![]()
|
|||
Эстетический идеал ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Эстетический вкус не может проявляться без идеала, который он устанавливает в соответствии со своим представлением о совершенстве. Идеал это духовный ориентир, образец, цель. Под идеалом понимают: 1) высшую степень, завершенность какого-либо состояния («идеальное решение»); 2) индивидуально принятый стандарт чего-либо. Нравственный идеал – надвременной, надситуативный, надиндивидуальный духовный стандарт (его признаки: универсальность, абсолютность, совершенство, образцовость). Это – неконкретизируемый образ добра и красоты. Идеал не существует вне соотнесения с реальностью. Причина: во всё той же «открытости», духовной незавершенности человека, необходимости в его ориентации на высшее, образцовое для собственного самосовершенствования. Эстетический идеал существует в чувственно-эмоциональной форме. В. Белинский говорил об идеале, что это не случайная игра фантазии, и не механический слепок с действительности, но угаданная разумом и воссозданная творческим воображением возможность какого-либо явления. Всякий идеал несёт эстетические качества. Эстетический идеал творчески достраивает действительность, акцентируя в ней самое существенное, значимое, общечеловеческое, непреходящее. Эстетический идеал – самое глубокое чувственно-эмоциональное отображение сущности явления, содержит в себе наивысшую форму развития реальности. Эстетический идеал феноменологически: исторически конкретный образ совершенной жизни, человека и природы. Идеал воплощает самые значимые парадигмы общественных отношений данной исторической эпохи. Он основан на диалектике объективного (т. к. его почва – в самой действительности) и субъективного (ставят цели и реализуют их творческие личности). Эстетический идеал всегда даёт перспективу в будущее. Г. Плеханов: «Идеал – это действительность завтрашнего дня». Нет цели – нет и идеала. Нередко идеал пытается установить вектор и в прошлое (идеализация определённых сторон национальной истории, художественные образцы прошлого – античные, например). Социальное значение эстетического идеала в том, что он ориентирует общество и человека на реальность, на те проблемы, которые встают перед обществом. Идеалы тесно связаны с феноменом социального мифотворчества (социалистические мифы 30-50-х гг. ). Согласно И. Канту, идеал в принципе недостижим, представляет собой абсолютное совпадение формы и содержания: совершенное единство. Согласно Г. Гегелю, смысл идеальных конструкцийв том. чтобы лишить внешний мир неподатливой чуждости, сделать его подвластным себе. В этой деятельности человек формирует и себя самого. В этом – высшая свобода человека. Эстетический идеал совершенствует духовный мир человека, приобщает его ко всеобщему, развертывая творческие потенции, делает человека социально активным и духовно богатым, способным обнаружить совершенство природы и общества.
|
|||
|