|
|||
От Пасхи до Вознесения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов, меняется их время и порядок. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых является Прича-щение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, воздействует на человека. § Всенощное Бдение. Так называетсяторжественная служба, совершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед большими общецерковными праздниками, перед престольными праздниками (т. е. днями памяти тех святых или теми праздниками, которым посвящен храм) и некоторыми другими днями. Оно состоит из Великой вечерни и Утрени. Само название напоминает о первохристианских временах, когда христиане тайно собирались в катакомбах по ночам. В настоящее время полностью ночное Всенощное Бдение служится не во всех храмах.
Перед большими праздниками в конце Великой Вечерни совершается благословение хлебов, вина и елея. Этот обычай является напоминанием, как о древних богослужениях, включавших в себя своеобразный перерыв для подкрепления сил, так и о чуде Иисуса Христа, накормившего несколько тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк. 9, 16). Позже, во время Утрени, вместе с помазанием, кусочки хлеба, смоченные в вине раздаются верующим. Это не следует путать с Причастием.
Во время Утрени совершается елеопомазание – помазание верующих освященным елеем (священник изображает на лбу каждого из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвящением или Миропомазанием. На самом деле Причастие, Елеосвящение и Миропомазание – это Таинства Церкви, ни одно из которых не совершается на Всенощном Бдении § Неделя о Фоме (1 воскресенье после Пасхи) Антипасха это особый праздник и по своему значению приближается к Великим праздникам. Название Антипасха (в переводе «вместо Пасхи»), повторение Пасхи. В этот день читается Евангелие повествующее о том, что после восьми дней, когда Спаситель, вторично явился ученикам и призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому, который первоначально не верил в Воскресшего Христа. Отсюда произошло словосочетание «Фома неверующий», хотя оно не совсем верно. Фома всем сердцем желал поверить и при первой возможности отбросил свои сомнения, сказав: «Господь мой и Бог мой! ». Пасха для него наступила только сейчас, в это воскресенье. Если такой близкий друг и Апостол сомневался в свершившемся Воскресении и высказывал дерзновенное желание осязать раны Христа, то и всем нам, у кого так много сомнений и так мало веры, дается возможность взглянуть на это событие новыми глазами, чтобы еще раз поверить светлому Христову Воскресению. Христос говорит «блаженны не видевшие и уверовавшие». В народе этот день принято называть Красная горка. С ним связана традиция совершения свадеб. На самом деле эта традиция возникла потому что Фоминой неделе предшествуют 9 недель (Сырной седмицы, Великого поста, Страстной и Светлой седмиц), в которые не совершается Таинство Венчания. Поэтому никакого«особого» отличия в Венчании «на Красную Горку» от Венчания в следующие дни нет. § Радоница (2 вторник после Пасхи). Радоница по народной традиции связана с поминовением усопших. Дело в том, что церковный устав не позволяет поминать усопших во время Страстной и Светлой седмиц (посещение кладбищ в день Пасхи является пережитком советского периода и противоречит самому смыслу этого праздника). Вторник Фоминой седмицы является первым днем, когда возвращается обычной порядок поминовения. Название праздника восходит к слову «радость». В этот день, посещая кладбища, мы как бы символически «делимся» пасхальной радостью с усопшими. Есть странное поверье, что кладбища якобы нужно посещать до 12: 00, якобы «после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище». Это свидетельство полного непонимания христианского учения об участи усопших. Души умерших помещаются в Рай или ад, где и ожидают Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. На кладбище они не присутствуют вообще, хотя несомненно знают о наших молитвах за них. Начиная с Радоницы, в храм, в специально отведенное для этого место (Канун) в память о своих усопших близких можно приносить продукты питания. Там они хранятся до ближайшей заупокойной службы, а после этого собираются сотрудниками храма или раздаются неимущим. Также, еда с кануна может идти на приходские чаепития и другие мероприятия. На канун нельзя приносить мясные продукты, нежелательно также и скоропортящиеся. Обычай совершения «тризны» по покойным, особенно на кладбище, восходит к язычеству. Хотя и ничего принципиально антиправославного в этом нет: само по себе вкушение еды в память покойных (см. выше, о кануне), в Православии принято. Главное - уделить больше внимания молитве за усопших, а не количеству еды и спиртного. Заблуждением является и то, что якобы наРадоницу можно подавать записки с именами самоубийц. Делать этого нельзя ни на каких службах ни в какие дни. Да и для домашнего поминания их лучше посоветоваться со священником. § Неделя св. Жен-Мироносиц ( 2 воскресенье после Пасхи). Этот праздник установлен в честь женщин следовавших за Христом вместе с Его учениками и не убоявшихся засвидетельствовать свою верность Ему даже при Его распятии и смерти. За что они и были удостоены первыми видеть воскресшего Спасителя. Это воскресенье считается православным женским днем, и в последние годы складывается традиция дарить в этот день женщинам цветы.
|
|||
|