Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы к разделу «Познание» (вариант 1)



Познание (вариант 1)

1. Познание в отличие от труда

1) предполагает наличие цели

2) требует от субъекта специальной подготовки

3) направлено на получения знания о предмете

4) носит полезный характер

 

2. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?

Человек овладевает знаниями в

А. ходе практической деятельности.

Б. процессе изучения основ наук.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

3. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете

2) использует логические умозаключения

3) начинается с ощущения

4) дает наглядный образ предмета

 

4. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) присуще только образованным людям

2) формирует понятие о предмете

3) является критерием истины

4) приводит к полезным результатам

5. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит

1) выявление сущности явлений

2) выдвижение гипотез

3) обобщение полученных данных

4) восприятие предмета

 

6. Формой чувственного познания является

1) ощущение

2) понятие

3) умозаключение

4) гипотеза

 

7. Укажите форму рационального познания

1) восприятие

2) понятие

3) представление

4) память

 

8. Представление — это

1) форма чувственного познания

2) критерий истины

3) способ объяснения мира

4) форма рационального познания

 

9. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих сущест­венных признаках, называется

1) понятием

2) представлением

3) восприятием

4) выводом

 

10. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного по­знания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) понятие

2) суждение

3) наблюдение

4) ощущение

5) восприятие

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

 

11. Найдите в списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение

2) понятие

3) эксперимент

4) умозаключение

5) восприятие

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

12. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Основные признаки... как формы познания
     
 

 

 


в сознании человека отражается целост­ный образ предмета   чувственный образ воспроизводится в сознании без непрерывного взаимодей­ствия человека с самим предметом

Ответ:

 

13. Какое слово пропущено в схеме?

 

Формы рационального (логического) познания

Понятие

 
         
умозаключение

Ответ:

 

14. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания: к каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКА

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

Б) сохраняющийся в памяти обобщен­ный чувственно-наглядный образ предмета   

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предметов

ФОРМА ЧУВСТВЕН­НОГО ПОЗНАНИЯ

1) ощущение

2) представление

      

 


 

15. И абсолютная, и относительная истины

1) всегда находят свое подтверждение в практике

2) носят объективный характер

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

 

16. Истинное знание в отличие от ложного

1) добывается в ходе познавательной деятельности

2) соответствует самому предмету познания

3) абстрагируется от второстепенных черт

4) изложено научным языком

 

17. Верны ли следующие суждения о ложном знании? Ложными являются знания

А. не соответствующие предмету изучения.

 Б. не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

18. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к абсолютной истине идет через истины относи­тельные. Б. Относительная истина — это полное, неизменное знание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика — это относительный критерий истины, пото­му что

А. не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.

Б. существуют явления, не доступные для практического воздействия на них.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное зна­ние, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть ____________________истиной».

 

Прочитайте текст и выполните задания 21 —24

Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это — адекватное от­ражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика ис­тины применима к любой форме познания — и к естественно-науч­ному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, сле­дует видеть и специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объ­екта, и субъекта познания, и их отношений...

Объективная истина в общественных науках, как и в естествозна­нии, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмот­ра. Единственный объективный критерий истины — это практика...

При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины явля­ется не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а обще­ственная практика в ее историческом измерении.

Однако практика является относительным критерием социаль­ной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практи­ки настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».

                                                                                                                    (А. М, Коршунов, В. В. Мантатов)

21. Какие два определения объективной истины даны авторами?

22. О каких двух особенностях практики как критерия истины в об­щественных науках говорится в тексте?

23. Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объ­екта, субъекта и результатов социального познания.

24. Приведите три примера, подтверждающих три любых утверж­дения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем — соответствующий пример.

 

25. Только в состав научного знания входят

1) установленные факты

2) экспериментально обоснованные выводы

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

 

26. Что является примером научного знания?

1) дважды два — четыре

2) тише едешь — дальше будешь

3) делу время — потехе час

4) утро вечера мудренее

 

 27. Какое из приведенных утверждений является научным?

1) время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит

2) судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения

3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам

4) существует наследственная предрасположенность к от­дельным заболеваниям

 

28. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) измерение объектов

2) описание экспериментальных данных

3) выдвижение гипотезы

4) проведение наблюдений

 

29. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соеди­няющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изу­чив описания, оставленные предшественниками, предполо­жил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каж­дую бухту, каждый залив - и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огнен­ная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажи­те три метода.

 

30. Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

 

31. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, прису­щие науке.

