Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Личностная сфера. Социальная сфера



Личностная сфера

У подростка появляется необходимость в новых впечатлениях. Так ка нервная система подростка не справляется с бурным развитием всех систем и органов, то на смену уравновешенности приходит вспыльчивость, раздражительность, грубость, бурная реакция на слова и действия взрослого.

В этом возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению.

Подростки становятся очень чувствительны к критике, пусть даже воображаемой. В результате этого падает самооценка. Подростки склонны сомневаться в себе, испытывать тревожность при выполнении деятельности.  

Социальная сфера

Подросток стремится к общению со сверстниками, формирует межличностные контакты, стремится к тому, чтобы быть в группе, принадлежать к какому-то коллективу.

ü Возрастает ценность дружбы, формируются группы по интересам.

ü Становятся очень критичными и требовательными к другим людям.

ü Появляется интерес к противоположному полу.

ü Ждут делового общения со стороны взрослых.

 

Причины вызывающего поведения:

1. Не хватает внимания со стороны взрослых.

2. Высокий уровень тревожности.

3. Холерический темперамент.

4. Борьба за самоутверждение.

 

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают игры и задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. В сферу самопознания входит и изучение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания. В связи с этим в данном возрасте внешность подростка выходит на первый план, так как является визитной карточкой для принятия в группе сверстников. Следующая важнейшая линия развития подростка – отделение от семьи. Это не означает разрыв с семьей, а установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга, помогают друг другу в решении своих жизненных задач.

 

В этом возрасте у подростков появляются собственное мнение на вещи, свои интересы и пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление.

В этот важный момент необходимо:

· Осознать начало взросления детей, принять его;

· Расширить сферу самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, контроль за детьми;

· Понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

· Оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

 

Традиционно трудности подросткового возраста принято связывать с так называемым «кризисом 13 лет», когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основная причина столь бурных поведенческих проявлений -  взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями.

 

Но сложности воспитания родители и учителя связывают отнюдь не с кризисом как таковым, когда начинается распад, ломка прежний психологических образований, а с посткризисным периодом, приходящимся на возраст 14-15 лет (8-9 класс). То есть трудным для окружающих и самого подростка оказывается период созидания, формирования новых психологических образований.

Подросток пытается адаптироваться к происходящим изменениям, а также к социальным реакциям на них.

 

    Специфика возраста в том, что подростка с огромной силой захватывают многочисленные взаимоисключающие желания и стремления:

Потребность в признании и неумение адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Потребность в независимости и одновременно слабость, уязвимость, нужда в поддержке.

Жажда взрослости и мечта всегда оставаться ребенком.

Желание нового опыта и страх перед новизной.

Критичность к другим и некритичность к себе.

Желание дружить и неумение принимать другого таким, какой он есть. Стремление быть в центре внимания и склонность «прятаться», оставаться в тени.

Быть как все, не выделяться и быть особенным, отличаться от всех. Потребность в правилах, четких поведенческих рамках и порыв нарушить их, выйти за их пределы.

Подростковый кризис может протекать по двум направлениям: «кризис независимости» и «кризис зависимости».

«Кризис независимости» «Кризис зависимости»
o  Негативизм o  Упрямство o  Грубость o  Бунтарство o  Стремление во всем поступать по-своему o  Противостояние авторитетам o  Ревностное отношение к личному пространству o  Чрезмерное послушание o  Возврат к детским интересам и формам поведения o  Зависимость от взрослых o  Несамостоятельность o  Подчинение мнению большинства o  Стремление быть «как все»

 

Для развития более важен «кризис независимости», так как, преодолев все эти негативные явления подросток учится выражать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей. У него развивается способность принимать самостоятельные решения и быть ответственным. То есть происходит развитие уникальной, не похожей на других личности.  

 

К возрастным особенностям подростков следует относиться с должным пониманием. Дети нуждаются в индивидуальном доверительном контакте со взрослым, которому подросток может доверить свои чувства и переживания.

 

 

Рекомендации:

1. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья.

2. Отнеситесь серьезно ко всем декларациям вашего подростка.

3. Предоставляйте ему самостоятельность.

4. Не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка.

5. Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка.

6. Интересуйтесь жизнью подростка. Включайте подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

7. Предоставляйте подростку место и время для уединения.

8. Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.

9. Показывайте подростку, что вы всегда готовы его выслушать и поддержать. Честно указывайте подростку на его удачи и неудачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой).

10.  Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью восьмиклассника.

11. Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью подростка.

12.  Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т. к. это формирует у подростка эффект неадекватности.

13. Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения.

14. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочери).   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.