![]()
|
|||||||
«Кризис веры» ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 На стыке подросткового и юношеского возрастов может возникнуть «кризис веры». Его предпосылками является то, что подростки хотят дойти во всем до истины. Ребенок исповедует какую-либо религию, потому что ее исповедуют его родители, и, обычно, для его веры характерно то же качество и образ мыслей. Личная же религиозность формируется не раньше подросткового возраста. Период неуверенности и сомнений – это естественная часть подросткового возраста, такой период считается необходимым для достижения полного развития зрелой, личной и твердой веры. Даже тогда, когда протест подростка, кажется, отдаляет его от веры, в которой он был воспитан в семье, внутри у него идет напряженный процесс поиска личностного смысла. Стремление к обретению личного смысла веры сопровождают странные явления: 1. Подросток отходит от своих прежних отношений к Церкви. Протест против привычной церковной жизни (посещение храма, участие в Таинствах, молитва, посещение Воскресной школы). 2. Недоверие (родителям, педагогам) в вопросах веры. 3. Оборонительная рациональность. Все эти явления направлены на то, чтобы подросток мог сформировать собственные предпосылки и сделать веру своей.
«Кризис веры» часто является результатом многих факторов: - давление сверстников; - отделение от родителей: желание отойти от установлений и ценностей, освободиться от авторитета родителей и понять свои личные отношения с Богом; - поиск смысла жизни: для новых вопросов подростка старых ответов недостаточно, а взрослые иногда не в состоянии повысить уровень своих ответов; - разочарование: непоследовательность многих взрослых христиан вызывает гнев и уныние у подростка. Протест появляется, чтобы помочь сформироваться самосознанию.
Критичным моментов в данной ситуации является то, как поведут себя в ней взрослые. Если сомнения подростков будут наталкиваться на осуждение, это может подтолкнуть подростка к обострению поведения, его сомнения могут приобрести постоянный характер, а протест упрочится. Авторитарное воспитание становится верным способом не достигнуть желаемого результата. Подавление со стороны родителей может привести к внешней нравственности. Подростки, чьи родители предпочитают открытое общение с детьми, совместный поиск истины, скорее примут свои собственные решения и сделают своими ценности родителей. К этим возрастным особенностям следует относиться с должным пониманием, но при этом в нужный момент взрослому нужно уметь поставить твердый заслон, демонстрируя этим взвешенность в собственных решениях и готовность спокойно все обсудить. Подростки нуждаются в индивидуальном доверительном контакте со взрослым, которому подросток может доверить свои чувства и переживания. Необходимо помочь подросткам подготовиться к кризису веры или преодолеть его (переход от детской, интуитивной веры к сознательной). Пробудить в них любопытство, а потом, подготовившись, дать искренние ответы на все сомнения, провокационные вопросы, касающиеся вероучения, христианских ценностей, образа жизни. Нужно поддерживать в нем желание задавать вопросы, желание слышать ответы педагога на них. Рецепт общения с подростком: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенны м количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Новообразования: 1. Чувство взрослости. 2. Развитие самосознания. 3. Развитие мировоззрения. 4. Формирование системы теоретических знаний.
|
|||||||
|