|
|||
Трофические сети ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В реальных природных экосистемах, включающих большое число видов организмов, функционируют и большое количество трофических цепей, причем некоторые виды участвуют одновременно в нескольких различных цепях питания, т е некоторые цепи образуют общие уровни. Пищевая сеть - это сложная сеть пищевых взаимоотношений. Практическая часть: 1. Используя Рис. 1 «Растительный и животный мир степи» выпишите виды, относящиеся к: а) продуцентам: б) консументам I порядка: в) консументам II или III порядка:
Рис. 1 Растительный и животный мир степи 2. Используя рис. 1 «Растительный и животный мир степи» и рис. 2 « Растительный и животный мир леса» составить три пастбищные и две детритные цепи питания (для каждой экосистемы)
3. Ответьте на вопросы: 1. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. а) Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют.......... Они представлены в основном видами, относящимися к ………….. миру. б) Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют............. Они представлены видами, относящимися к............. и.............. в) Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют... …...... Они представлены в основном видами, относящимися к ………... миру. 2. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном: а) грибами; б) животными; в) бактериями; г) растениями. 3. Кто из перечисленных организмов относится к продуцентам? а) корова; б) белый гриб; в) клевер луговой; г) человек. 4. Какова роль редуцентов в экосистемах? а) уничтожают организмы; б) обеспечивают продуцентов минеральным питанием, поддерживают круговорот элементов; в) обеспечивают продуцентов водой, поддерживают круговорот воды; г) поставляют в экосистему органические вещества и энергию; д) трансформируют вещество из одного состояния в другое. 5. Из перечисленных названий организмов (медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи) выберите: А) продуценты: Б) консументы: В) редуценты: 6. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается: а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам; в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам. 7. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания: а) леопард — газель — трава; б) клевер — заяц — орел — лягушка; в) перегной — дождевой червь — землеройка — горностай; г) трава — зеленый кузнечик — лягушка — уж. 8. Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором — личинка комара в пресном водоеме, в третьем — комнатная муха, в четвертом — личинка майского жука, в пятом — инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. 9. Укажите пастбищные (А) и детритные (Б) пищевые цепи: а) диатомовые водоросли — личинка поденки — личинка ручейника; б) бурая водоросль — береговая улитка — кулик — сорока; в) мертвое животное — личинка падальной мухи — травяная лягушка — уж обыкновенный; г) нектар — муха — паук — землеройка — сова; д) коровий помет — личинка мухи — скворец — ястреб-перепелятник; е) листовая подстилка — дождевой червь — землеройка — горностай. 10. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте в пищевых цепях: А. Нектар цветов — муха —? — синица —? Б. Древесина —? — дятел. В. Листья —? — кукушка. Г. Семена —? — гадюка — аист. Д. Трава — кузнечик —? — уж —? Вывод:
Литература: 1. Бродский А. К. Общая экология. – М.: ИЦ Академия, 2009, с. 168-170. Контрольные вопросы: 1. Что понимается под трофической структурой экосистем? 2. Что называют трофическим (пищевым) звеном? 3. Дайте определение трофической (пищевой) цепи. 4. Какие энергетические процессы происходят в экосистемах? По каким закономерностям энергия рассеивается и передается в цепях питания? 5. Перечислите типы трофических цепей. 6. На какие виды делятся трофические цепи в зависимости от числа уровней?
|
|||
|