Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чурлю-журль



Звенит и смеется,

Отчего никто не проснется

Солнится, весело льется

И не побежит со мной

Дикий лесной ручеек,

Далеко в разгулье:

Своевольный мальчишка:

Чурлю-журль,

Чурлю-журль,

Чурлю-журль!

Чурлю-журль!

Смеется и солнится,

Звенит и смеется.

С гор несет песню

И эхо живое несется

И не видит: лесная лесинка

Далеко в зеленой тиши

Низко нагнулась над ним.

Корнистой глуши:

И не слышит цветинка

Чурлю-журль,

Песню ответную,

Чурлю-журль!

Еще зовно зовет:

Звенит и смеется,

Чурлю-журль,

А чурлю-журль!

(В. В. Каменский. 1910)

 

* * *

Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!

Не надо людям с людьми на земле бороться!

Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

О чем — поэты, любовники, полководцы?

Уж скоро вечер стелется, уже земля в росе,

Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

И под землею скоро уснем мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу.

(М. И. Цветаева. 3 октября 1915)

Задание 4. Прочтите стихотворение символиста Д. С. Мережковского. Какие графические ассоциации оно у вас вызывает? Проиллюстрируйте его в любой творческой манере.

Парки [1]

Будь что будет — все

Мы же лгать обречены:

Роковым узлом от века равно.

Парки дряхлые, прядите

В слабом сердце человека

Жизни спутанные нити,

Правда с ложью сплетены.

Ты шуми, веретено.

Лишь уста открою — лгу,

Все наскучило давно

Я рассечь узлов не смею,

Трем богиням, вещим

Покориться не могу.

Было прахом, будет пряхам:

Лгу, чтоб верить, чтобы прахом, — жить,

Ты шуми, веретено.

И во лжи моей тоскую.

Пусть же петлю роковую,

Нити вечные судьбы

Жизни спутанную нить,

Тянут парки из кудели

Без начала и без цели,

Цепи рабства и любви, —

Не склоняют их мольбы,

Все, пред чем я полон страхом, —

Не пленяет красота:

Рассекут единым взмахом,

Головой они качают,

Парка, ножницы твои!

Правду горькую вещают

Их поблеклые уста.

(Д. С. Мережковский. 1892)

Задание 5. Произведите сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал») и В. Я. Брюсова «Кинжал» («Из ножен вырван он и блещет вам в глаза»). В какой творческой манере написаны оба стихотворения? Зачем Брюсову понадобился прием поэтической переклички? Какие стилистические и лексические особенности обоих стихотворений вы заметили?

В качестве альтернативного варианта может быть предложен сравнительный анализ двух одноименных стихотворений — «Памятника» А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова (брюсовский вариант написан в июле 1912 г. ).

Задание 6. К высказываниям известных российских философов, писателей, художников о судьбах России подберите аналогичные по смыслу отрывки из стихов поэтов Серебряного века.

«С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия — особенная страна, непохожая ни на какую страну мира». «В России давно уже возрождалось пророческое чувствование того, что настанет час истории, когда центр мировой духовной жизни будет в ней». (Н. А. Бердяев)

«На Руси всегда жила глубокая, никогда не прекращающаяся, никогда не истощающаяся жажда праведности, мечта о совершенстве». (И. А. Ильин)

«Любовь к России родила эти чудные образы и звуки, и творческая сила этой любви доказывает, что жива Россия. По слову Достоевского, красота спасет мир. Будем же верить в тот дальний, прекрасный, новый мир, в котором само пространство станет песнью. В нем родина — навеки наша». (Е. Н. Трубецкой)

«Россия — страна особая, у России свой собственный путь развития. России предстоит великое слово». (И. А. Бунин)

«Россия грандиозна. Неповторима. Россия — полярна. Россия — миссия новых времен». (Н. К. Рерих)

2. Викторина по жизни и творчеству поэтов Серебряного века.

1. Кто из деятелей русской литературы посещал литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»?

2. Кто из поэтов, написавший следующие строчки, действительно умер от последствий солнечного удара?

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Душою века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

3. Кто из деятелей русской литературы стоял у истоков «Художественного общества Интимного театра»?

4. О ком так отозвался Алексей Толстой: «Его голова была набита планами необыкновенных вечеров, немыслимых спектаклей, безумных кабаре. Если бы хватило силы, он бы весь свет превратил в бродячие театры, сумасшедшие праздники, всех женщин в коломбин, а мужчин в персонажи из комедии дель арте»?

5. Кто скрывается за этим портретом: «Все в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы стриженные под машинку, неопределенного цвета, жидкие, будто молью траченные брови. Под тяжкими веками совершенно плоские глаза. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы, улыбается он тоже совсем особенно. В его улыбке что-то жалкое и в то же время лукавое. Что-то азиатское»?

6. Кто из поэтов Серебряного века в своих стихах очень профессионально описал повадки и внутренний мир экзотических животных — гиен, жирафов, кенгуру, носорогов, попугаев, ягуаров?

7. Портрет какой поэтессы той поры написан художником Н. И. Альтманом в 1914 г.?

8. Кому принадлежат эти строки, в которых впервые в литературе введено понятие Серебряный век? Как называется произведение, откуда взят отрывок?

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против теченья,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

9. Чей это портрет: «Женщина — очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выдаются. Черная, точно лакированная челка закрывает лоб до бровей. Смугло-бледные щеки, бледно-красный рот. Тонкие ноздри просвечивают. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно и неподвижно — точно не видят окружающего. ... Только кубы, ромбы да углы и все черты лица, все линии фигуры — в углах. Угловатый рот, угловатый изгиб спины, углы пальцев, углы локтей. Даже подъем тонких, длинных ног — углом. Разве бывают такие женщины в жизни? »

10. Кто из поэтов той поры мог руководствоваться такими принципами:

«1. Мы перестали рассматривать словопостроение и слово произношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонетической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание...

5. Нами уничтожены знаки препинания — чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.

6. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах».

Домашнее задание

Найти биографические материалы о жизни и творчестве В. Я. Брюсова и К. Бальмонта.


[1] Парка — в античной мифологии богиня судьбы, прядущая нить жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.