Шри Анандамурти дал Высшее Указание, чтобы напомнить нам о цели нашей жизни и о наших обязанностях. В этом указании можно выделить несколько пунктов. Во-первых, это то, что все марги должны обязательно медитировать два раза в день. Во-вторых, практика нравственности (принципов Джямы и Ниямы) обязательна для всех духовных искателей. И, в третьих, долг каждого искателя в том, чтобы пытаться спасти всех от страданий животной жизни и привести их на путь блаженства.

МАНТРА ПОСЛЕ КУПАНИЯ

Эта мантра повторяется три раза после душа (пока тело еще покрыто капельками воды). Мы поворачиваемся лицом к солнцу (или другому источнику света) и, произнося мантру, выполняем определенные мудры (жесты). Этот стих был частично заимствован из Бхагават Гиты. Такая практика напоминает нам о нашем духовном происхождении, нашей обязанности сделать что-либо значащее для будущих поколений и о нашей духовной судьбе.

Питрипурушебхье намаха риши дэвебхье намаха
Брахмарпанам Брахмахавирбрахмагнао брахманахутам
Брахмаева тена гантавьям брахмакармасамадхина.

Я приветствую моих предков. Я приветствую святых и мудрецов. Брахма - это действие жертвования, Брахма - это жертва, Брахма - это огонь, поглощающий жертву, Брахма - это тот, кто совершает жертву. Совершающий жертву сольется с Брахмой, осуществив работу, порученную ему Брахмой.

ДЖЯМА И НИЯМА

Джяма и Нияма, нравственные принципы йоги.

Джяма Садхана является первой ступенью нравственности и учит нас «контролируемому поведению».

Ахимса: не причинять никому вреда ни мыслью, ни словом, ни действием.

Сатья: надлежащее использование разума и речи, направленное на благополучие других.

Астея: не брать (красть) того, что по праву принадлежит другим, ни физически, ни мысленно.

Брахмачарья: всегда сохранять связь с Брахмой. Это означает, относиться к людям и ко всему сущему как к разным проявлениям Космического Сознания.

Апариграха: нестяжательство, что значит не стремиться к мирским объектам, которые излишни для поддержания достойного существования. Бесконечная борьба за сокращение потребления материальных объектов при условии сохранения здорового физического, ментального и духовного существования человека и членов его семьи есть апариграха.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.