|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень толерантности ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Низкий уровень свидетельствует о выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Средний уровень характерен для респондентов, которым свойственно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Обучающиеся, имеющие высокий индекс толерантности обладают выраженными чертами толерантной личности. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности. Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности, причем, у большинства обучающихся индекс толерантности находится в пределах от 71 до 90 баллов. Заметна положительная динамика уровня толерантности к старшим классам. Количество мальчиков с высоким уровнем толерантности немного превышает количество девочек.
Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.
С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65, 15%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у мальчиков (60, 61%), так и у девочек (68, 92%), не зависимо от возраста участника опроса. Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.
Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки. 73, 07% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий. Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 77, 09% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков. Основные выводы и рекомендации: Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: • Понятие «толерантность» понимается обучающимися как 6-7 классов, так и 8-9 классов, в большинстве, как «уважение к другому человеку». • Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, и «взаимопонимание». • Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность». • Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью. • Большинству респондентов 6-9 классов трудно быть толерантными в своем классе. • Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. • Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, в том числе и человека с черным цветом кожи. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности. • Обучающиеся проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий. • Большая часть респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности. Учитывая полученные результаты исследования, рекомендуется: 1. Продолжить работу по программе ПМС–центра «Толерантность – возможность диалога», охватывающей всех участников образовательного процесса. 2. Мотивировать педага–психолога МБОУ на работу по формированию толерантных установок обучающихся используя материалы циклов занятий «Мир начинается с меня» (для 4-5 классов), «Возьмемся за руки, друзья» (для 6-7 классов), «Жить в мире с собой и другими» (для 8-9 классов). 3. Разработать психологам ПМС-центра цикл классных часов для учащихся среднего звена по формированию толерантных установок.
Педагог-психолог МБОУ С. И. Снегина Заместитель директора МБОУ Н. Б. Пискунова 28. 08. 2012 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|