|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы к разделу «Познание» (вариант 1)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Познание (вариант 1) 1. Познание в отличие от труда 1) предполагает наличие цели 2) требует от субъекта специальной подготовки 3) направлено на получения знания о предмете 4) носит полезный характер
2. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека? Человек овладевает знаниями в А. ходе практической деятельности. Б. процессе изучения основ наук. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. И чувственное, и рациональное познание 1) формирует знания и представления о предмете 2) использует логические умозаключения 3) начинается с ощущения 4) дает наглядный образ предмета
4. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1) присуще только образованным людям 2) формирует понятие о предмете 3) является критерием истины 4) приводит к полезным результатам 5. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит 1) выявление сущности явлений 2) выдвижение гипотез 3) обобщение полученных данных 4) восприятие предмета
6. Формой чувственного познания является 1) ощущение 2) понятие 3) умозаключение 4) гипотеза
7. Укажите форму рационального познания 1) восприятие 2) понятие 3) представление 4) память
8. Представление — это 1) форма чувственного познания 2) критерий истины 3) способ объяснения мира 4) форма рационального познания
9. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках, называется 1) понятием 2) представлением 3) восприятием 4) выводом
10. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) понятие 2) суждение 3) наблюдение 4) ощущение 5) восприятие Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
11. Найдите в списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) ощущение 2) понятие 3) эксперимент 4) умозаключение 5) восприятие Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
12. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ:
13. Какое слово пропущено в схеме?
Ответ:
14. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа Б) сохраняющийся в памяти обобщенный чувственно-наглядный образ предмета В) отражение в сознании человека отдельных свойств предметов ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 1) ощущение 2) представление
15. И абсолютная, и относительная истины 1) всегда находят свое подтверждение в практике 2) носят объективный характер 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем
16. Истинное знание в отличие от ложного 1) добывается в ходе познавательной деятельности 2) соответствует самому предмету познания 3) абстрагируется от второстепенных черт 4) изложено научным языком
17. Верны ли следующие суждения о ложном знании? Ложными являются знания А. не соответствующие предмету изучения. Б. не проверенные экспериментальным путем. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения об истине? А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные. Б. Относительная истина — это полное, неизменное знание. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика — это относительный критерий истины, потому что А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ____________________истиной».
Прочитайте текст и выполните задания 21 —24 Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это — адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания — и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений... Объективная истина в общественных науках, как и в естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины — это практика... При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении. Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют». (А. М, Коршунов, В. В. Мантатов) 21. Какие два определения объективной истины даны авторами? 22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в общественных науках говорится в тексте? 23. Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания. 24. Приведите три примера, подтверждающих три любых утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем — соответствующий пример.
25. Только в состав научного знания входят 1) установленные факты 2) экспериментально обоснованные выводы 3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений
26. Что является примером научного знания? 1) дважды два — четыре 2) тише едешь — дальше будешь 3) делу время — потехе час 4) утро вечера мудренее
27. Какое из приведенных утверждений является научным? 1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит 2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения 3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам 4) существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям
28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? 1) измерение объектов 2) описание экспериментальных данных 3) выдвижение гипотезы 4) проведение наблюдений
29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив - и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля. Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.
31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущие науке.
Прочитайте текст и выполните задания 32—35 Эмпирическое познание Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа <... > Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предпола-1авшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные <... > Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования <... > На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т. д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <... > проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <... > обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания. (А. Н. Елсуков) 32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании? 33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств 34. Автор считает, что результаты отдельных наблюдений сами по себе не являются фактами науки. Найдите в тексте три объяснения этого утверждения. 35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира. 36. Житейские знания основаны на 1) научном обобщении достоверных фактов 2) здравом смысле 3) эстетическом освоении действительности 4) экспериментальных данных
37. «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение является примером знания 1) житейского 2) мифологического 3) научного 4) паранаучного
38. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям? 1) закон падающего бутерброда 2) закон стоимости 3) закон фотоэффекта 4) закон спроса
39. Дознание средствами искусства обязательно предполагает использование 1) отвлеченных понятий 2) художественных образов 3) научных приборов 4) абстрактных моделей
40. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
41. Вывод: «Друзья познаются в беде», — является результатом 1) паранаучного знания 2) обобщения жизненного опыта 3) художественного вымысла 4) экспериментальной проверки
42. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки — природная основа способностей»? 1) паранаучного 2) мифологического 3) научного 4) обыденного
43. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Миф является одной из форм познания мира. Б. Миф является одной из форм научного познания мира. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
44. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ А) миф Б) наука В) обыденное знание Г) искусство
ОСОБЕННОСТИ 1) знание является побочным продуктом практической деятельности 2) знание существует в форме художественных образов 3) знание раскрывается в процессе повествования 4) знание является результатом целенаправленной деятельности Запишите в таблицу выбранные цифры.
45. Какая из перечисленных наук изучает общество? 1) зоология 2) астрономия 3) история 4) химия
46. Какая из перечисленных наук изучает общество? 1) лингвистика 2) юриспруденция 3) анатомия 4) генетика
47. Среди перечисленных наук изучением социально-демографических групп занимается 1) правоведение 2) экология 3) социология 4) политология
48. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
49. Верны ли следующие суждения? А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности. Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
50. Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальному знанию присуще единообразие взглядов и подходов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответы к разделу «Познание» (вариант 1)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|