ХОД УРОКА. Приложение 1
ХОД УРОКА
Этапы урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| I. Организационный момент
|
| Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.
| II. Актуализация знаний
|
| На прошлом уроке мы изучали тему «Капиталистический мир в 20-е годы». Проверяет усвоение материала прошлого урока. Проводит фронтальный опрос.
1. Почему экономическое процветание в США сочеталось с проявлениями консерватизма? Не стало ли причиной роста консерватизма улучшение условий жизни и быта американцев?
2. Какую опасность таил в себе курс на безудержный рост массового производства в США в 1920-е гг.?
3. Почему Версальский мирный договор оказался в центре политической борьбы в Германии в 1920-е гг.?
4. В чем вы видите слабость Веймарской республики?
5. Как, по вашему мнению, отразилась на социальной и экономической политике Франции постоянная смена правительств («министерская чехарда») в 1920-е гг.?
| Отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
1. Бешеный ритм экономического развития сочетался в США с ростом консерватизма и воинственного индивидуализма. Бизнес добился отмены целого ряда законов, ущемлявших права хозяина, и регламентации военного времени. Предпринимателей раздражали непрестанные забастовки и требования профсоюзов. Деловая Америка сопротивлялась принятию законодательства, подобного социальным реформам в европейских странах. Охранительная реакция на революционные события в Европе породила кампании против «красной угрозы».
Причиной роста консерватизма стало стремление предпринимателей и производителей получить больше прибыли не считаясь с нуждами рабочих.
2. Покупательная способность у населения была не высокой. Следовательно, люди не могло купить то количество товаров, которое производили предприятия, а также отсутствие спроса на мировом рынке привели к кризису перепроизводства.
3. Версальский договор для Германии был унизительным. Нежелание сокращать армию, большие репарации, отчуждение некоторых территорий от Германии – причины почему Версальский договор оказался в центре политической борьбы в Германии.
4. Германия порвала с монархическим режимом, но в сознании и политическом поведении господствующих в обществе социальных сил сохранялись консерватизм, пангерманский национализм и экспансионизм. В то же время в рабочем классе страны было сильным влияние антикапиталистических социалистических идей. Раскол в обществе был и по вопросу признания и выполнения Версальского договора. Все это отражалось на выработке и осуществлении послевоенного курса правительств Веймарской республики.
Экономическое положение Германии после окончания войны и революционных потрясений было тяжелым. Растущая инфляция, безработица и нехватка продовольствия вызывали рост недовольства. Причиной недовольства и раздражения для многих немцев также были тяжелые репарации.
В эти годы расширяется влияние различных право- и леворадикальных организаций, которые стали зачинщиками массовых беспорядков.
5. Правительства формировались на основе коалиции политических партий, интересы которых далеко не всегда совпадали. С этим связана частая смена правительств («министерская чехарда»).
Некоторые блоки не готовы были к решению социальных и финансовых проблем. Другие же (например, консерваторы) тормозили экономическое развитие государства. Также, когда к власти пришел блок «Национальное единение», Франция смогла поднять производство и расширить экспорт.
| III. Изучение нового материала
|
| Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Обратите внимание на слайд, на нем представлены события и явления, которые были вызваны рядом проблем конца 20-х гг. Прочтите их.
+ Спад, сокращение производства.
+ Разорение многих предприятий.
+ Рост безработицы.
+ Падение заработной платы.
+ Падение курса акций.
Подумайте, применимы ли данные характеристики к сегодняшнему дню. Как вы думаете, к чему ведут все эти явления в экономической и социальной жизни общества? О чём же мы будем сегодня вести речь?
Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода».
Познакомимся с его причинами, особенностями, последствиями. Узнаем о проявлении мирового экономического кризиса во всех сферах жизни общества и попытаемся ответить на проблемные вопросы «Что привело к «Великому кризису»? Какие меры способствовали выходу из него? »
Для рассмотрения вопроса о мировом экономическом кризисе 1929-1933 гг. учитель предлагает разделиться учащимся на 2 группы, поработать с материалом учебника (стр. 73-75) и зафиксировать ключевые моменты себе в тетрадь, а затем представить результаты работы классу.
Первая группа работает с текстом учебника на стр. 73-74, и готовит конспект по первому пункту параграфа «Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. » (даты, территория распространения, характер кризиса), вторая группа работает с учебником на стр. 74–75 и составляет конспект по второму и третьему пункту параграфа«Причины экономического кризиса»и «Социальные последствия кризиса».
Задание проанализировать статистические данные о мировом экономическом кризисе и ответить на вопросы: (приложение 1)
1. По таблице определите, когда наступил пик Великой депрессии и когда кризис пошёл на спад.
2. В какой стране безработица в период кризиса была самой низкой? Предположите почему.
3. В каком году в Германии резко уменьшилось количество безработных? С какими политическими событиями это было связано?
Пути выхода из кризиса. Кейнсианство
Объяснение учителя на основе схемы «Пути выхода из мирового экономического кризиса» (приложение 1)
Вопросы и задания:
1. В каком соотношении в современном капиталистическом государстве должны находиться рынок и государственное регулирование?