 

Прочитайте текст и выполните задания 32—35

Эмпирическое познание

Сложность структуры познавательной деятельности обусловле­на также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыс­лилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отраже­ния, приборно-практические средства познания и абстрактно-ло­гические средства анализа <... >

Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предпола-1авшая, что источником научных знаний являются только чувствен­ные данные <... > Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпири­ческое познание не является чисто чувственным, а предполагает ис­пользование различных рациональных приемов исследования <... >

На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследо­вания, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т. д. Иначе гово­ря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринима­лись в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, оши­бочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление <... > проверяются и перепроверяются ре­зультаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществля­ются дополнительные эксперименты. Исходные данные, получен­ные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются <... > обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической об­работке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания.

                                                                                                                                                       (А. Н. Елсуков)

32. Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

33. Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, по­зволяют максимально объективно описать явления действите­льности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств

34. Автор считает, что результаты отдельных наблюдений сами по себе не являются фактами науки. Найдите в тексте три объясне­ния этого утверждения.

35. Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эм­пирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две осо­бенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

36. Житейские знания основаны на

1) научном обобщении достоверных фактов

2) здравом смысле

3) эстетическом освоении действительности

4) экспериментальных данных

 

37. «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение яв­ляется примером знания

1) житейского

2) мифологического

3) научного

4) паранаучного

 

38. Какой из перечисленных примеров относится к житейским зна­ниям?

1) закон падающего бутерброда

2) закон стоимости

3) закон фотоэффекта

4) закон спроса

 

39. Дознание средствами искусства обязательно предполагает ис­пользование

1) отвлеченных понятий

2) художественных образов

3) научных приборов

4) абстрактных моделей

 

40. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человече­ского знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов по­знания мира.

Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повсе­дневной жизни, свойственна теоретическая обоснован­ность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

41. Вывод: «Друзья познаются в беде», — является результатом

1) паранаучного знания

2) обобщения жизненного опыта

3) художественного вымысла

4) экспериментальной проверки

 

42. Примером какого вида знания является утверждение: «Задат­ки — природная основа способностей»?

1) паранаучного

2) мифологического

3) научного

4) обыденного

 

43. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человече­ского знания?

А. Миф является одной из форм познания мира.

Б. Миф является одной из форм научного познания мира.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

44. Установите соответствие между формой познания и ее особенно­стью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) миф

Б) наука

В) обыденное знание

 Г) искусство

 

ОСОБЕННОСТИ

1) знание является побочным продук­том практической деятельности

2) знание существует в форме худо­жественных образов

3) знание раскрывается в процессе повествования

4) знание является результатом це­ленаправленной деятельности

Запишите в таблицу выбранные цифры.


А Б В       Г
       

 

45. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) история

4) химия

 

46. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) юриспруденция

3) анатомия

4) генетика

 

47. Среди перечисленных наук изучением социально-демографиче­ских групп занимается

1) правоведение

2) экология

3) социология

4) политология

 

48. Верны ли следующие суждения?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Научное изучение общества требует объективного под­хода к фактам.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

49. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой позна­вательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обу­словленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

50. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов со­циального познания.

Б. Социальному знанию присуще единообразие взглядов и подходов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответы к разделу «Познание» (вариант 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

представления  

суждение  

 

 

16.

 

 

 
 

абсолютный

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

 

 

Объективная истина — это: 1) содержание знаний, не зависящее ни от челове­ка, ни от человечества; 2) адекватное отражение субъектом окружающе­го мира

 

 

 

Правильно указаны две позиции

 

 

Правильно указана одна позиция

 

 

Ответ неправильный

 

 

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

 

 

Элементы правильного ответа: 1) практика понимается не как единичный опыт, а как общественная практика в ее историче­ском измерении; 2) практика указывает истинность знания только для определенных исторических условий

 

 

 

Правильно указаны две позиции

 

 

Правильно указана одна позиция

 

 

Ответ неправильный

 

 

Максимальный балл

1

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы правильного ответа: 1) объект социального познания — общество — сложнее, чем природа, поскольку в нем прояв­ляются сознание и воля людей;

 
 

2) субъект социального познания — люди, кото­рые имеют определенные интересы; 3) результаты социального познания зависят от субъективной цозиции исследователя; 4) результатом социального познания является знание об обществе

 
   

Правильно указаны три позиции

   

Правильно указаны две позиции

   

Правильно указана одна позиция

   

Ответ неправильный

   

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
   

Указаны три утверждения и приведены примеры

   

Указаны два утверждения и приведены примеры

   

Указано одно утверждение и приведен пример

   

Указаны утверждения без примеров или приведены примеры без утверждений или ответ неправильный

   

Максимальный балл

2

 
 
 
 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы
   

В ответе должны быть названы методы: 1) выдвижение гипотез (гипотеза); 2) теоретический анализ; 3) практическое исследование (наблюдение)

 
   

Указаны три метода

   

Указаны два метода

   

Указан один метод

   

Ответ неправильный

   

Максимальный балл

             


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.