|
||||||||||||||||||||
2. ТЕМАТИКА
Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень тем, который можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию. Обращает на себя внимание тот факт, что все темы — афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам. Таким образом, учитель, планирующий вести подготовку учащихся к написанию эссе, подбирая темы для работ учащихся, будет ориентироваться на эти общие подходы к их подбору: — краткость; — связь с обществоведческими/правовыми явлениями, процессами, событиями; — проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки. Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином «эссе», правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания. Воспользуемся комбинированным определением, составленным по мотивам нескольких словарных статей. Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Внимательное прочтение этого определения позволит нам также выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста: — особенности языка (образность, афористичность, разговорные интонации и лексика); — свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе). Независимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности: — вступление; — основная часть; — заключение. В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, таблицей 1. Таблица 1
Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой: П — Положение (утверждение) — Я считаю, что...; О — Объяснение — Потому что...; П — Пример, иллюстрация — Например, ...; С — Суждение (итоговое) — Таким образом, ... Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными: — это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед); — портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе); — можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в правовой олимпиаде) и т. д.
|
||||||||||||||||||||
|