2. Что означает кейнсианский принцип «стой – иди»?
3. Какие механизмы антикризисного и антиинфляционного регулирования предложил Кейнс?
4. Узнайте в Интернете, используются ли эти механизмы в современной экономике.
Проблемный вопрос:
Посмотрите внимательно на кластер. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?
К чему приводит выбор решения по данному вопросу?
- Скажите, какие типы политических режимов вы знаете?
- Для стран Европы XX века, действительно, характерны демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Сейчас мы проведём сравнительный анализ этих режимов и заполним таблицу «Типы политических режимов в Европе ХХ в. », используя материал учебника на стр. 76-79. Работаем в тетрадях, в парах. (Использование приёма «Сводная таблица»).
- Подумайте, какие линии сравнения вы можете рассмотреть. Запишите.
Проверим. Что у вас получилось?
| Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.
Изучают информацию со слайда, отвечают на вопросы.
Предполагаемый ответ: об экономическом кризисе.
Слушают учителя.
Работают в группах, знакомятся с материалом учебника о мировом экономическом кризисе 1929–1933 гг. (с. 73–75), выделяют главную информацию, составляют конспект по заданию для каждой группы. Представляют результаты работы классу.
Примерный план конспекта каждой группы должен выглядеть таким образом:
1 группа:
1929г. - обвальное падение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже - начало кризиса.
-подорвана «кровеносная система» капитализма – финансовый рынок и банковская система;
-кризис стал глобальным, т. к. в США сосредоточено ½ мирового промышленного производства;
-кризис был продолжительным (почти 5 лет), кризисное состояние длилось до Второй мировой войны;
-кризис произошёл в США, где были самые высокие темпы экономического роста;
Кризис носил структурный и системный характер, т. е. это был кризис определённого этапа развития капиталистической системы – переломный момент в развитии капитализма.
1929-1933гг. – годы мирового экономического кризиса, «Великая депрессия»
2 группа:
Причины экономического кризиса:
Производство растёт быстрее заработной платы;
Мировой рынокс/х продуктов переполнен;
1928г. -снижение цен на с/х продукты;
Низкая покупательная способность населения;
Невозможно вернуть банкам кредиты;
Фермерские хозяйства стали убыточными;
Рынок и конкуренция как регуляторы экономической системы перестали работать. (монополии диктовали цены)
Социальные последствия кризиса:
-закрытие предприятий, сокращение производства;
- массовая безработица;
- рост контрастов богатства и бедности, появление на улицах города бездомных и нищих;
- голодные бунты и социальные движения протеста;
- утрата людьми чувства достоинства, безысходность, самоубийства, падение нравственности, рост преступности.
Учащиеся анализируют статистические данные о мировом экономическом кризисе и отвечают на вопросы.
Учащиеся анализируют схему, делают записи себе в тетради, отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
1. Сторонники свободной рыночной экономики, традиционной либеральной точкой зрения о невмешательстве государства в экономическую жизнь. Сторонники жесткого государственного регулирования в части использования опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны
2. Принцип «иди» - подталкивание роста потребления. Принцип «стой» - сдерживание потребления.
3. Регулирование:
Антикризисное: увеличение государственных расходов; понижение налогов; понижение банковского %
Антиинфляционное: сокращение государственных расходов; повышение налогов; повышение банковского %
Высказывают свои мнения, дискутируют. Сообща приходят к выводу, что речь идёт о характере политического режима.
Перечисляют типы политических режимов (демократический, тоталитарный и авторитарный режимы).
Работают в тетрадях, заполняют таблицу.
Заслушиваются ответы нескольких учащихся, ребята вносят дополнения, корректируют друг друга.
| IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
|
| Устно составьте рассказ о развитии США в 20-е годы, используя следующие слова, словосочетания, имена: международный кредитор, массовое производство, дегуманизация труда, «просперити», массовая культура, консерватизм, Ку-клукс-клан, «обезьяний процесс», Сакко и Ванцетти, коррупция, мафия, «сухой закон», гангстеры, АльКапоне, экономический кризис.
Выпишите в тетрадь значение этих слов, словосочетаний, имён.
| Устно в парах из предложенных слов составляют рассказ о развитии США в 20-е годы.
Свои рассказы по очереди представляет каждая группа и значение слов и словосочетаний записывается в тетрадь.
| V. Итоги урока. Рефлексия
|
| Задает проблемные вопросы, поставленный в начале урока: «Что привело к «Великому кризису»? Какие меры способствовали выходу из него? ».
- Над чем же мы сегодня работали?
- Сейчас вы выберите вопрос любого типа из «Ромашки вопросов» и, учитывая оставшееся время урока, сформулируйте и задайте свой вопрос конкретному ученику? (Использование приёма «Ромашка Блума»)
| Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
| Домашнее задание
|
| Конкретизирует домашнее задание
§ 7, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания. Сделать сообщение о биографии Ф. Рузвельта.
| Записывают домашнее задание
|
Приложение 1
|