30 Содержание верного ответа и указанияк оцениванию
30 Содержание верного ответа и указанияк оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие особенности научного познания, допустим:
— стремление к объективному знанию, т. е. изучение мира таким, какой он есть (вопреки господствующим взглядам того времени, Н. Коперник убедительно доказал, что Земля лишь одна из планет и все планеты вращаются вокруг Солнца, он стремился познать мир таким, какой он есть);
— направленность на получение таких знаний, которые не только связаны с практическими нуждами современности, но могут найти применение в будущем (Г. Р. Герц открыл электромагнитные волны, на тот момент это открытие не получило широкого практического применения, лишь спустя десятилетия А. С. Попов, опираясь на эти исследования, изобрел радио);
— использование специальных средств и методов (даже школьники во время лабораторных работ по физике проводят эксперименты, используя различные приборы, так, для измерения напряжения на различных участках электрической цепи требуются следующие приборы и материалы: источник тока, спирали-резисторы, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода);
— результаты научного познания представлены в общепринятых формах научной деятельности -теориях, законах (теория Д. Бруно о бесконечности и множестве миров во Вселенной; И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения);
— научное познание требует специальной подготовки, определенных навыков (чтобы профессионально заниматься наукой, необходимо получить не только высшее образование, но и соответствующую подготовку). Могут быть названы и проиллюстрированы другие особенности научного познания
Названы и проиллюстрированы примерами три особенности научного познания – 3 балла
| Названы две-три особенности научного познания, две из них проиллюстрированы примерами
| 2
|
| Названы одна. -три особенности научного познания, одна из них проиллюстрирована примером
|
|
| Названы одна-три особенности научного познания без примеров ИЛИ ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
|
|
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
| В ответе могут быть приведены примеры, раскрывающие следующие методы: 1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) научного моделирования.
|
|
| Правильно приведены три примера
|
|
| Правильно приведены два примера
|
|
| Правильно приведен один пример
|
|
| Ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
|
|
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
| В ответе должны быть названы три составляющие: — чувственные формы отражения; — приборно-практические средства познания; — абстрактно-логические средства анализа
|
|
| Названы три составляющие
|
|
| Названы две составляющие
|
|
| Названа одна составляющая ИЛИ ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
| 2
|
|
|
|
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| баллы
|
| 3 ответе могут быть перечислены следующие средства: . ) обобщение; 2) классификация; 3) типологизация; 4) установление эмпирических зависимостей; 5) статистическая обработка; 6)объяснение; 7) интерпретация
|
|
| Зазваны пять средств
|
|
| Названы три-четыре средства
|
|
| Названы одно-два средства ИЛИ ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
| 2
|
| Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
| В ответе могут быть приведены следующие объяснения: данные отдельных наблюдений могут содержать ошибки, связанные: 1) с отклонением в работе органов чувств; 2) с неправильными показаниями приборов; 3) с некорректной постановкой опытов; 4) с неверной интерпретацией.
|
|
| Приведены три объяснения
|
|
| Приведены два объяснения
|
|
| Приведено одно объяснение
|
|
| Ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
|
|
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Баллы
|
| В ответе должны присутствовать. следующие элементы: 1) дано название — рационалисты (рационалистическая традиция); 2) указаны две особенности, например, рационалисты отдавали предпочтение разуму', благодаря которому человечество овладевает истинными знаниями; пришли к выводу о существовании независимых от чувственного познания задатков мышления. Могут быть указаны другие особенности
|
|
| Указаны название и две особенности
|
|
| Указаны название и одна особенность ИЛИ указаны две особенности без названия
|
|
| Указано название ИЛИ одна особенность
|
|
| Ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| , 41
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| з
|
|
|
|
|
|
| | | | | |
|