Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. ТЕМАТИКА



 

Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень тем, который можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

Обращает на себя внимание тот факт, что все темы — афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности та­кой трактовки или такого подхода к тем или иным обще­ственным явлениям, процессам, фактам.

Таким образом, учитель, планирующий вести подготов­ку учащихся к написанию эссе, подбирая темы для работ учащихся, будет ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

— краткость;

— связь с обществоведческими/правовыми явлениями, процессами, событиями;

— проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

Однако неправильным будет ограничить себя в подго­товке к написанию эссе внимательным прочтением ин­струкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином «эссе», правильным будет по­знакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

Воспользуемся комбинированным определением, со­ставленным по мотивам нескольких словарных статей. Эс­се прозаическое произведение небольшого объема и сво­бодной композиции, выражающее индивидуальные впечат­ления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпы­вающую трактовку предмета. Как правило, эссе предпо­лагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афорис­тичностью и установкой на разговорную интонацию и лек­сику.

Внимательное прочтение этого определения позволит нам также выделить некоторые специфические черты, ко­торые должны присутствовать в работе эссеиста:

— особенности языка (образность, афористичность, разговорные интонации и лексика);

— свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе).

Независимо от того, сколь свободным будет компози­ционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Ина­че говоря, предполагаем, что в работе будет наличество­вать традиционная триада в ее последовательности:

— вступление;

— основная часть;

— заключение.

В связи с этим в качестве одного из возможных вари­антов подготовки учащихся к написанию эссе можно пред­ложить коллекционирование клише, наиболее часто ис­пользуемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать совместно с учащимися. Для удобства на­копления и последующего использования материалов мож­но воспользоваться, например, таблицей 1.

Таблица 1

Вступление   Основная часть                                            Заключение  
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...   Во-первых, ... Во-вторых, ...  В-третьих, ,,.,   Таким образом,  
Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями...   Рассмотрим несколько подходов...        ; Например, ...   Подведем общий итог рассуждению...
Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание...   Проиллюстрируем это положение следу­ющим примером...   Итак, ...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...   Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны, ...                                   Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...  

 

Кроме того, для выдвижения аргументов в основной ча­сти эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:

П — Положение (утверждение) — Я считаю, что...;

О — Объяснение — Потому что...;

П — Пример, иллюстрация — Например, ...;

С — Суждение (итоговое) — Таким образом, ...

Не отрицая важности такого подхода к накоплению ма­териалов для написания эссе (своеобразных «строитель­ных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать не­оценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществозна­нию и праву. Принципы подбора работ могут быть самы­ми разными:

— это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для са­мого школьника и педагога, поскольку по ней можно про­следить, каким образом менялось качество написания эс­се: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

— портфолио может составляться только из лучших ра­бот одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» напи­сания эссе);

— можно создавать подборку только по одному предме­ту (например, по праву, что особенно важно для ребят, уча­ствующих в правовой олимпиаде) и т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.