Интерлюдии
C-G G-C F-E A-E B - Es As-D D-B B-Ges Cis-H H-Cis
Каждый из 12 звуков представлен только одной фугой, так как, согласно теории Хиндемита, мажор и одноименный минор образуют единую тональность. Композитор указывает лишь основной тон (in C, in D) и отказывается от ключевых знаков. Все фуги – трёхголосные, что определяет фактурную целостность цикла. Фуги чередуются по принципу контраста темпа и характера. Интерлюдии как бы «рассеивают» тематический материал предыдущей фуги, тематически и эмоционально готовят следующую фугу. Поэтому «Ludustonalis» Пауля Хиндемита не предусматривает изолированного исполнения отдельных фуг. Композитор скрепил конструкцию цикла вступительной прелюдией и заключительной постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии. Образуется интересная, художественно убедительная и прочная композиционная арка.
Ориентация на полифонические традиции барокко обусловила ряд общих черт с произведениями И. С. Баха:
- циклы состоят из фуг, которые чередуются с пьесами свободного характера (прелюдии – у Баха, интерлюдии – у Хиндемита);
- фуги размещены в порядке, определяемом актуальными для своего времени теоретическими принципами (хроматическая равномерная темперация – у Баха, система акустического родства звуков – у Хиндемита);
- циклы построены на сопоставлении контрастных образов, которые являются следствием широких художественных обобщений музыки определённых эпох;
- «LudusTonalis» – вершина полифонического мастерства Пауля Хиндемита. Подобно «Искусству фуги» Баха, демонстрирует сложную полифоническую технику (например, техника зеркального и ракоходного контрапункта)
1. 1942 - год написания 2. написан к 200-летию завершения Бахом второго тома ХТК 3. 12 фуг задуманы как " контрапунктические, тональные и пианистические упражнения", но далеко выходят за рамки поставленной задачи 4. цикл представляет собой единое целое, в котором интерлюдии выполняют роль связки - тональной модуляции от одной фуги к другой - №2 и №6 не содержат заключительной модуляции, а оканчиваются на том же тоне, что и предшествующая им фуга - №3, №5, №6, №9, №11 завершаются на доминанте или субдоминанте тональности, которой предшествуют данные интерлюдии - цикл обрамляется Прелюдией и Постлюдией (ракоходно-обратимый контрапункт по отношению к Прелюдии) 5. расположение фуг - связано с системой акустического родства тонов - С, G, F, A, E, Es, As, D, B, Des, H, Fis 6. Прелюдия - стоит особняком - отличается от интерлюдий в жанровом отношении - единственная " фантазия" в цикле - трехчастная безрепризная контрастно-составная форма - тональный план конспективно отражает тональную организацию цикла 7. интерлюдии - по масштабам сопоставимы с фугами - контрастируют с ними ярко выраженной жанровой природой (прелюдия, сицилиана, скерцо, токкатина, инвенция, марш, романс, тарантелла, речитатив, basso-ostinato, вальс) 8. фуги (общее) - концентрированное выражение ratio - отдалены от жанровой сферы (абстракция) - черты старинных полифонических форм: а) каноническая фуга (Н) б) ракоходно-возвратная форма (F) - своеобразие фугам предает а) неоклассицизм: т. н. " объективный" характер б) конструктивизм форм в) своеобразие тональной организации г) новые свойства контрапункта голосов: сочетание нормативного разрешения диссонансов с трактовкой их как независимых элементов в цикле две многотемные фуг - in С (тройная), in A (двойная) 9. тематизм фуг - два типа а) " классический": содержит в ядре классическую ладовую настройку в виде тонической квинты или кварты (C, G, Es, D, отчасти Des) б) " современный": активно исп. хроматические обороты и мотивы, ослабляющие централизующее действие основного тона (все остальные) в) фуга in Fis - стреттная - создает тональную настройку в двухголосии, т. е. в зоне канонического изложения темы 10. разделы фуг а) экспозиционный раздел - ответные проведения темы всегда точные - господствую кварто-квинтовые ответы - два медиантовых (in A, in F) б) средний раздел - отдаленна тональная сфера - начинается (обычно) в тональности II или III степени родства - интермедии имеют важное значение на данном участке формы (регистровый, динамический, темповый контраст): кларитивная функция в) заключительный раздел - например, в фугах in D, in As не проводит темы в главной тональности, тоника достигается лишь в последнем такте - например, в фуге in A - битональный контрапункт двух тем.
|