Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интерлюдии



C-G G-C F-E A-E B - Es As-D D-B B-Ges Cis-H H-Cis

 

Каждый из 12 звуков представлен только одной фугой, так как, согласно теории Хиндемита, мажор и одноименный минор образуют единую тональность. Композитор указывает лишь основной тон (in C, in D) и отказывается от ключевых знаков. Все фуги – трёхголосные, что определяет фактурную целостность цикла. Фуги чередуются по принципу контраста темпа и характера. Интерлюдии как бы «рассеивают» тематический материал предыдущей фуги, тематически и эмоционально готовят следующую фугу. Поэтому «Ludustonalis» Пауля Хиндемита не предусматривает изолированного исполнения отдельных фуг. Композитор скрепил конструкцию цикла вступительной прелюдией и заключительной постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии. Образуется интересная, художественно убедительная и прочная композиционная арка.

Ориентация на полифонические традиции барокко обусловила ряд общих черт с произведениями И. С. Баха:

  • циклы состоят из фуг, которые чередуются с пьесами свободного характера (прелюдии – у Баха, интерлюдии – у Хиндемита);
  • фуги размещены в порядке, определяемом актуальными для своего времени теоретическими принципами (хроматическая равномерная темперация – у Баха, система акустического родства звуков – у Хиндемита);
  • циклы построены на сопоставлении контрастных образов, которые являются следствием широких художественных обобщений музыки определённых эпох;
  • «LudusTonalis» – вершина полифонического мастерства Пауля Хиндемита. Подобно «Искусству фуги» Баха, демонстрирует сложную полифоническую технику (например, техника зеркального и ракоходного контрапункта)

1. 1942 - год написания
2. написан к 200-летию завершения Бахом второго тома ХТК
3. 12 фуг задуманы как " контрапунктические, тональные и пианистические упражнения", но далеко выходят за рамки поставленной задачи
4. цикл представляет собой единое целое, в котором интерлюдии выполняют роль связки - тональной модуляции от одной фуги к другой
- №2 и №6 не содержат заключительной модуляции, а оканчиваются на том же тоне, что и предшествующая им фуга
- №3, №5, №6, №9, №11 завершаются на доминанте или субдоминанте тональности, которой предшествуют данные интерлюдии
- цикл обрамляется Прелюдией и Постлюдией (ракоходно-обратимый контрапункт по отношению к Прелюдии)
5. расположение фуг
- связано с системой акустического родства тонов
- С, G, F, A, E, Es, As, D, B, Des, H, Fis
6. Прелюдия
- стоит особняком
- отличается от интерлюдий в жанровом отношении
- единственная " фантазия" в цикле
- трехчастная безрепризная контрастно-составная форма
- тональный план конспективно отражает тональную организацию цикла
7. интерлюдии
- по масштабам сопоставимы с фугами
- контрастируют с ними ярко выраженной жанровой природой (прелюдия, сицилиана, скерцо, токкатина, инвенция, марш, романс, тарантелла, речитатив, basso-ostinato, вальс)
8. фуги (общее)
- концентрированное выражение ratio
- отдалены от жанровой сферы (абстракция)
- черты старинных полифонических форм:
а) каноническая фуга (Н)
б) ракоходно-возвратная форма (F)
- своеобразие фугам предает
а) неоклассицизм: т. н. " объективный" характер
б) конструктивизм форм
в) своеобразие тональной организации
г) новые свойства контрапункта голосов: сочетание нормативного разрешения диссонансов с трактовкой их как независимых элементов
в цикле две многотемные фуг - in С (тройная), in A (двойная)
9. тематизм фуг
- два типа
а) " классический": содержит в ядре классическую ладовую настройку в виде тонической квинты или кварты (C, G, Es, D, отчасти Des)
б) " современный": активно исп. хроматические обороты и мотивы, ослабляющие централизующее действие основного тона (все остальные)
в) фуга in Fis - стреттная - создает тональную настройку в двухголосии, т. е. в зоне канонического изложения темы
10. разделы фуг
а) экспозиционный раздел
- ответные проведения темы всегда точные
- господствую кварто-квинтовые ответы
- два медиантовых (in A, in F)
б) средний раздел
- отдаленна тональная сфера
- начинается (обычно) в тональности II или III степени родства
- интермедии имеют важное значение на данном участке формы (регистровый, динамический, темповый контраст): кларитивная функция
в) заключительный раздел
- например, в фугах in D, in As не проводит темы в главной тональности, тоника достигается лишь в последнем такте
- например, в фуге in A - битональный контрапункт двух тем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.